Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:55, реферат
Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) — сведения о чём-либо, независимо от формы их представления.
В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания данное понятие описывается своим специфическим набором признаков.
Понятие информации
Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) — сведения о чём-либо, независимо от формы их представления.
В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания данное понятие описывается своим специфическим набором признаков.
С точки зрения философии
Традиционализм субъективного постоянно доминировал в ранних философских определениях информации, как категории, понятия, свойства материального мира. Информация существует независимо от нашего сознания, и может иметь отражение в нашем восприятии только как результат взаимодействия: отражения, чтения, получения в виде сигнала, стимула. Информация нематериальна, как и все свойства материи. Информация стоит в ряду: материя, пространство, время, системность, функция, и др. что есть основополагающие понятия формализованного отражения объективной реальности в её распространении и изменчивости, разнообразии и проявленности. Информация — свойство материи и отражает её свойства (состояние или способность взаимодействия) и количество (мера) путём взаимодействия.
С материальной точки зрения информация — это порядок следования объектов материального мира.
С математической точки зрения информация — это последовательность целых чисел, которые записаны в вектор. Числа — это номер объекта в базисе информации. Вектор называется инвариантом информации, так как он не зависит от физической природы объектов базиса.
С точки зрения информатики
Предметом изучения науки информатика являются именно данные: методы их создания, хранения, обработки и передачи. А сама информация, зафиксированная в данных, её содержательный смысл интересны пользователям информационных систем, являющимся специалистами различных наук и областей деятельности.
С точки зрения юриспруденции
Правовое определение понятия «информация» дано в федеральном законе от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Статья 2): «информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».
Федеральный закон № 149-ФЗ определяет и закрепляет права на защиту информации и информационную безопасность граждан и организаций в ЭВМ и в информационных системах, а также вопросы информационной безопасности граждан, организаций, общества и государства.
С точки зрения теории управления
В теории управления (кибернетике), предметом исследования которой являются основные законы управления, то есть развития систем управления, информацией называются сообщения, получаемые системой из внешнего мира при адаптивном управлении (приспособлении, самосохранении системы управления).
Толковый словарь русского языка Ожегова приводит 2 определения слова «информация»:
Можно выделить следующие подходы к определению информации:
Традиционный (обыденный) - используется в информатике: Информация – это сведения, знания, сообщения о положении дел, которые человек воспринимает из окружающего мира с помощью органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания).
Вероятностный - используется в теории об информации: Информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределённости и неполноты знаний.
Понятие данных
Данные - факты и характеризующие их числовые, количественные показатели: имена, даты событий, сведения об экономических процессах, местах действия; сведения, обработанные специальным образом для принятия решений, информация.
Данные — представление фактов и идей в формализованном виде, пригодном для передачи и обработки в некотором информационном процессе.
Изначально — данные величины, то есть величины, заданные заранее, вместе с условием задачи. Противоположность — переменные величины.
В информатике данные — это результат фиксации, отображения информации на каком-либо материальном носителе, то есть зарегистрированное на носителе представление сведений независимо от того, дошли ли эти сведения до какого-нибудь приёмника и интересуют ли они его.
Данные — это и текст книги или письма, и картина художника, и ДНК.
Данные, являющиеся результатом фиксации некоторой информации, сами могут выступать как источник информации. Данные, извлекаемые из информации, могут подвергаться обработке, и результаты обработки фиксируются в виде новых данных.
Данные могут рассматриваться как записанные наблюдения, которые не используются, а пока хранятся.
Информация, отображаемая данными, может быть непонятна приемнику (шифрованный текст, текст на неизвестном языке и пр.).
Данные относятся к способу представления, хранения и элементарным операциям обработки информации. Прежде всего, данные - это основа информации. Образно говоря, данные - это текст в некотором алфавите, а информация - это рассказ, сообщение, сведения, имеющие определенный смысл.
Одна из главных особенностей данных состоит в том, что их становится невероятно много. В современных условиях массового применения компьютеров источников данных гигантское количество. Например, только при моделировании урагана на суперкомпьютере модель урагана генерирует несколько терабайт данных, а европейский адронный коллайдер (ускоритель элементарных частиц) способен за год обеспечить исследователей петабайтами данных.
Существуют четыре аспекта работы с данными: определение данных, вычисление данных, манипулирование данными и их обработка, управление данными (администрирование данных).
Понятие знания
Знание (англ. - Knowledge) — проверенные общественной практикой полезные сведения, которые могут многократно использоваться людьми для решения тех или иных задач.
Обычно понятие Знания трактуется с двух позиций: 1) как совокупность сведений и фактов в какой-либо области; 2) постижение действительности сознанием в виде науки.
Современная ситуация добавляет еще один важный ракурс. Знания - это люди плюс информация, возведенные в степень средств распространения этой информации. В такой же степени, Знания - это умение найти нужную информацию и нужных людей, это умение организовать процесс, который направлен на достижение поставленной цели.
Знание можно рассматривать как объект коммерции и автоматизации. Это логически полный ограниченный набор сведений для непосредственного решения требуемой задачи (ряда задач) подготовленный специалистами.
Ученые предлагают различные определения понятия «знания».
Знания — это формализованная информация, на которую ссылаются или используют в процессе решения задачи.
Знания — это закономерности предметной области (принципы, связи, законы), полученные в результате практической деятельности и профессионального опыта, позволяющие специалистам ставить и решать задачи в этой области.
Знания — это хорошо структурированные данные, или данные о данных, или метаданные.
Знание о предметной области — это описание объектов, их окружения, необходимых явлений, фактов, а также отношений между ними.
Знания в области
искусственного интеллекта — это
комплексные отношения
Соотношение понятий «информация», «данные», «знания»
При всех коллизиях и взаимных трансформациях в категориях «информация», «данные», «знание» вполне отчетливо просматриваются явные отличия.
Категории «информация» и «знание» с философской точки зрения действительно являются понятиями высокого уровня, отражающими наиболее существенные качества информационных систем как объектов и явлений окружающего мира. Если понятие «информация» более точно отражает логическую (вертикальную) составляющую процессов в информационных системах, то понятие «знание» более точно отражает суть целостности - горизонтальную составляющую информационных систем.
Если понятие «информации» более тесно связано с сущностью процессов в информационных системах, то понятие "знание" связано с качеством процессов в информационных системах. Более точно отличия и связь понятий «информация» и «знание» можно охарактеризовать взаимной связью категорий «часть – целое».
Понятие «информация» необходимо рассматривать только при наличии источника и получателя информации, а также канала связи между ними. Понятию «информации» также сопутствует интерпретация значения информации, преобразование значения информации. Теория Клода Шеннона полностью строится на основе такого «коммуникационного» понимания информации. Она описывает количественные характеристики связи - пропускную способность каналов, скорость передачи данных и т.п.
Понятие «знание» обычно связывают с процессом принятия решений, а также изучения окружающего мира и обучения. Для принятия решения характерно понимание цели. Цель возникает, когда осознается текущее состояние (ситуации, положения и т.п.) и формируется образ другого состояния (собственно цели), которое нужно достигнуть. Для перехода из текущего состояния в другое (целевое) необходимы знания и данные. Знания - это опыт, инструмент, данные - это учет деталей и фактов, это вспомогательные элементы.
Понятие «данные» - относительно новый термин, в общем случае характеризующий некоторый набор символов, который можно хранить, передавать, преобразовывать. Обычно данные являются входной информацией для какого-либо информационного процесса, системы.
«Научно-техническая информация - это задокументированное научное знание, введенное в оборот, участвующее в функционировании и развитии общества». (Муранивский Т. В.) То есть, знание, являющееся достоянием чьего-либо сознания и не получившее «толчка» для циркулирования в обществе, не может рассматриваться как информация.
Основываясь на этом, можно констатировать условность превращения знания в информацию и информации в знание. Информация выступает как форма знания, отчужденная от его носителя (сознания субъекта), и обобществляющая его для всеобщего использования: информация - это динамическая форма существования знания, обеспечивающая его распространение и действенность (применение). Получая информацию, пользователь превращает ее путем интеллектуального усвоения (информационно-когнитивного процесса) в свои новые личностные знания, то есть происходит воссоздание знаний на основе информации.
Соответственно можно сказать, что на начальном этапе знания - это данные, актуализированные субъектом, особенностью которых является то, что они не могут быть использованы без участия самого субъекта.
Результаты решения задач (обычно, «субъективизированного»), обобщения в виде законов, теорий, совокупностей взглядов и представлений, выступающие как истинная, проверенная информация, отчужденные от субъекта их сформировавших, образуют обобществленные знания. Представленные обычно в форме документов и сообщений, они, в свою очередь, могут рассматриваться как объективно существующие данные.
Функциональное соотношение этих понятий иллюстрируется схемой (Рис.1), где когнитивный процесс рассматривается как неотъемлемая составляющая любого созидательного, как творческого, так и производственного процесса, предполагающего возможность прогнозирования и управления.
Рис.1 Соотношение понятий «информация», «данные», «знания»
Станут ли данные информацией,
зависит от того, известен ли метод
преобразования (отражения) данных в
новые или уже известные
Кроме того, одни и те же данные могут представлять разную информацию в зависимости от степени адекватности взаимодействующих с ними методов, к которым надо отнести и условия ее извлечения (например, наличного знания субъекта).
Таким образом, в отличие
от данных, которые по своей природе
являются объективными (так как это
результат регистрации
Циклический процесс получения знаний