Понятие информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 16:46, реферат

Описание работы

Фундаментальной чертой цивилизации является рост производства, потребления и накопления информации во всех отраслях человеческой деятельности. Вся жизнь человека, так или иначе, связана получением, накоплением и обработкой информации. Что бы человек ни делал: читает ли он книгу, смотрит ли он телевизор, разговаривает, он постоянно и непрерывно получает и обрабатывает информацию. Для XXI века характерна небывалая скорость развития науки, техники и новых технологий. Так от изобретения книгопечатания (середина XV века) до изобретения радиоприемника (1895г.) прошло около 440 лет, а между изобретением радио и телевидения - около 30 лет. Разрыв во времени между изобретением транзистора и интегральной схемы составил всего 5 лет.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..….3
Понятие информации…………………………………………………………..4
История развития информатики…………………………………………..5
Информатика и современное общество………………… …………..8
Социальные аспекты информатики……………………………………...10
Заключение…………………………………………………………………………….13

Файлы: 1 файл

информатика в жизни общества.docx

— 30.58 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………..….3

Понятие информации…………………………………………………………..4

История развития информатики…………………………………………..5

Информатика и современное общество………………… …………..8

Социальные аспекты информатики……………………………………...10

Заключение…………………………………………………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

Фундаментальной чертой цивилизации  является рост  производства, потребления  и накопления информации во всех отраслях человеческой деятельности.  Вся  жизнь человека, так или иначе, связана получением,  накоплением  и обработкой информации.  Что  бы человек ни делал: читает ли он книгу, смотрит ли он телевизор, разговаривает, он постоянно и непрерывно получает и  обрабатывает  информацию.  Для XXI века характерна небывалая скорость  развития  науки,  техники и  новых технологий. Так от изобретения  книгопечатания (середина XV века) до изобретения  радиоприемника (1895г.) прошло около 440 лет, а между изобретением радио и  телевидения - около 30 лет.  Разрыв  во  времени между изобретением транзистора и интегральной схемы  составил всего 5 лет.  В области  накопления  научной информации её объем начиная с XVII в. удваивался примерно каждые 10 - 15 лет.  Поэтому  одной из важнейших  проблем  человечества является лавинообразный поток информации в любой отрасли его жизнедеятельности. Подсчитано, например,  что в настоящее  время специалист должен тратить  около 80%  своего рабочего времени, чтобы  уследить за всеми новыми печатными  работами в его области деятельности. Увеличение информации и растущий спрос  на неё обусловили появление отрасли,  связанной с автоматизацией обработки  информации – информатики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие информации

Термин "информация" происходит от латинского слова "informatio", что означает сведения, разъяснения, изложение.

Информация — это настолько  общее и глубокое понятие, что  его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различный  смысл в технике, науке и в  житейских ситуациях. В обиходе  информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют.

Например, сообщение о  каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п. "Информировать" в этом смысле означает "сообщить нечто, неизвестное  раньше". Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие  машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.

Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертёж, радиопередача и т.п.) может  содержать разное количество информации для разных людей — в зависимости  от их предшествующих знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему.

Так, сообщение, составленное на японском языке, не несёт никакой  новой информации человеку, не знающему этого языка, но может быть высокоинформативным  для человека, владеющего японским. Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное на знакомом языке, если его содержание непонятно  или уже известно. Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения  между сообщением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно.

В случаях, когда говорят  об автоматизированной работе с информацией  посредством каких-либо технических  устройств, обычно в первую очередь  интересуются не содержанием сообщения, а тем, сколько символов это сообщение  содержит. Применительно к компьютерной обработке данных под информацией  понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов, звуков и т.п.), несущую смысловую  нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ в такой последовательности символов увеличивает информационный объём  сообщения.

 

История развития информатики

Информатика – молодая  научная дисциплина, изучающая вопросы, связанные с поиском, сбором, хранением, преобразованием и использованием информации в самых различных  сферах человеческой деятельности. Генетически  информатика связана с вычислительной техникой, компьютерными системами  и сетями, так как именно компьютеры позволяют порождать, хранить и  автоматически перерабатывать информацию в таких количествах, что научный  подход к информационным процессам  становится одновременно необходимым и возможным.

До настоящего времени  толкование термина “информатика” (в том смысле как он используется в современной научной и методической литературе) еще не является установившимся и общепринятым. Обратимся к истории  вопроса, восходящей ко времени появления  электронных вычислительных машин.

После второй мировой войны  возникла и начала бурно развиваться кибернетика как наука об общих закономерностях в управлении и связи в различных системах: искусственных, биологических, социальных. Рождение кибернетики принято связывать с опубликованием в 1948 г. американским математиком Норбертом Винером, ставшей знаменитой, книги “Кибернетика или управление и связь в животном и машине”. В этой работе были показаны пути создания общей теории управления и заложены основы методов рассмотрения проблем управления и связи для различных систем с единой точки зрения. Развиваясь одновременно с развитием электронно-вычислительных машин, кибернетика со временем превращалась в более общую науку о преобразовании информации. Под информацией в кибернетике понимается любая совокупность сигналов, воздействий или сведений, которые некоторой системой воспринимаются от окружающей среды (входная информация X), выдаются в окружающую среду (выходная информация У), а также хранятся в себе (внутренняя, внутрисистемная информация Z), рис. 1.

 

 

 

 

 

 

 Общая схема обмена  информацией между системой и внешней средой

Развитие кибернетики  в нашей стране встретило идеологические препятствия. Как писал академик А.И.Берг, “... в 1955-57 гг. и даже позже в нашей литературе были допущены грубые ошибки в оценке значения и возможностей кибернетики. Это нанесло серьезный ущерб развитию науки в нашей стране, привело к задержке в разработке многих теоретических положений и даже самих электронных машин”. Достаточно сказать, что еще в философском словаре 1959 года издания кибернетика характеризовалась как “буржуазная лженаука”. Причиной этому послужили, с одной стороны, недооценка новой бурно развивающейся науки отдельными учеными “классического” направления, с другой – неумеренное пустословие тех, кто вместо активной разработки конкретных проблем кибернетики в различных областях спекулировал на полуфантастических прогнозах о безграничных возможностях кибернетики, дискредитируя тем самым эту науку.

Дело к тому же осложнялось  тем, что развитие отечественной  кибернетики на протяжении многих лет  сопровождалось серьезными трудностями  в реализации крупных государственных  проектов, например, создания автоматизированных систем управления (АСУ). Однако за это  время удалось накопить значительный опыт создания информационных систем и систем управления технико-экономическими объектами. Требовалось выделить из кибернетики здоровее научное и  техническое ядро и консолидировать  силы для развития нового движения к давно уже стоящим глобальным целям.

Подойдем сейчас к этому  вопросу с терминологической  точки зрения. Вскоре вслед за появлением термина “кибернетика” в мировой  науке стало использоваться англоязычное “Computer Science”, а чуть позже, на рубеже шестидесятых и семидесятых годов, французы ввели получивший сейчас широкое распространение термин “Informatique”. В русском языке раннее употребление термина “информатика” связано с узко-конкретной областью изучения структуры и общих свойств научной информации, передаваемой посредством научной литературы. Эта информационно-аналитическая деятельность, совершенно необходимая и сегодня в библиотечном деле, книгоиздании и т.д., уже давно не отражает современного понимания информатики. Как отмечал академик А.П. Ершов, в современных условиях термин информатика “вводится в русский язык в новом и куда более широком значении – как название фундаментальной естественной науки, изучающей процессы передачи и обработки информации. При таком толковании информатика оказывается более непосредственно связанной с философскими и общенаучными категориями, проясняется и ее место в кругу “традиционных” академических научных дисциплин".

Попытку определить, что же такое современная информатика, сделал в 1978 г. Международный конгресс по информатике: “Понятие информатики  охватывает области, связанные с  разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием  систем обработки информации, включая  машины, оборудование, математическое обеспечение, организационные аспекты, а также комплекс промышленного, коммерческого, административного  и социального воздействия”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информатика и современное общество

Современное общество характеризуется  резким ростом объемов информации, циркулирующей во всех сферах человеческой деятельности. Это привело к информатизации общества.

Под информатизацией общества понимают организованный социально-экономический  и научно-технический процесс  создания оптимальных условий для  удовлетворения информационных потребностей и реализации прав физических и юридических  лиц на основе формирования и использования  информационных ресурсов - документов в различной форме представления.

Целью информатизации является создание информационного общества, когда большинство людей занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации. Для  решения этой задачи возникают новые  направления в научной и практической деятельности членов общества. Так  возникла информатика и информационные технологии.

Характерными чертами  информационного общества являются:

решена проблема информационного  кризиса, когда устранено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;

обеспечен приоритет информации перед другими ресурсами;

главная форма развития общества - информационная экономика;

в основу общества закладывается  автоматизированная генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;

информационные технологии приобретают глобальный характер, охватывая  все сферы социальной деятельности человека;

формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

с помощью средств информатики  реализован свободный доступ каждого  человека к информационным ресурсам всей цивилизации;

реализованы гуманистические  принципы управления обществом и  воздействия на окружающую среду.

 

Помимо перечисленных  положительных результатов процесса информатизации общества, возможны и  негативные тенденции, сопровождающие этот процесс:

все большее влияние приобретают средства массовой информации;

информационные технологии могут разрушить частную жизнь человека;

существенное значение приобретает  проблема качественного отбора достоверной информации;

некоторые люди испытывают сложности  адаптации к информационному обществу.

В настоящий момент ближе  всех стран к информационному  обществу находятся США, Япония, Англия, страны Западной Европы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальные  аспекты информатики

 

 

Термин “социальные аспекты” применительно к большей части  наук, тем более фундаментальных, звучит странно. Вряд ли фраза “Социальные  аспекты математики” имеет смысл. Однако, информатика – не только наука. Вспомним цитированное выше определение: “... комплекс промышленного, коммерческого, административного и социального воздействия”.

И впрямь, мало какие факторы  так влияют на социальную сферу обществ (разумеется, находящихся в состоянии  относительно спокойного развития, без  войн и катаклизмов) как информатизация. Информатизация общества – процесс  проникновения информационных технологий во все сферы жизни и деятельности общества. Многие социологи и политологи полагают, что мир стоит на пороге информационного общества. В. А. Извозчиков предлагает следующее определение: “Будем понимать под термином “информационное” (“компьютеризиро-ванное”) общество то, во все сферы жизни и деятельности членов которого включены компьютер, телематика, другие средства информатики в качестве орудий интеллектуального труда, открывающих широкий доступ к сокровищам библиотек, позволяющих с огромной скоростью проводить вычисления и перерабатывать любую информацию, моделировать реальные и прогнозируемые события, процессы, явления, управлять производством, автоматизировать обучение и т.д.”. Под “телематикой” понимаются службы обработки информации на расстоянии (кроме традиционных телефона и телеграфа).

Последние полвека информатизация является одной из причин перетока людей из сферы прямого материального производства в, так называемую, информационную сферу. Промышленные рабочие и крестьяне, составлявшие в середине XX века более 2/3 населения,,сегодня в развитых странах составляют менее 1/3. Все больше тех, кого называют “белые воротнички” – людей, не создающих материальные ценности непосредственно, а занятых обработкой информации (в самом широком смысле): это и учителя, и банковские служащие, и программисты, и многие другие категории работников. Появились и новые пограничные специальности. Можно ли назвать рабочим программиста, разрабатывающего программы для станков с числовым программным управлением? – По ряду параметров можно, однако его труд не физический, а интеллектуальный.

Информация о работе Понятие информации