Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 16:46, реферат
Фундаментальной чертой цивилизации является рост производства, потребления и накопления информации во всех отраслях человеческой деятельности. Вся жизнь человека, так или иначе, связана получением, накоплением и обработкой информации. Что бы человек ни делал: читает ли он книгу, смотрит ли он телевизор, разговаривает, он постоянно и непрерывно получает и обрабатывает информацию. Для XXI века характерна небывалая скорость развития науки, техники и новых технологий. Так от изобретения книгопечатания (середина XV века) до изобретения радиоприемника (1895г.) прошло около 440 лет, а между изобретением радио и телевидения - около 30 лет. Разрыв во времени между изобретением транзистора и интегральной схемы составил всего 5 лет.
Введение…………………………………………………………………………..….3
Понятие информации…………………………………………………………..4
История развития информатики…………………………………………..5
Информатика и современное общество………………… …………..8
Социальные аспекты информатики……………………………………...10
Заключение…………………………………………………………………………….13
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Понятие информации……………………………………………………
История развития информатики…………………………………………..5
Информатика и современное общество………………… …………..8
Социальные аспекты информатики……………………………………...10
Заключение……………………………………………………
Ведение
Фундаментальной чертой цивилизации
является рост производства, потребления
и накопления информации во всех отраслях
человеческой деятельности. Вся
жизнь человека, так или иначе,
связана получением, накоплением
и обработкой информации. Что
бы человек ни делал: читает ли он книгу,
смотрит ли он телевизор, разговаривает,
он постоянно и непрерывно получает
и обрабатывает информацию.
Для XXI века характерна небывалая скорость
развития науки, техники и
новых технологий. Так от изобретения
книгопечатания (середина XV века) до изобретения
радиоприемника (1895г.) прошло около 440 лет,
а между изобретением радио и
телевидения - около 30 лет. Разрыв
во времени между изобретением
транзистора и интегральной схемы
составил всего 5 лет. В области
накопления научной информации
её объем начиная с XVII в. удваивался
примерно каждые 10 - 15 лет. Поэтому
одной из важнейших проблем человечества
является лавинообразный поток информации
в любой отрасли его
Понятие информации
Термин "информация" происходит от латинского слова "informatio", что означает сведения, разъяснения, изложение.
Информация — это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях. В обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют.
Например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п. "Информировать" в этом смысле означает "сообщить нечто, неизвестное раньше". Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.
Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертёж, радиопередача и т.п.) может содержать разное количество информации для разных людей — в зависимости от их предшествующих знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему.
Так, сообщение, составленное на японском языке, не несёт никакой новой информации человеку, не знающему этого языка, но может быть высокоинформативным для человека, владеющего японским. Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное на знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно. Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно.
В случаях, когда говорят об автоматизированной работе с информацией посредством каких-либо технических устройств, обычно в первую очередь интересуются не содержанием сообщения, а тем, сколько символов это сообщение содержит. Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов, звуков и т.п.), несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ в такой последовательности символов увеличивает информационный объём сообщения.
История развития информатики
Информатика – молодая
научная дисциплина, изучающая вопросы,
связанные с поиском, сбором, хранением,
преобразованием и
До настоящего времени
толкование термина “информатика”
(в том смысле как он используется
в современной научной и
После второй мировой войны возникла и начала бурно развиваться кибернетика как наука об общих закономерностях в управлении и связи в различных системах: искусственных, биологических, социальных. Рождение кибернетики принято связывать с опубликованием в 1948 г. американским математиком Норбертом Винером, ставшей знаменитой, книги “Кибернетика или управление и связь в животном и машине”. В этой работе были показаны пути создания общей теории управления и заложены основы методов рассмотрения проблем управления и связи для различных систем с единой точки зрения. Развиваясь одновременно с развитием электронно-вычислительных машин, кибернетика со временем превращалась в более общую науку о преобразовании информации. Под информацией в кибернетике понимается любая совокупность сигналов, воздействий или сведений, которые некоторой системой воспринимаются от окружающей среды (входная информация X), выдаются в окружающую среду (выходная информация У), а также хранятся в себе (внутренняя, внутрисистемная информация Z), рис. 1.
Общая схема обмена информацией между системой и внешней средой
Развитие кибернетики в нашей стране встретило идеологические препятствия. Как писал академик А.И.Берг, “... в 1955-57 гг. и даже позже в нашей литературе были допущены грубые ошибки в оценке значения и возможностей кибернетики. Это нанесло серьезный ущерб развитию науки в нашей стране, привело к задержке в разработке многих теоретических положений и даже самих электронных машин”. Достаточно сказать, что еще в философском словаре 1959 года издания кибернетика характеризовалась как “буржуазная лженаука”. Причиной этому послужили, с одной стороны, недооценка новой бурно развивающейся науки отдельными учеными “классического” направления, с другой – неумеренное пустословие тех, кто вместо активной разработки конкретных проблем кибернетики в различных областях спекулировал на полуфантастических прогнозах о безграничных возможностях кибернетики, дискредитируя тем самым эту науку.
Дело к тому же осложнялось тем, что развитие отечественной кибернетики на протяжении многих лет сопровождалось серьезными трудностями в реализации крупных государственных проектов, например, создания автоматизированных систем управления (АСУ). Однако за это время удалось накопить значительный опыт создания информационных систем и систем управления технико-экономическими объектами. Требовалось выделить из кибернетики здоровее научное и техническое ядро и консолидировать силы для развития нового движения к давно уже стоящим глобальным целям.
Подойдем сейчас к этому
вопросу с терминологической
точки зрения. Вскоре вслед за появлением
термина “кибернетика” в
Попытку определить, что же
такое современная информатика,
сделал в 1978 г. Международный конгресс
по информатике: “Понятие информатики
охватывает области, связанные с
разработкой, созданием, использованием
и материально-техническим
Информатика и современное общество
Современное общество характеризуется резким ростом объемов информации, циркулирующей во всех сферах человеческой деятельности. Это привело к информатизации общества.
Под информатизацией общества понимают организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав физических и юридических лиц на основе формирования и использования информационных ресурсов - документов в различной форме представления.
Целью информатизации является
создание информационного общества,
когда большинство людей занято
производством, хранением, переработкой
и реализацией информации. Для
решения этой задачи возникают новые
направления в научной и
Характерными чертами информационного общества являются:
решена проблема информационного кризиса, когда устранено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;
обеспечен приоритет информации перед другими ресурсами;
главная форма развития общества - информационная экономика;
в основу общества закладывается
автоматизированная генерация, хранение,
обработка и использование
информационные технологии приобретают глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;
формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;
с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;
реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.
Помимо перечисленных
положительных результатов
все большее влияние приобретают средства массовой информации;
информационные технологии могут разрушить частную жизнь человека;
существенное значение приобретает проблема качественного отбора достоверной информации;
некоторые люди испытывают сложности адаптации к информационному обществу.
В настоящий момент ближе всех стран к информационному обществу находятся США, Япония, Англия, страны Западной Европы.
Социальные аспекты информатики
Термин “социальные аспекты”
применительно к большей части
наук, тем более фундаментальных,
звучит странно. Вряд ли фраза “Социальные
аспекты математики” имеет
И впрямь, мало какие факторы так влияют на социальную сферу обществ (разумеется, находящихся в состоянии относительно спокойного развития, без войн и катаклизмов) как информатизация. Информатизация общества – процесс проникновения информационных технологий во все сферы жизни и деятельности общества. Многие социологи и политологи полагают, что мир стоит на пороге информационного общества. В. А. Извозчиков предлагает следующее определение: “Будем понимать под термином “информационное” (“компьютеризиро-ванное”) общество то, во все сферы жизни и деятельности членов которого включены компьютер, телематика, другие средства информатики в качестве орудий интеллектуального труда, открывающих широкий доступ к сокровищам библиотек, позволяющих с огромной скоростью проводить вычисления и перерабатывать любую информацию, моделировать реальные и прогнозируемые события, процессы, явления, управлять производством, автоматизировать обучение и т.д.”. Под “телематикой” понимаются службы обработки информации на расстоянии (кроме традиционных телефона и телеграфа).
Последние полвека информатизация является одной из причин перетока людей из сферы прямого материального производства в, так называемую, информационную сферу. Промышленные рабочие и крестьяне, составлявшие в середине XX века более 2/3 населения,,сегодня в развитых странах составляют менее 1/3. Все больше тех, кого называют “белые воротнички” – людей, не создающих материальные ценности непосредственно, а занятых обработкой информации (в самом широком смысле): это и учителя, и банковские служащие, и программисты, и многие другие категории работников. Появились и новые пограничные специальности. Можно ли назвать рабочим программиста, разрабатывающего программы для станков с числовым программным управлением? – По ряду параметров можно, однако его труд не физический, а интеллектуальный.