Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 22:14, доклад
Киберпространство — абстракция, используемая в философии и в компьютерах, является (виртуальной) реальностью, которая представляет Ноосферу. Второй мир как «внутри» компьютеров так и «внутри» компьютерных сетей.
Слово «киберпространство» (от кибер-нетика и пространство) впервые было введено Уильямом Гибсоном, канадским писателем-фантастом, в 1982 в его новелле «Сожжение Хром» («Burning Chrome») в журнале Омни. Позже оно было популяризировано в «Нейроманте» («Neuromancer»).
Понятие киберпространства
Киберпространство — абстракция, используемая в философии и в компьютерах, является (виртуальной) реальностью, которая представляет Ноосферу. Второй мир как «внутри» компьютеров так и «внутри» компьютерных сетей.
Слово «киберпространство» (от кибер-нетика и пространство) впервые было введено Уильямом Гибсоном, канадским писателем-фантастом, в 1982 в его новелле «Сожжение Хром» («Burning Chrome») в журнале Омни. Позже оно было популяризировано в «Нейроманте» («Neuromancer»).
Однако киберпространство не следует путать с реальным интернетом. Этот термин часто используют для описания объектов, широко распространённых в компьютерной сети; например, веб-сайт может быть метафорически описан как «находящийся в киберпространстве». Используя такую интерпретацию, можно сказать, что интернет-события не происходят в странах или городах, в которых физически находятся серверы или участники, а происходят в киберпространстве. Это станет разумным взглядом на вещи в тот момент, когда распределённые сервисы станут широко использоваться, когда личность и местоположение участников сети будет невозможно определить из-за анонимной или псевдоанонимной связи. Станет невозможно применять законы каждого штата и каждой страны в киберпространстве.
Киберпространство используется не только в компьютерных и философских областях знаний, а также в популярной культуре.
Например, мир анимационного сериала Диджимон (Digimon) является киберпространством, названным «Цифровой мир». Цифровой мир — это параллельная вселенная, созданная из интернет-информации. Очень похоже на киберпространство, с той лишь разницей, что в цифровой мир люди могут попасть физически, вместо того, что бы использовать компьютер.
В таинственном математическом мультфильме Киберпогоня (Cyberchase), действие происходит в Киберпространстве, управляемом доброжелательным правителем, Материнской платой (Motherboard). С помощью этой идеи авторы могут перенести зрителя в любой виртуальный мир (Cybersite), где разнообразные математические понятия будут объяснены наилучшим образом.
В фильме «Трон» (Tron), программист был перенесён в мир программ, где каждая программа была личностью и наследовала форму её создателя.
Идея «матрицы» в фильме «Матрица» (Matrix) представляет собой сложную систему киберпространства, в которую люди попадают с рождения, где присутствуют «агенты» — программы-блюстители порядка, а также люди однажды вышедшие из «матрицы» и зашедшие в неё снова и чьи возможности практически не ограничены.
В мультсериале Перезагрузка (Reboot) представлен мир программ, где они взаимодействуют друг с другом и с пользователем.
Интернет и его философское значение
Человечество переживает очередную глобальную революцию. Связана она с вхождением в нашу повседневную жизнь мировой информационной сети - Интернет. Для интеллектуальной жизни человечества она имеет не меньшее значение, чем открытие в своё время и внедрение книгопечатания. Вероятнее всего мы ещё не осознали информационной мощи и возможностей Интернет. Использование сети Интернет во всех областях жизни людей теперь уже ни у кого не вызывает сомнения. Свои возможности у Интернет и в изучении философских дисциплин и в научной работе по философии. Эти возможности связаны, как мне представляется, с определённой формой сетевых ресурсов. Их центром являются научные и учебные организации, которые имеют как официальные, так и неофициальные научные сайты.
Первое направление развития философского знания связано с деятельностью информационных порталов.
Второе направление интернет-философии - это сайты научных учреждений философии, философских организаций, философских факультетов. Их значительно больше, чем информационных порталов или каталогов ресурсов.
Третье направление исследования Интернет связано с интернетпроектами, форумами и конференциями, посвященными философским дисциплинам.
Пользователи интернет, занимающиеся философией, не могут обойти вниманием информацию, предлагаемую библиотеками, особенно теми, которые обладают каталогами ресурсов.
Наконец, философы не могут пройти мимо электронных версий энциклопедий, словарей и справочников.
Свою информацию, иногда уникальную можно встретить на сайтах философских клубов и в персональных проектах, некоторые из которых посвящены отдельным философам.
Интернет как инструмент социальных технологий
Интернет образует новое сообщество, которое объединяет людей разных национальностей, верований, культур, социального статуса. Это общество, для которого не существует государственных границ. Оно предоставляет возможность проводить глобальные референдумы по актуальным проблемам человечества, которые позволят услышать мнение конкретного человека, где бы он не находился и обеспечить обратную связь. Интернет дает нам новый способ культурного видения, перехода к новым способам взаимодействия и освоения прогрессивных достижений всего человечества.
Социальная роль Интернет может быть определена следующими постулатами:
Интернет позволяет устанавливать горизонтальные связи в общении между людьми;
Интернет не навязывает информацию, она только предлагается к добровольному восприятию;
Интернет позволяет стать участником информационного процесса любому человеку;
Интернет не создает предпосылок для манипулятивного общения, а наоборот – они исчезают. Вопросно-ответные ряды не дают возможности для обмана и манипулирования;
Интернет (в отличие от СМИ, которые блокируют сознание), раскрепощает человека и расширяет сферу его сознания;
Высказанные через Интернет мнения становятся доступными и достижимыми для восприятия другим человеком. В Интернет информация не погибает.
Интернет создает локальные сообщества людей как альтернативу серой безликой толпе или стандартному слою. Они самоорганизовываются и самоуправляются изменяя при этом структуру общества;
В Интернет человек всегда оставляет выбор за собой, его никто не вправе отнять.
Мощным средством технологической поддержки социологических исследований становится Интернет. Опросы общественного мнения через глобальную информационную сеть позволяют значительно ускорить процесс сбора информации, что играет важную роль при исследовании быстротекущих социальных процессов. Опросы через Интернет качественно изменяют саму технологию социологического исследования.
Социологические исследования в среде Интернет обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными способами проведения количественных исследований. Прежде всего, online-исследования позволяют сэкономить основные ресурсы: время, деньги, человеческие ресурсы, а также, повысить качество собираемых данных.