Понятие системы управления базами данных (СУБД)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 21:41, реферат

Описание работы

Система управления базами данных (СУБД) – это система программного обеспечения, позволяющая обрабатывать обращения к базе данных, поступающие от прикладных программ конечных пользователей. Системы управления базами данных позволяют объединить большие объёмы информации и обрабатывать их, сортировать, делать выборки по определённым критериям и т.п.
Современные СУБД – это многопользовательские системы управления базой данных, которые специализируются на управлении массивом информации одним или множеством одновременно работающих пользователей. Они имеют развитый пользовательский интерфейс, который позволяет вводить и модифицировать информацию, выполнять поиск и представлять информацию в графическом или текстовом режиме, дают возможность включать звуковые фрагменты и даже видеоклипы. СУБД обеспечивают правильность, полноту и непротиворечивость данных, а также удобный доступ к ним.

Содержание работы

Понятие системы управления базами данных (СУБД). Архитектура СУБД. Однопользовательские и многопользовательские СУБД. 2
Понятие системы управления базами данных 2
Архитектура СУБД 3
Однопользовательские и многопользовательские системы управления базами данных 3
Методы защиты информации: организационно-административные и организационно-технические 3
Организационно-административные методы 3
Организационно-технические методы 3

Файлы: 1 файл

СУБД.docx

— 56.27 Кб (Скачать файл)

Под защитой информации в  информационных системах понимается регулярное использование в них средств  и методов, принятие мер и осуществление  мероприятий с целью системного обеспечения требуемой надежности информации, хранимой и обрабатываемой с использованием средств информационных систем, защита персонального компьютера и защита информации в сетях ЭВМ. Защита ПК от несанкционированного доступа - несанкционированный доступ (НСД) представляет одну из наиболее серьезных  угроз для злоумышленников завладения защищаемой информацией в современных  информационных системах. Для ПК опасность  данной угрозы по сравнению с большими ЭВМ повышается, чему способствуют причины:

  1. подавляющая часть ПК располагается в рабочих комнатах специалистов, что создает благоприятные условия для доступа к ним посторонних лиц;
  2. многие ПК служат коллективным средством обработки информации, что обезличивает ответственность, в том числе и за защиту информации;
  3. современные ПК оснащены несъемными накопителями на ЖМД очень большой емкости, причем информация на них сохраняется даже в обесточенном состоянии;
  4. накопители на ГМД производятся в таком массовом количестве, что уже используются для распространения информации так же, как и бумажные носители;
  5. первоначально ПК создавались именно как персональное средство автоматизации обработки информации, а потому и не оснащались специально средствами защиты от НСД.

Основные механизмы защиты ПК от НСД могут быть представлены следующим перечнем:

    1. физическая защита ПК и носителей информации;
    2. опознавание (аутентификация) пользователей и используемых компонентов обработки информации;
    3. разграничение доступа к элементам защищаемой информации;
    4. криптографическое закрытие защищаемой информации, хранимой на носителях (архивация данных);
    5. криптографическое закрытие защищаемой информации в процессе непосредственной ее обработки;
    6. регистрация всех обращений к защищаемой информации.

Организационно-административные методы

Организационно-административные методы защиты информации регламентируют процессы создания и эксплуатации информационных объектов, а также взаимодействие пользователей и систем таким образом, чтобы несанкционированный доступ к информации становился либо невозможным, либо существенно затруднялся.

Организационно-административные методы защиты информации охватывают все компоненты автоматизированных информационных систем на всех этапах из жизненного цикла: проектирование систем, строительства зданий, помещений  и сооружений, монтажа и наладки  оборудования, эксплуатации и модернизации систем. К организационно-административным мероприятиям защиты информации относятся:

  • выделение специальных защищённых помещений для размещения ЭВМ и средств связи и хранение носителей информации;
  • выделение специальных ЭВМ для обработки конфиденциальной информации;
  • организация хранения конфиденциальной информации на специальных промаркированных магнитных носителях;
  • использование в работе с конфиденциальной информацией технических и программных средств, имеющих сертификат защищённости и установленных в аттестованных помещениях;
  • организация специального делопроизводства для конфиденциальной информации, устанавливающего порядок подготовки, использования, хранения, уничтожения и учёта документированной информации;
  • организация регламентированного доступа пользователей к работе на ЭВМ, средствам связи и к хранилищам носителей конфиденциальной информации;
  • установление запрета на использование открытых каналов связи для передачи конфиденциальной информации;
  • разработка и внедрение специальных нормативно-правовых и распорядительных документов по организации защиты конфиденциальной информации, которые регламентируют деятельность всех звеньев объекта защиты в процессе обработки, хранения, передачи и использования информации;
  • постоянный контроль за соблюдением установленных требований по защите информации.

Организационно-технические  методы

Организационно-технические  методы защиты информации охватывают все структурные элементы автоматизированных информационных систем на всех этапах их жизненного цикла. Организационно-техническая  защита информации обеспечивается осуществлением следующих мероприятий:

  • ограничение доступа посторонних лиц внутрь корпуса оборудования за счёт установки механических запорных устройств или замков;
  • отключение ЭВМ от локальной вычислительной сети или сети удалённого доступа (региональные и глобальные вычислительные сети) при обработке на ней конфиденциальной информации, кроме случаев передачи этой информации по каналам связи;
  • использование для отображения конфиденциальной информации жидкокристаллических, а для печати – струйных принтеров или термопечати с целью снижения утечки информации по электромагнитному каналу. При использовании обычных дисплеев и принтеров с этой же целью рекомендуется включать устройства, создающий дополнительный шумовой эффект (фон), - генераторы шума, кондиционер, вентилятор, или обрабатывать любую информацию на рядом стоящей ЭВМ;
  • установка клавиатуры и печатающих устройств на мягкие прокладки с целью снижения утечки информации по акустическому каналу;
  • размещение оборудования для обработки конфиденциальной информации на расстоянии 2,5 метро<span class="L

Информация о работе Понятие системы управления базами данных (СУБД)