Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 11:17, реферат
В математике для решения типовых задач мы используем определенные правила, описывающие последовательности действий. Например, правила сложения дробных чисел, решения квадратных уравнений и т. д. Обычно любые инструкции и правила представляют собой последовательность действий, которые необходимо выполнить в определенном порядке. Для решения задачи надо знать, что дано, что следует получить и какие действия и в каком порядке следует для этого выполнить. Предписание, определяющее порядок выполнения действий над данными с целью получения искомых результатов, и есть алгоритм.
Алгоpитм — заранее заданное понятное и точное пpедписание возможному исполнителю совеpшить определенную последовательность действий для получения решения задачи за конечное число шагов.
Здесь в предложениях дано и надо после знака "|" записаны комментарии. Комментарии можно помещать в конце любой строки. Они не обрабатываются транслятором, но существенно облегчают понимание алгоритма.
Команда присваивания.
Служит для вычисления выражений и присваивания
их значений переменным. Общий вид: А := В, где знак ":=" означает команду заменить прежнее значение переменной,
стоящей в левой части, на вычисленное значение выражения, стоящего
в правой части.
Например, a := (b+c) * sin(Pi/4);
i := i+1.
Команды ввода и вывода.
Команды если и выбор. Применяют для организации ветвлений.
Команды для и пока. Применяют для организации циклов.
алг Сумма квадратов (арг цел n, рез цел S)
дано | n > 0
надо | S = 1*1 + 2*2 + 3*3 + ... + n*n
нач цел i
ввод n; S:=0
нц для i от 1 до n
S:=S+i*i
кц
вывод "S = ", S
кон
Алгоритмы можно представлять как некоторые структуры, состоящие из отдельных базовых (т.е. основных) элементов. Естественно, что при таком подходе к алгоритмам изучение основных принципов их конструирования должно начинаться с изучения этих базовых элементов. Для их описания будем использовать язык схем алгоритмов и школьный алгоритмический язык.
Логическая структура
любого алгоритма может быть |
Характерной особенностью базовых структур является наличие в них одного входа и одного выхода.
Название символа |
Обозначение и пример |
Пояснение |
Процесс |
Вычислительное действие или | |
Решение |
Проверка условий | |
Модификация |
Начало цикла | |
Предопределенный процесс |
Вычисления по подпрограмме,
| |
Ввод-вывод |
Ввод-вывод в общем виде | |
Пуск-останов |
Начало, конец алгоритма, | |
Документ |
Вывод результатов на печать |
1. Базовая структура "следование". Образуется последовательностью действий, следующих одно за другим:
Школьный алгоритмический язык |
Язык блок-схем |
действие 1 |
2. Базовая структура "ветвление". Обеспечивает в зависимости от результата проверки условия (да или нет) выбор одного из альтернативных путей работы алгоритма. Каждый из путей ведет к общему выходу, так что работа алгоритма будет продолжаться независимо от того, какой путь будет выбран. Структура ветвление существует в четырех основных вариантах:
Школьный алгоритмический язык |
Язык блок-схем |
1. если—то | |
если условие то действия все |
|
2. если—то—иначе | |
если условие то действия 1 иначе действия 2 все |
|
3. выбор | |
выбор при условие 1: действия 1 при условие 2: действия 2 . . . . . . . . . . . . при условие N: действия N все |
|
4. выбор—иначе | |
выбор при условие 1: действия 1 при условие 2: действия 2 . . . . . . . . . . . . при условие N: действия N иначе действия N+1 все |
Примеры структуры ветвление
Школьный алгоритмический язык |
Язык блок-схем |
если x > 0 то y := sin(x) все |
|
если a > b то a := 2*a; b := 1 иначе b := 2*b все |
|
выбор при n = 1: y := sin(x) при n = 2: y := cos(x) при n = 3: y := 0 все |
|
выбор при a > 5: i := i+1 при a = 0: j := j+1 иначе i := 10; j:=0 все |
3. Базовая структура "цикл". Обеспечивает многократное выполнение некоторой совокупности действий, которая называется телом цикла. Основные разновидности циклов представлены в таблице:
Школьный алгоритмический язык |
Язык блок-схем |
Цикл типа пока. | |
нц пока условие тело цикла (последовательность действий) кц |
|
Цикл типа для. | |
нц для i от i1 до i2 тело цикла (последовательность действий) кц |
Примеры структуры цикл
Школьный алгоритмический язык |
Язык блок-схем |
нц пока i <= 5 S := S+A[i] i := i+1 кц |
|
нц для i от 1 до 5 X[i] := i*i*i Y[i] := X[i]/2 кц |
Пример 1. Вычислить сумму элементов числового массива A = (a1 , a2 , ... , aN ).
Тест
Данные |
Результат | |
N=5 |
A=(3, 5, -2, 6, 3) |
S=15.0 |
Демонстрация
Школьный АЯ алг Сумма (арг цел N, арг вещ таб A[1:N], рез вещ S) дано N>0 нач цел i S:=0 нц для i от 1 до N S := S + A[i] кц кон |
Исполнение алгоритма
|
Блок-схема |
Самостоятельная работа студентов
Составить алгоритмы для решения следующих задач
1.1.3 Данные: понятие и типы. Основные базовые
и структурированные типы данных.
Программа в процессе выполнения всегда обрабатывает какие-либо данные. Данные могут представлять собой целые и дробные числа, символы, строки, массивы, множества и др. Так как компьютер всего лишь машина, для которой данные — это последовательность нулей и единиц, он должен абсолютно точно "знать", как их интерпретировать. По этой причине все данные в языке Delphi подразделены на типы. Для описания каждого типа данных существует свой стандартный идентификатор: для целых — Integer, для дробных — Real, для строк — string и т.д. Программист может образовывать собственные типы данных и давать им произвольные имена (о том, как это делается, мы поговорим чуть позже).
Тип данных показывает, какие значения принимают данные и какие операции можно с ними выполнять. Каждому типу данных соответствует определенный объем памяти, который требуется для размещения данных. Например, в языке Delphi существует тип данных Byte. Данные этого типа принимают значения в целочисленном диапазоне от 0 до 255, могут участвовать в операциях сложения, вычитания, умножения, деления, и занимают 1 байт памяти.
Все типы данных в языке Delphi можно расклассифицировать следующим образом:
Некоторые предопределенные типы данных делятся на фундаментальные и обобщенные типы. Данные фундаментальных типов имеют неизменный диапазон значений и объем занимаемой памяти на всех моделях компьютеров. Данные обобщенных типов на различных моделях компьютеров могут иметь разный диапазон значений и занимать разный объем памяти. Деление на фундаментальные и обобщенные типы характерно для целых, символьных и строковых типов данных.
По ходу изложения материала мы рассмотрим все перечисленные типы данных и более подробно объясним их смысл и назначение в программе.
Понятие типа данных в Турбо Паскаль
Для обработки ЭВМ данные представляются в виде величин и их совокупностей. С понятием величины связаны такая важная характеристика, как ее тип.
Тип определяет:
В языке Паскаль тип величины задают заранее. Все переменные, используемые в программе, должны быть объявлены в разделе описания с указанием их типа. Обязательное описание типа приводит к избыточности в тексте программ, но такая избыточность является важным вспомогательным средством разработки программ и рассматривается как необходимое свойство современных алгоритмических языков высокого уровня.
Иерархия типов в языке