Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:32, доклад
Система счисления — способ записи чисел с помощью заданного набора специальных символов (цифр) и сопоставления этим записям реальных значений. Все системы счисления можно разделить на непозиционные и позиционные. В непозиционных системах счисления, которые появились значительно раньше позиционных, смысл каждого символа не зависит от того места, на котором он стоит. Примером такой системы счисления является римская, в которой для записи чисел используются буквы латинского алфавита. При этом буква I всегда означает единицу, буква — V пять, X — десять, L — пятьдесят, C — сто, D — пятьсот, M — тысячу и т.д. Например, число 264 записывается в виде CCLXIV.
При переходе из восьмеричной
системы счисления в
1234567(8) = 001 010 011
100 101 110 111(2)
= 0101 0011 1001 0111 0111(2) = 53977(16);
1267ABC(16) = 0001 0010
0110 0111 1010 1011 1100(2)
= 010 010 011 001 111 101 010 111 100(2) = 223175274(16).
Кодирование информации
В качестве наименьшей
единицы измерения информации принят
1 бит. 1 бит соответствует одному
разряду в двоичной системе счисления.
Эта система лежит в основе
архитектуры компьютеров. Для представления
всего многообразия величин в
компьютере объединяют несколько двоичных
разрядов. Поэтому более крупными
единицами измерения И в
Поскольку информация в компьютере хранится в дискретной форме, для ее записи используется некоторый конечный набор знаков, называемый алфавитом. Очень часто в качестве алфавита используется таблица кодов, содержащая около 256 знаков. Каждому знаку соответствует числовой код. Этот код хранит образ соответствующего знака в памяти компьютера. Для понимания системы кодирования информации необходимо рассмотреть правила преобразования числовых кодов в различные системы счисления.
Наиболее популярна таблица кодов ASCII. Она состоит из 16 строк и 16 столбцов, пронумерованных от 0 до F в 16-ричной системе счисления. Например, в столбце 4 и строке D таблицы расположена заглавная буква М латинского алфавита. Таким образом при записи текста с такой буквой, она будет храниться в памяти в виде кода 4D(16) или 77(10). Другие коды: "," - 2C; "j" - 6A; "2" - 32. Обычно последние 8 столбцов таблицы кодов содержат буквы национальных алфавитов, графические знаки. В большом количестве разновидностей таблицы кодов ASCII первая половина таблицы является неизменной, а вторая - переменной.
Таким образом, для хранения одного символа в ASCII-кодировке требуется 1 байт памяти компьютера. Однако 8-битовая кодировка является недостаточной для кодировки всех символов расширенных алфавитов. Все препятствия могут быть сняты при переходе на 16-битовую кодировку Unicode, допускающую 65536 кодовых комбинаций.
Числа кодируются особым образом. Например, целое число, в зависимости от типа, может кодироваться одним, двумя или четырьмя байтами. Для получения кода положительного целого числа достаточно перевести его из десятичной в двоичную систему счисления, например, десятичное число 12 кодируется как двоичное 00001100 (при однобайтовом типе числа). Отрицательные целые числа часто кодируются в так называемом дополнительном коде, когда старший двоичный разряд используется как признак отрицательности числа, а остальные разряды должны быть такими, чтобы сумма отрицательного числа и его модуля равнялась нулю. Так, десятичное число –1 будет представлено как двоичное 1111111111111111 (при двухбайтовом типе числа). Минимально допустимое двухбайтовое число — 32768 кодируется как 1000000000000000, а максимальное 32767 — как 0111111111111111.
Для вещественных чисел система кодирования является более сложной. Обычно для каждого числа часть байтов отводится для хранения мантиссы числа, а часть — для порядка числа.
Кодирование графической информации
С 80-х гг. развивается технология обработки на ПК графической информации. Форму представления на экране дисплея графического изображения, состоящего из отдельных точек (пикселей), называют растровой.
Минимальным объектом в растровом графическом редакторе является точка. Растровый графический редактор предназначен для создания рисунков, диаграмм.
Разрешающая способность монитора (количество точек по горизонтали и вертикали), а также число возможных цветов каждой точки определяются типом монитора.
Распространённая разрешающая способность – 800 х 600 = 480 000 точек.
1 пиксель чёрно-белого
экрана кодируется 1 битом информации
(чёрная точка или белая точка)
Современные мониторы имеют следующие цветовые палитры: 16 цветов, 256 цветов; 65 536 цветов (high color), 16 777 216 цветов (true color).
В табл. 1 показана зависимость информационной ёмкости одного пикселя от цветовой палитры монитора.
Таблица 1
Количество цветов монитора |
Количество бит, кодирующих одну точку |
2 |
1 (21 = 2) |
8 |
3 (23 = 8) |
16 |
4 (24 = 16) |
65 536 |
16 (216 = 65 536) |
16 777 216 |
24 (224 =16 777 216) |
Объём памяти, необходимой для хранения графического изображения, занимающего весь экран (видеопамяти), равен произведению разрешающей способности на количество бит, кодирующих одну точку. В видеопамяти ПК хранится битовая карта (двоичный код изображения), она считывается процессором не реже 50 раз в секунду и отображается на экране.
В таблице 2 приведены объёмы видеопамяти для мониторов с различными разрешающей способностью и цветовой палитрой.
Таблица 2
16 цветов |
256 цветов |
65536 цветов |
167777216 цветов | |
640*480 |
150 Кб |
300 Кбайт |
600 Кбайт |
900 Кбайт |
800*600 |
234,4 Кб |
468,8 Кб |
937,6 Кб |
1,4 Мбайт |
1024*768 |
384 Кб |
768 Кбайт |
1,5 Мбайт |
2,25 Мбайт |
1280*1024 |
640 Кб |
1,25 Мб |
2,5 Мбайт |
3,75 Мбайт |
Ввод и хранение в ЭВМ
технических чертежей и им подобных
графических изображений
Кодирование звуковой информации
С начала 90-х годов персональные компьютеры получили возможность работать со звуковой информацией.
Каждый компьютер, имеющий звуковую плату, микрофон и колонки, может записывать, сохранять и воспроизводить звуковую информацию.
Звук представляет собой звуковую волну с непрерывно меняющейся амплитудой и частотой.
Чем больше амплитуда, тем он громче для человека, чем больше частота сигнала, тем выше тон.
Программное обеспечение
компьютера в настоящее время
позволяет непрерывный звуковой
сигнал преобразовывать в
Процесс преобразования звуковых волн в двоичный код в памяти компьютера:
Звуковая волна®Микрофон®Переменный электрический ток®Аудиоадап-тер®Двоичный код®Память компьютера
Процесс воспроизведения звуковой информации, сохраненной в памяти компьютера обратном порядке заменив вместо микрофона динамик.
Аудиоадаптер (звуковая плата) – специальное устройство, подключаемое к компьютеру, предназначенное для преобразования электрических колебаний звуковой частоты в числовой двоичный код при вводе звука и для обратного преобразования (из числового кода в электрические колебания) при воспроизведении звука.
В процессе записи звука аудиоадаптер с определенным периодом измеряет амплитуду электрического тока и заносит в регистр двоичный код полученной величины.
Затем полученный код из регистра переписывается в оперативную память компьютера.
Качество компьютерного звука определяется характеристиками аудиоадаптера: частотой дискретизации и разрядностью.
Частота дискретизации – это количество измерений входного сигнала за 1 секунду.
Частота измеряется в герцах (Гц).
Одно измерение за одну секунду соответствует частоте 1 Гц. 1000 измерений за 1 секунду – 1 килогерц (кГц).
Разрядность регистра – число бит в регистре аудиоадаптера.
Разрядность определяет точность измерения входного сигнала.
Чем больше разрядность, тем меньше погрешность каждого отдельного преобразования величины электрического сигнала в число и обратно.
Если разрядность равна 8 (16) , то при измерении входного сигнала может быть получено 28=256 (216=65536) различных значений.
Очевидно, 16-разрядный аудиоадаптер точнее кодирует и воспроизводит звук, чем 8-разрядный.
Звуковой файл - файл, хранящий звуковую информацию в числовой двоичной форме.