ПРАВОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 21:53, реферат

Описание работы

Последние пять лет законодательство России бурно развивается. С 1991 года отечественные законодатели проделали грандиозную работу и приняли, по некоторым оценкам, более 30 000 актов. Многие из этих документов способны коренным образом изменить условия работы любого предприятия, правила игры на рынке, порядок налогообложения, режим экспортных и импортных операций и т. д. Сейчас уже сложно найти человека, которого не интересовало бы, какие законы приняты и каковы их последствия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Возможности российских СПС и история их развития……………………...4
1.1 Справочно-правовая система «Консультант Плюс»………………………..6
1.2 Справочная правовая система «Гарант»…………………………………….8
1.3 Информационно-правовые системы серии «Кодекс»……………………..11
1.4 Системы серии Референт»…………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………….14
Список используемой литературы……………………………………………...15

Файлы: 1 файл

реферат по ИСС.docx

— 37.90 Кб (Скачать файл)

Кемеровский государственный  университет культуры и искусств

Институт информационных библиотечных технологий

Кафедра технологии документальных коммуникаций

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

«ПРАВОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ »

ПО КУРСУ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ  СЕТИ И СИСТЕМЫ»

 

 

 

 

 

Выполнила: Базарова М.Р.,

студентка гр. ИАД – 122

 

 Преподаватель: Меркулова  А. Ш.,

 канд. пед. наук,  доцент кафедры ТДК  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КЕМЕРОВО 2013

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

1. Возможности российских  СПС и история их развития……………………...4

 

1.1 Справочно-правовая система  «Консультант Плюс»………………………..6

 

1.2 Справочная правовая  система «Гарант»…………………………………….8

 

1.3 Информационно-правовые  системы серии «Кодекс»……………………..11

 

1.4 Системы серии Референт»…………………………………………………..12

 

Заключение……………………………………………………………………….14

 

Список используемой литературы……………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Последние пять лет законодательство России бурно развивается. С 1991 года отечественные законодатели проделали  грандиозную работу и приняли, по некоторым оценкам, более 30 000 актов. Многие из этих документов способны коренным образом изменить условия работы любого предприятия, правила игры на рынке, порядок налогообложения, режим  экспортных и импортных операций и т. д. Сейчас уже сложно найти  человека, которого не интересовало бы, какие законы приняты и каковы их последствия.

Но что такое 30 000 документов в «бумажном» виде? Это сотни тысяч  страниц, «Большая Советская Энциклопедия»  в десятикратном объеме! Однако такое  количество информации может прекрасно  уместится на жестком диске компьютера. Этим и объясняется создание компьютерных правовых систем.

Использование справочно-правовых систем, содержащих актуализированные  нормативные и ведомственные  акты, уже привычно большинству российских предпринимательских и государственных структур.

Первые компьютерные информационные системы появились на Западе во второй половине 1960-х годов. Сегодня практически  во всех индустриальных зарубежных странах  специалисты работают с законодательством  при помощи компьютерных правовых систем через сеть Internet.

Так или иначе, правовая информация в органах государственной власти возникает в электронном виде. Появился целый класс систем —  системы электронного документооборота и делопроизводства, которые в  различных вариантах создают  электронную правовую информацию. Эту  информацию из первоисточника важно  довести до потребителя в электронной  форме, без посредника в виде бумаги. И подход к этому вопросу, правда, по прошествии достаточно большого промежутка времени изменился в направлении большей реалистичности и проработанности в недавно принятой «Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Возможности  российских СПС и история их  развития

 

Основными причинами активного  развития компьютерных СПС в России являются стремительное совершенствование  и удешевление персональных компьютеров  в последнее десятилетие, с одной  стороны, и большое количество нормативных  и других правовых документов, порожденных  реформами политической и экономической  жизни в стране, с другой стороны. В настоящее время существует множество практических задач, направлений, связанных с обращением к правовой информации, эффективно решить которые  можно лишь при использовании  компьютерных СПС. Компьютерная справочная правовая система (СПС) — это программный  комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные  инструменты, позволяющие специалисту  работать с этим массивом информации: производить поиск конкретных документов или их фрагментов, формировать подборки необходимых документов, выводить информацию на печать и т.д.

Использование компьютерных технологий для работы с законодательной  информацией началось еще во второй половине 1960-х гг. Сначала справочные системы создавались в основном в виде электронных картотек («электронных каталогов»). Так, бельгийская система CREDOC, появившаяся на свет в 1967г., стала  первой в Европе электронной картотекой для компьютерного поиска юридической  информации.

Некоторые юридические электронные  картотеки в процессе развития начали работать в диалоговом режиме благодаря  сети терминалов в библиотеках и  стали широко доступны для всех желающих. Примером такой системы может служить FINLEX, созданная в 1982 г. министерством юстиции Финляндии. Она предназначена для предоставления информации о судебных решениях и судебной практике.

При всех достоинствах электронные  картотеки не позволяют знакомиться  с полным текстом документов, поэтому  более удобны полнотекстовые системы, дающие возможность не только практически  моментально находить в громадных  информационных массивах необходимый  документ, но и работать с текстом  найденного документа. В 1967 г. в результате соглашения между коллегией адвокатов  штата Огайо и фирмой DATA Corp. началась разработка одной из самых известных полнотекстовых справочных правовых систем (СПС) США — LEXIS. С 1980 г. система стала доступна пользователям Великобритании, а с 1985 г. — Австралии. Ежедневно она отвечает на более чем 20 тыс. запросов, в ее информационной базе собраны нормативные документы штатов и акты федерального значения, в том числе полный текст Конституции США, а также все судебные прецеденты США.

Со временем в LEXIS было включено британское законодательство, а с 1981 г. — английские судебные прецеденты. Теперь эта система носит имя LEXIS-NEXIS и доступна в том числе через сеть Интернет.

В настоящее время все  экономически развитые страны имеют  СПС, и по некоторым оценкам сейчас в мире насчитывается более сотни  подобных систем.

В России разработка компьютерных справочных правовых баз началась в  июле 1975 г., когда руководство Советского Союза приняло решение о развитии правовой информатизации. В рамках реализации этого решения в 1976 г. при Министерстве юстиции был  создан Научный центр правовой информации (НЦПИ). Основной задачей Центра стала  разработка справочных систем и государственный  учет нормативных актов. В то время  пользоваться информационной базой  НЦПИ могли лишь отдельные министерства, ведомства и государственные  научные организации, широкий же доступ к информации был исключен.

Быстрое развитие и распространение  СПС в России началось в конце 1980-х — начале 1990-х гг., когда  и появились первые негосударственные  СПС: в 1989 г. — «ЮСИС», в 1991 г. — «Гарант», в 1992 г. — «Консультант Плюс».

Основу правовых систем составляют электронные базы и банки правовой информации — это как бы «мозг  и сердце» всей системы. Базы данных информационного обеспечения включают в себя самые разнообразные документы: от координационных планов разработки нормативных актов до актов зарубежного  законодательства. В настоящее время  в России уже создан ряд компьютерных центров и сетей правовой информации. Вступившие в строй сети охватывают большую часть территории России и предоставляют свои услуги сотням тысяч пользователей. В задачи этих центров входят сбор, аккумулирование, систематизация, хранение и предоставление потребителям различных сведений правового  характера. Наиболее известны в России следующие продукты и разработавшие  их компании:

• «Консультант Плюс» (компания «Консультант Плюс»);

• «Гарант» (НПП «Гарант-Сервис»);

• «Кодекс» (Центр компьютерных разработок);

• «Референт» (фирма «Референт-Сервис»).

К системам, созданным государственными предприятиями для обеспечения  потребностей в правовой информации государственных ведомств, следует  отнести системы:

• «Эталон» (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ);

• «Система» (НТЦ «Система»  при ФАПСИ).

Кроме того, на российском рынке  представлены следующие системы:

• «ЮСИС» (фирма «Интралекс»);

• «Юридический Мир» (издательство «дело и право»);

• «Ваше право» и «Юрисконсульт» (фирма «Информационные системы  и технологии»);

• «1С: Кодекс», «1С: Гарант», «1С: Эталон» (фирма «1С»);

• «Законодательство России» (Ассоциация развития банковских технологий) и некоторые другие.

Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы и нормативные акты должны быть опубликованы для всеобщего сведения, поэтому ни одна компьютерная правовая база, кроме НТЦ «Система», не является официальным источником опубликования нормативно-правовых актов. Таким образом, справочные правовые системы дают возможность получать и использовать полную, достоверную информацию по правовым проблемам, но имеют статус именно справочных. Поэтому при обращении, скажем, в суд (или иную инстанцию) необходимо ссылаться не на правовую базу, а на официальный источник публикации.

 

    1. Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

 

Справочно-правовая система  «Консультант Плюс» создана АО «Консультант Плюс» и распространяется с 1992г. Система хорошо известна и по состоянию  на начало 2005г. занимает одну из лидирующих позиций на территории России. Сеть компании «Консультант Плюс» объединяет более 300 региональных информационных центров, производящих поставку СПС, сервисное  обслуживание и передачу информации пользователям. Справочно-правовая система  «Консультант Плюс» содержит самые  разные типы правовой информации: от нормативных  актов, материалов судебной практики, комментариев, законопроектов, финансовых консультаций, схем отражения операций в бухучете до бланков отчетности и узкоспециальных документов, документы содержатся в едином информационном массиве «Консультант Плюс». Поскольку документы каждого типа имеют свои специфические особенности, они включаются в соответствующие разделы информационного массива: законодательство, судебная практика, финансовые консультации, комментарии законодательства, формы документов, законопроекты, международные правовые акты, правовые акты по здравоохранению.

Названия разделов позволяют  быстро сориентироваться и понять, какие документы в каком разделе находятся. Каждый раздел, в свою очередь, состоит из информационных банков, различающихся полнотой информации и характером содержащихся в них документов. Например, раздел «Финансовые консультации» содержит близкие по тематике, но разные по содержанию информационные банки: «Финансист», включая «Вопросы Ответы» (консультации по налогообложению, бухучету, банковской, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, по вопросам валютного регулирования, об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг);

«Корреспонденция Счетов» (схемы отражения финансово-хозяйственных  операций в бухучете, обоснованные федеральными нормативными документами);

приложение «Бухгалтерские Издания» (материалы публикаций в  бухгалтерской прессе).

СИС позволяет осуществлять сквозной и локальный поиск документов, составление подборки документов и  работу со списком найденных документов, работу с текстом документа и  удобное сохранение результатов  работы.

Для поиска документов в  СПС «Консультант Плюс» можно  использовать несколько инструментов, главный из них — карточка поиска.

Карточка поиска представляет собой таблицу с некоторым  количеством поисковых полей. Для  каждого поискового поля в системе  предусмотрен словарь, автоматически  заполняемый и корректируемый по мере поступления документов в информационную базу (ИБ). При вводе в систему  каждого документа его реквизиты  заносятся в соответствующий  словарь.

Для того чтобы найти документы, необходимо указать известную информацию (например, номер документа, название, вид, тематику и т.д.) в полях Карточки поиска. В большинстве случаев  для поиска документа достаточно заполнить только несколько полей. Поиск становится намного проще, если известны точные реквизиты документа, например его номер. В этом случае достаточно указать лишь номер документа. Поиск в «Консультант Плюс» проходит одновременно по всем разделам информационного массива, т. е. является сквозным.

Сквозной поиск возможен только из раздела «Законодательство», поскольку анализ любой правовой проблемы начинается с изучения нормативных  документов. На них основываются другие документы, такие как судебные решения, консультационные материалы, поэтому  раздел «Законодательство» в «Консультант Плюс» считается главным разделом информационного массива.

Список документов представляется наглядно в структурированном виде, его называют «Дерево-список». Структурированный  дерево-список полностью исключает  путаницу при изучении найденных  документов, поскольку вы легко сориентируетесь, с чего начать, даже если будет найдено  несколько десятков документов. При  этом можно эффективно работать одновременно с документами из разных разделов и информационных банков. Часто возникают  ситуации, когда требуется найти  документы, относящиеся только к  определенному типу правовой информации. Тогда достаточно использовать локальный  поиск в одном из разделов. Например, речь может идти о бланке документа  или финансовых консультациях. В  таких случаях разумно проводить  поиск соответственно в разделах «Формы документов» или «Финансовые  консультации».

Информация о работе ПРАВОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ