Предпосылки, перспективы и проблемы становления информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Современная Россия находится в состоянии активной трансформации и модернизации. Вслед за США, Японией и западноевропейскими странами, наша страна начинает движение в сторону новой формы цивилизации – информационного общества. Этот процесс сопровождается изменениями практически во всех сферах – социально-экономической, политической, культурной и хотя сами изменения являются очень многоплановыми и не всегда однозначными, общий вектор развития России неизбежен и очевиден. Сейчас уже ни у кого не остается сомнений в определяющей роли информационных технологий и процессов для формирования будущего как отдельных стран и регионов, так и человечества в целом. В тоже время в научной среде так и не выработаны однозначные определения и критерии информационного общества – точнее их настолько много, что выработать на их основе какие либо практические рекомендации часто достаточно затруднительно.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..…..3
Предпосылки перехода России к информационному обществу…..……5
Проблемы на пути развития и становления информационного общества России………………………………………………………………………6
Перспективы развития информационного общества в России…………8
Заключение………………………………………………..………………13
Список используемой литературы……………….……..……………….15

Файлы: 1 файл

К.Р. инф тех.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

В современной России уровень технологического развития не позволяет даже говорить о технотронном обществе. И это при том, что в нашей стране мощнейший научный потенциал и множество высокотехнологичных разработок. Конечно, современная международная рыночная конъюнктура не позволит нам реализовать все проекты. Например, процессор «Эльбрус» Б. Бабаяна, чья архитектура эффективнее процессоров Intel, не смог бы выйти на международный рынок, т.к. конкуренты просто не позволили бы (сейчас эти разработки фактически контролирует Intel) [29]. Для того, чтобы научный и технический потенциал России стал основой перехода к ИО, так же нужна целенаправленная инвестиционная политика, осуществить которую в России можно только при поддержке государства.

Важным аспектом развития в России информационного общества является осознание нашим правительством разницы между информатизацией и информационализацией. Информационное общество – это не просто компьютер с Интернетом в каждом доме и ноутбук у каждого школьника, это новый тип экономических, политических и социальных отношений. Вообще, возможно называть нарождающийся тип цивилизации информационным обществом не совсем корректно. Конечно, роль информации очень значительна, но отнюдь не менее важны и другие аспекты: переход на возобновляемые источники энергии, развитие новых методов производства, новые принципы обучения, новые школы и новые формы бизнеса, отказ от стандартизации, синхронизации и централизации, от концентрации денег, энергии и сил в пользу сетевых форм взаимодействия.

В этой связи особенно актуальной для России видится концепция «электронного коттеджа», которой так много внимания уделял Тоффлер. Огромные расстояния нашей страны являются одной из самых больших проблем на пути индустриального развития. Но если мы говорим о постиндустриальном информационном обществе, то эта проблема во многом может быть решена именно за счет электронных коттеджей. Развитие ИКТ в регионах и на периферии позволит развивать дистанционное обучение, удаленную работу, сетевые формы взаимодействия бизнеса, власти или различных учреждений. Современные технологии позволяют в очень многих случаях отказаться от непосредственного присутствия человека в том или ином месте, позволяя выполнять свои функции, находясь дома, или на работе.

Помимо этого, у России есть определенные исторически сложившиеся особенности национального менталитета, которые могут сыграть на пользу нарождающемуся информационному обществу. Космополитизм и мультикультурность России, обусловленные ее исторической многонациональностью. Традиционные для российской интеллигенции филосовствования о судьбах мира и интерес к внешнеполитическим событиям. Взаимопомощь и традиции бескорыстия. Все эти, и многие другие черты национального русского характера гораздо ближе к нарождающемуся ИО, чем западный менталитет. Поэтому навязывание россиянам западных психологических типов, форм поведения и культурных ценностей является большой ошибкой. Необходимо не слепо копировать западный менталитет, а модернизировать и развивать собственный.

Собственно говоря, кроме всех обсуждавшихся в этой работе материальных проблем для построения в России информационного общества нужна четкая, научно обоснованная грамотно реализованная идеологическая программа. Не противостояние западной агрессии, не удвоение ВВП и не создание сильной вертикали власти должно стать общенациональной целью. Пресловутая национальная идея, о которой так много говорит наше правительство, должна быть современной, нацеленной на будущую информационную и высокотехнологичную Россию, а не превращаться в индустриальный национализм. Общегосударственная идеология информационного общества сопровождающая реформы, направленные на создание информациональной экономики – это единственная возможная перспектива перехода России к новому, информационному типу цивилизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Развитие процессов информатизации есть важная геополитическая задача государства. Экономический потенциал страны, национальная безопасность, качество жизни населения существенно зависят от уровня информатизации. Программа развития информатизации на долгосрочный период должна быть неотъемлемой частью принятой в настоящее время руководством страны стратегии модернизации власти и экономики.

Укрепление ведущей роли государства в развитии информатизации и обеспечении движения к информационному обществу будет происходить за счет:

1. координации в рамках настоящей Программы деятельности различных участников этого процесса, в том числе координации отраслевых и региональных программ информатизации;

2. сохранения в руках государства политических, экономических и правовых механизмов, регламентирующих "правила игры", единые для всех участников этого процесса;

3. создания адекватной новым условиям законодательной и нормативно-правовой баз, форм и методов экономического регулирования, способствующих притоку отечественных и иностранных инвестиций, развитию справедливой конкуренции;

4. привлечения к активному участию в процессе информатизации частного сектора экономики и предоставления свободы выбора направлений деятельности предпринимательским структурам, заинтересованным в развитии производства и отечественного рынка информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг.

Государственная политика информатизации строится на двух базовых положениях: первое - оказывает всемерное содействие развитию отечественного производства средств информатизации, сферы инфокоммуникационных услуг и рынка инфокоммуникационных технологий, информационных продуктов и услуг; второе - формирует единые "правила игры" для всех участников процесса информатизации за счет совершенствования и развития законодательной и нормативно-правовой базы информатизации.

Программа предусматривает широкое привлечение региональных и муниципальных органов власти к участию в процессах информатизации по всем направлениям и созданию благоприятных условий на местах развития информатизации.

Мероприятия Программы должны обеспечивать информационную безопасность России, создание и масштабное использование критических информационно-коммуникационных технологий, в том числе двойного назначения.

Федеральная целевая программа должна предусматривать мероприятия по привлечению финансовых, производственных, организационных и интеллектуальных ресурсов отечественных предпринимательских структур и зарубежных инвестиций.

Для обеспечения равноправного вхождения России в мировое информационное сообщество государственная политика информатизации должна быть согласована с международными программами и проектами развития информатизации и построения информационного общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М.: Академия, 1999.

2. Белл Д. Третья технологическая революция и её возможные социальные последствия. – М.: АН ССР, ИНИОН, 1990.

3. Бжезинский, З. Выбор. Мировое господство, или глобальное лидерство. - М.: Международные отношения, 2004.

4. Бир С. Мозг фирмы: Пер. с англ. - М.: Радио и связь, 1993.

5. Варакин Л.Е. Глобальное информационное общество: Критерии развития и социально-экономические аспекты. - М.: Междунар. акад. связи, 2001.

6. Информационные технологии управления: Учебное пособие для вузов/Под ред. Г.А. Титоренко. 2-е изд., доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

7. Масуда Е. Информационное общество как постиндустриальное общество. - М., 1997.

8. Алексеева И.Ю. Возникновение идеологии информационного общества // Информационное общество. 1999. № 1.

 9. Вольский А. Интеллектуальный ресурс экономики. // Газета «Труд» - 2000. № 179.

10. Скляров С. Догнать и перегнать СССР. // Независимая газета. - 2007. № 17.

11. Суров М.А. Робот – не замена человеку! // АрматуроСтроение, - 2006. № 2 (41). - С. 29 – 32.

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Предпосылки, перспективы и проблемы становления информационного общества