Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 15:17, реферат
Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме. Образные модели (рисунки, фотографии и др.) представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации (бумаге, фото- и кинопленке и др.). Широко используются образные информационные модели в образовании (вспомните учебные плакаты по различным предметам) и науках, где требуется классификация объектов по их внешним признакам (в ботанике, биологии, палеонтологии и др.). Знаковые информационные модели строятся с использованием различных языков (знаковых систем). Знаковая информационная модель может быть представлена в форме текста (например, программы на языке программирования), формулы (например, второго закона Ньютона F = т • а), таблицы (например, периодической таблицы элементов Д. И. Менделеева) и так далее.
1. Формы представления моделей…………………………………………….2
2. Формализация текстовой информации…………………………………….3
3. Представление данных в табличной форме……………………………….7
4. Представление информации в форме графа……………………………….12
5. Заключение……………………………………………………………………14
6. Список литературы………………………………………………………….18
Содержание
1. Формы представления моделей…………………………………………….2
2. Формализация текстовой информации…………………………………….3
3. Представление данных в табличной форме……………………………….7
4. Представление информации в форме графа……………………………….12
5. Заключение……………………………………………………
6. Список
литературы……………………………………………………
1. Формы представления моделей
Модели материальные и модели информационные. Все модели можно разбить на два больших класса: модели предметные (материальные) и модели информационные. Предметные модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме (глобус, анатомические муляжи, модели кристаллических решеток, макеты зданий и сооружений и др.).
Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме. Образные модели (рисунки, фотографии и др.) представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации (бумаге, фото- и кинопленке и др.). Широко используются образные информационные модели в образовании (вспомните учебные плакаты по различным предметам) и науках, где требуется классификация объектов по их внешним признакам (в ботанике, биологии, палеонтологии и др.). Знаковые информационные модели строятся с использованием различных языков (знаковых систем). Знаковая информационная модель может быть представлена в форме текста (например, программы на языке программирования), формулы (например, второго закона Ньютона F = т • а), таблицы (например, периодической таблицы элементов Д. И. Менделеева) и так далее.
Иногда при построении знаковых информационных моделей используются одновременно несколько различных языков. Примерами таких моделей могут служить географические карты, графики, диаграммы и пр. Во всех этих моделях используются одновременно как язык графических элементов, так и символьный язык. На протяжении своей истории человечество использовало способы и инструменты для создания информационных моделей. Эти способы постоянно совершенствовались. Так, первые информационные модели создавались в форме наскальных рисунков, в настоящее же время информационные модели обычно строятся и исследуются с использованием современных компьютерных технологий.
2. Формализация текстовой
Наиболее
привычный для нас вид
Пример
Вам, вероятно,
приходилось заполнять
Это пример формализации текстовой информации. Данный бланк можно рассматривать как информационную модель участника конференции. Конечно, можно было бы попросить участника самому написать основные сведения о себе в произвольной форме. Но, во-первых, ему бы пришлось затратить на это гораздо больше времени, а во-вторых, обработка этих сведений для получения общих статистических данных стала бы более трудоёмкой для организаторов конференции.
Формализованную информацию обрабатывать намного легче и быстрее.
Пример
Ответьте на вопросы теста «Познай самого себя» (подчеркните подходящий вариант ответа).
1. Часто ли вы задумываетесь над тем, какое влияние оказывают ваши поступки на окружающих?
а) очень редко (1 балл)
б) редко (2 балла)
в) достаточно часто (3 балла)
г) часто (4 балла)
2. Какие из перечисленных качеств вы больше всего цените в людях?
а) настойчивость (2 балла)
б) широта мышления (3 балла)
в) умение «показать себя» (1 балл)
3. Имеете ли вы склонность к педантизму?
а) да (1 балл)
б) отчасти (2 балла)
в) нет (3 балла)
Заполненный
бланк ответа можно рассматривать
как формализованную
Не забывайте, что любое тестирование — это всего лишь построение модели. Ваша личность гораздо богаче и многограннее, чем любая самая «точная» модель. Но модель, построенная, в частности, в результате психологического тестирования, может помочь вам получить информацию, необходимую для разрешения стоящих перед вами проблем.
Пример
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему сведения о пропавших людях, о разыскиваемых преступниках и т. п. перечисляются в определённом порядке, например: рост, комплекция (вес), цвет волос, форма и цвет глаз, форма лица и так далее? Знаете ли вы рациональные приемы запоминания внешности вашего собеседника? Ответы на оба этих вопроса касаются психологических особенностей нашего восприятия и памяти. Данные, организованные определённым образом, запоминаются быстрее и прочнее. То есть формализация способствует лучшему запоминанию самых разнообразных сведений.
Предыдущие примеры больше относятся к оформлению текста, но иногда необходимо формализовать содержание. Например, определения понятий и терминов в науке должны быть точными и однозначно понимаемыми, в юридической практике тоже очень важно однозначное понимание и толкование содержания документа. Пример — строго выверенный «сухой» язык конституции, законов, указов, договоров и пр. Определения понятий строятся чаще всего по определённой форме: определяемое понятие раскрывается через ближайшее родовое понятие (чтобы очертить множество объектов, к которому относится данное понятие) и видовые отличия (чтобы отделить его от других объектов этого множества). Такая форма используется в большинстве научных определений.
Пример Сравните различные определения чрезвычайной ситуации, используемые в юридической практике.
а) «Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение жизнедеятельности людей» (Федеральный закон «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», статья 1).
б) «Чрезвычайная
ситуация — это нарушение нормальных
условий жизни и деятельности
людей на объекте или определённой
территории (акватории), вызванные аварией,
катастрофой, стихийными или экологическими
бедствиями, эпидемией, эпизоотией, эпифитотией,
применением возможным
Очевидно, что формализация достаточно широкого «содержания» реальной чрезвычайной ситуации может быть проведена различным образом, но такая формализация необходима, чтобы для каждой конкретной ситуации можно было сказать, является ли она чрезвычайной или нет, и выбрать верный план действий. Следовательно, формализация содержания помогает сравнить по выделенным (формальным) признакам реальный объект с описанным в модели, и если они совпадают по этим признакам, то появляется основа для принятия необходимого в данной ситуации решения.
3. Представление данных в табличной форме
Расписание движения поездов, сведения о сотрудниках предприятия, статистические данные о демографической ситуации в стране — данные подобного рода чаще всего представляются в табличной форме. Процесс обучения в школе тоже часто отображается в табличных моделях. Это и расписание уроков, и классный журнал, и аттестат о среднем образовании.
Пример. Посмотрите на страничку классного журнала.
Таблица 1. Страница классного журнала (фрагмент)
ИНФОРМАТИКА | |||||||
ФИО |
Апрель |
Май | |||||
5 |
12 |
19 |
26 |
3 |
10 | ||
1 |
Альтов Г. |
4 |
5 |
4 |
|||
2 |
Беседова Ф. |
4 |
3 |
||||
3 |
Веселов А. |
5 |
4 |
5 |
5 |
Информационной моделью какого объекта (процесса) является эта таблица? Какие сведения можно из неё извлечь? О чём, например, говорит цифра «5» в правой нижней ячейке таблицы? В таблице отражаются результаты контроля знаний учащихся и успешность процесса обучения. Цифра «5» в правой нижней ячейке имеет отношение к ученику по фамилии Веселов, предмету информатике, месяцу маю, 10 дню этого месяца и году, который указан на обложке журнала. Таким образом, оценка в классном журнале устанавливает отношение между тремя объектами: учеником, учебным предметом, датой. Анализ таблицы позволит узнать успешность обучения каждого ученика, определить, сколько в классе отличников и неуспевающих, оценить сложность предложенной учащимся контрольной работы; поможет учителю выработать меры педагогического воздействия. Классный журнал можно рассматривать как формализованную, динамическую, вероятностную информационную модель «поведения» процесса обучения в данном классе.
Таблицы, в которых отражается одно свойство, характеризующее два или более объектов, называются таблицами типа «объект - объект». Причём объекты принадлежат, как правило, к разным классам (множествам). В примере таким свойством является успеваемость, объектами — конкретные ученики (принадлежат множеству учеников), учебный предмет (принадлежат множеству школьных дисциплин), даты (множество дат).
Есть таблицы другого вида, в которых отражаются несколько свойств объекта, а все объекты принадлежат к одному множеству. Такие таблицы называются таблицами вида «объект - свойство».
Пример
Таблица 2. Результаты медицинского наблюдения класса (фрагмент)
ФИО ученика |
Дата рождения |
Рост, см |
Вес, кг |
Жизненная ёмкость лёгких, см3 |
Острота зрения | |
1 |
Альтов Г. |
12.12.1988 |
165 |
62 |
3300 |
1 |
2 |
Беседова Ф. |
01.03.1989 |
168 |
55 |
3200 |
0,9 |
3 |
Веселов А. |
10.10.1988 |
172 |
59 |
3400 |
1 |
Данную таблицу можно рассматривать как информационную модель состояния физического развития учащихся класса. Объектами, информация о которых отражена в таблице, являются ученики, каждый из которых характеризуется конкретными значениями перечисленных в верхней строке таблицы свойств — параметров физического развития. Подумайте, для чего необходимо составление таких таблиц и какую информацию можно получить, анализируя приведённые в них данные. Комбинирование нескольких таблиц вида «объект - объект» и «объект - свойство» в одной таблице позволяет построить таблицы более сложного вида.
Существуют определенные правила оформления таблиц, в соответствии с которыми каждая таблица характеризуется:
• названием (а если таблиц несколько, то ещё и номером),
• количеством столбцов и их названиями (заголовками столбцов),
• количеством строк и их названиями (заголовками строк),
• содержимым ячеек, находящихся на пересечении строк и столбцов.
В соответствии с этим основными элементами таблицы являются:
• записи — строки таблицы, которые могут содержать данные разного типа, но относящиеся чаще всего к одному объекту;
• поля — столбцы таблицы, содержащие, как правило, данные одного типа;
• реквизиты — конкретные значения, находящиеся в ячейках таблицы на пересечении строк и столбцов. Иногда заголовки строк и столбцов могут оказаться многоуровневыми. В этом случае уровни заголовков столбцов называются ярусами, уровни заголовков строк — ступенями.