МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
ФИЗИКО-МАТЕТАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ИНФАРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
Курсовая работа
Разработка цифрового образовательного ресурса на тему
«Представление текстовой информации в памяти компьютера»
в среде Adobe Flash.
- 3 курса 3 группы физико-математического факультета
- Научный руководитель: доцент Волкова Т.И.
Бирск -2010
Содержание
Введение
Мир сейчас находится на пороге информационного общества, где основную роль будет играть система распространения, хранения и обработки информации, образуя информационную среду, которая может обеспечить любому человеку доступ ко всей информации.
О том, что компьютер способен оказать огромную, буквально неоценимую поддержку учителю и учащимся – и при подготовке к уроку, и на самом уроке, и при выполнении различных творческих работ, и в рамках внеклассной деятельности, – сказано и написано уже немало. С 1986 года, когда компьютеры впервые пришли в школу, прошло уже более 20 лет, за это время в спорах было сломано немало копий, коренным образом сменили друг друга несколько концепций применения вычислительной техники в учебном процессе, – не говоря уже о том, что коренным образом сменился парк самой этой вычислительной техники и ее программного обеспечения. И вот сегодня мы снова наблюдаем очередную смену парадигм: теперь вместо традиционных «электронных учебников» и прочих «CD-ROMов» нам предлагается разрабатывать и использовать ЦОРы – Цифровые Образовательные Ресурсы.
В период движения к информационному обществу значимость цифровых образовательных ресурсов возрастает.
Целью курсовой работы является разработка цифрового образовательного ресурса на тему “Представление текстовой информации в памяти компьютера ”.
Задачи курсовой работы:
1. Изучения материала по темам:
«Цифровые образовательные ресурсы»,
«Представление текстовой информации
в памяти компьютера» и освоение среды
Adobe Flash;
2. Обобщит материал по теме «Представление
текстовой информации в памяти компьютера»;
3. Разработать цифровой образовательный
ресурс.
1. ЦОР( Цифровой Образовательный
Ресурс)
Аббревиатура «ЦОР» расшифровывается как «цифровой образовательный ресурс». То есть – некий содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.
Если трактовать это название более широко, в соответствии с указанным выше смыслом, то в качестве «ЦОРа» мы должны будем признать любой фрагмент аудиовизуальной (а когда соответствующие «компьютерные» технологии наконец-то превратятся из единичных лабораторных образцов в повседневность – также и тактильной, вкусовой и/или обонятельной:)) информации, так или иначе представленный на компьютере в виде отдельного файла или группы взаимосвязанных файлов. То есть в качестве ЦОРа мы можем рассматривать любой фрагмент текста, запись формулы, электронную таблицу, рисунок, фотографию, анимацию, аудио- или видеофрагмент, презентацию или базу данных, созданную на их основе, тест, интерактивную модель (в том числе – «виртуальную лабораторию», позволяющую свободно манипулировать представленными в ней модельными объектами в рамках представленной модельной среды) и т.д. Причем такое определение ЦОРа ничего не говорит нам ни о его целевом назначении (кроме того, что оно является образовательным), ни о полноте изложения учебного материала, ни о применяемых для его реализации конкретных средствах информационных технологий, ни о том, разработан ли тот или иной объект профессионально или создан самим учителем и/или учащимися в качестве творческой работы, ни даже о том, создан ли этот объект или просто «переконвертирован» в цифровой формат путем сканирования или иного способа «оцифровки».
В отличие от такой вольной трактовки, «официальная» терминология, принятая, в частности, в документах НФПК (Национального фонда подготовки кадров) при организации различных грантовых программ и тендеров на разработку программных средств образовательного назначения, предусматривает более узкие и жесткие рамки понимания этого названия. Согласно этой терминологии (и говоря об этом достаточно упрощенно), в настоящее время предлагается к разработке и применению в учебном процессе три категории подобных программных средств:
ЦОРы – как отдельные «цифровые содержательные модули», поддерживающие изучение какого-либо конкретного фрагмента соответствующей учебной темы, жестко привязанные к конкретному учебнику по соответствующему предмету и сопровождаемые соответствующей методической поддержкой;
ИУМК («инновационные учебно-методические комплексы») – как совокупности из электронного компонента (обязательно покрывающего весь спектр тем, изучаемых в рамках базовой учебной программы для соответствующего класса (возрастного уровня), реализующего все требуемые функции (от предоставления учебного материала до контроля полученных знаний) и содержащего в себе некий «инновационный» потенциал, позволяющий коренным образом усовершенствовать учебный процесс) и «бумажного» методического сопровождения;
ИИСС (информационные источники сложной структуры) – своего рода аналог рубрики «разное», куда могут быть отнесены различные информационные объекты, затрагивающие лишь часть тем базового стандарта, расширяющие их, предоставляющие дополнительный и справочный материал, часто – носящие (в содержательном плане) комплексный, интегративный характер и не обязательно жестко привязанные к учебникам.
Таким образом, начиная разговор о ЦОРах, необходимо прежде всего договориться – что именно будет пониматься под этим названием. Хотя, наверное, обычному, «рядовому» учителю все же более близким является первый, «широкий» вариант трактовки этого понятия.
2. Структура ЦОРа
Рис.2.1. Структура ЦОРа.
Данный ЦОР
состоит из четырех частей:
- Представление текстовой информации в памяти компьютера;
- Кодировка ASCII;
- Кодировка Unicode;
- Контрольное тестирование.
Центральной частью
является «Представление текстовой
информации в памяти компьютера».
3. Представление текстовой информации
в памяти компьютера
Рис.3.1. Представление текстовой информации в памяти компьютера (фрейм 1)
|
Рис.3.2. Представление текстовой информации в памяти компьютера (фрейм 2)
|
Рис.3.3. Представление текстовой информации в памяти компьютера (фрейм 3)
|
|
|
|
Данный раздел состоит из трех фреймов. На каждом фрейме есть кнопки навигации текста. На последнем фрейме размещены две текстовые ссылки для перехода к разделам «Кодировка ASCII» и «Кодировка Unicode», а так же кнопка перехода к разделу «Контрольное тестирование».
В данном разделе представлена информация о представлении текста в памяти компьютера:
Любой текст состоит из последовательности символов. Символами могут быть буквы, цифры, знаки препинания, знаки математических действий, круглые и квадратные скобки и т.д. Особо обратим внимание на символ "пробел", который используется для разделения слов и предложений между собой. Хотя на бумаге или экране дисплея "пробел" - это пустое, свободное место, этот символ ничем не "хуже" любого другого символа. На клавиатуре компьютера или пишущей машинки символу "пробел" соответствует специальная клавиша.
Текстовая информация, как и любая другая, хранится в памяти компьютера в двоичном виде. Для этого каждому символу ставится в соответствие некоторое неотрицательное число, называемое кодом символа, и это число записывается в память ЭВМ в двоичном виде. Конкретное соответствие между символами и их кодами называется системой кодировки.
В современных ЭВМ, в зависимости от типа операционной системы и конкретных прикладных программ, используются 8-разрядные(ASCII) и 16-разрядные (Unicode) коды символов. Использование 8-разрядных кодов позволяет закодировать 256 различных знаков, этого вполне достаточно для представления многих символов, используемых на практике. При такой кодировке для кода символа достаточно выделить в памяти один байт. Использование 16-разрядных кодов позволяет закодировать 65536 различных знаков - этого поля вполне достаточно для размещения в одной таблице символов большинства языков планеты. При такой кодировке для кода символа необходимо выделить в памяти два байта.
4. Кодировка ASCII
Рис.4.1. Система ASCII (фрейм 1) |
Рис.4.2. Система ASCII (фрейм 2) |
Рис.4.3. Система ASCII (фрейм 3) |
Рис.4.4. Система ASCII (фрейм 4) |
Рис.4.5. Система ASCII (фрейм 5) |
Рис.4.6. Базовая таблица системы ASCII |
Рис.4.7. Расширенная таблица системы ASCII |
|
Данный раздел состоит из семи фреймов. Каждый фрейм содержит кнопки навигации текста и кнопку возврата к разделу «Представление текстовой информации в памяти компьютера. Кроме того на четвертом фрейме имеются две текстовые ссылки для перехода к просмотру базовой и расширенной таблиц системы ASCII.
В этом разделе представлена информация о системе кодирования текстовой информации ASCII:
ASCII (англ. American Standard Code for Information Interchange — американский стандартный код для обмена информацией) — 7-битная компьютерная кодировка для представления латинского алфавита, десятичных цифр, некоторых знаков препинания, арифметических операций и управляющих символов. В честь кода ASCII даже был назван небольшой астероид — «3568 ASCII» (открыт в 1936 году, название получил позже).
Первый вариант ASCII предназначался в основном для передачи сообщений по телетайпу. Он был разработан 1963 году в фирме Bell Laboratories на смену созданной в 1874 году 5-битной кодировке Baudot. (Предшественницей Baudot была азбука Морзе.) В этом варианте ещё не было строчных букв. Они были добавлены в 1967 году, наряду с заменой стрелочки влево на подчерк ( _ ), а стрелочки вверх — на символ ^. Так возник вариант ASCII, используемый и поныне.
По сравнению с Baudot, кодировка ASCII представляла широкий набор обычных и управляющих символов, кроме того, буквы шли подряд и по алфавиту, что позволяло легко сортировать тексты.
7-битный код оказался удобным для использования и в компьютерах, поскольку компьютеры оперировали 8-битными байтами, а 8-й бит можно было использовать для контроля чётности. (Системы, не использовавшие контроль чётности, делали старший бит нулевым или изредка единичным.) Семибитность позволяла также добавить лишние 128 символов для, например, поддержки национальных алфавитов.
Конкурентом ASCII была кодировка EBCDIC, разработанная в 1964 году фирмой IBM для своей операционной системы System/360. Кодировка EBCDIC, однако, была сделана под тогдашние перфораторы и обладала рядом недостатков: была 8-битной (следовательно, не позволяла ни осуществлять контроль чётности, ни добавлять новые символы); буквы шли хотя и по алфавиту, но не подряд (например, после I следует не J, а символ переноса (soft hyphen)). В результате почти везде использовалась ASCII, а EBCDIC — только в системе System/360 и совместимых с ней (например, ОС ЕС). Сейчас даже компьютеры IBM Mainframe используют EBCDIC только для обратной совместимости.
Сейчас в системе ASCII закреплены две таблицы кодирования базовая и расширенная. Базовая таблица закрепляет значения кодов от 0 до 127, а расширенная относится к символам с номерами от 128 до 255.