Преимущества и недостатки использования мультимедиа в обучении школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 10:57, доклад

Описание работы

Мультимедиа технологии с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки школьников, так и внутренние факторы, связанные с распространением в общеобразовательных учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества учителей школ. В большинстве случаев использование мультимедиа-средств оказывает положительное влияние на интенсификацию труда педагогов, а также на эффективность обучения школьников.

Файлы: 1 файл

Преимущества и недостатки использования мультимедиа в обучении школьников.doc

— 44.50 Кб (Скачать файл)

Преимущества и недостатки использования  мультимедиа в обучении школьников

 

Оправданность и эффективность использования  мультимедиа-ресурсов и технологий в общем среднем образовании

 

Мультимедиа технологии с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки школьников, так и внутренние факторы, связанные с распространением в общеобразовательных учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества учителей школ. В большинстве случаев использование мультимедиа-средств оказывает положительное влияние на интенсификацию труда педагогов, а также на эффективность обучения школьников.

      В то же время любой опытный  школьный учитель подтвердит, что  на фоне достаточно частого положительного эффекта от внедрения информационных технологий, во многих случаях использование мультимедиа-средств никак не сказывается на повышении эффективности обучения, а в некоторых случаях такое использование имеет негативный эффект. Очевидно, что решение проблем уместной и оправданной информатизации обучения должно осуществляться комплексно и повсеместно.

      Педагоги должны учитывать два  возможных направления внедрения  средств мультимедиа в учебный  процесс. Первое из них связано  с тем, что такие средства включаются в учебный процесс в качестве "поддерживающих" средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы школьного образования. В этом случае мультимедиа-ресурсы выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы учителей, связанной с учетом, измерением и оценкой знаний школьников.

      Внедрение мультимедиа-ресурсов  в рамках второго направления  приводит к изменению содержания  образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса в школе, построению целостных курсов, основанных на использовании содержательного наполнения ресурсов в отдельных учебных дисциплинах. Знания, умения и навыки в этом случае рассматриваются не как цель, а как средство развития личности школьника. Использование мультимедиа технологий будет оправданным и приведет к повышению эффективности обучения в том случае, если такое использование будет отвечать конкретным потребностям системы общего среднего образования, если обучение в полном объеме без использования соответствующих средств информатизации невозможно или затруднительно. Очевидно, что любой учитель должен познакомиться с несколькими группами таких потребностей, определяемых, как в отношении собственно учебного процесса, так и в отношении других сфер деятельности педагогов.

      В первую группу можно отнести  потребности, связанные с формированием  у школьников определенных систем  знаний. Такие потребности возникают  при знакомстве с содержанием  сразу нескольких дисциплин, при проведении занятий, имеющих межпредметный характер. Кроме того, они возникают при изучении элементов микро и макромиров, а также в случае необходимости изучения ряда понятий, теорий и законов, которые при традиционном школьном обучении не могут найти требуемого опытного обоснования (изучение невесомости, знакомство с понятием бесконечность).

 

      Вторая группа потребностей определяется  необходимостью овладения школьниками  репродуктивными умениями. Потребности  этой группы возникают в ситуациях, связанных с вычислениями (сокращение времени, проверка и обработка результатов). Наряду с этим потребности второй группы возникают при отработке типовых умений по каждой дисциплине (определение цены деления измерительных приборов в физике, составление изомеров по углеродному скелету в химии) и при формировании общеучебных умений (общелогических - систематизации и классификации, анализа и синтеза, рефлексивных - умений планировать эксперимент, осуществлять сбор и анализ информации).

 

      Третья группа  потребностей определяется необходимостью формирования у учеников творческих умений (главным признаком творчества является новизна полученного продукта). Такие потребности возникают при решении оптимизационных задач, в которых из ряда возможных вариантов выбирается один - наиболее рациональный с определенной точки зрения, при решении задач на выбор самого экономичного решения или наиболее оптимального варианта протекания процесса (нахождение оптимального решения не только математически, но и графически). Потребности этой группы возникают при постановке и решении задач на проверку выдвигаемых гипотез, при необходимости развития конструктивно-комбинаторных творческих умений (использование цифровых конструкторов, позволяющих собирать целое из частей, моделировать объекты и процессы). Кроме того, сюда можно отнести и потребности, вытекающие из необходимости моделирования процессов или последовательности событий, что позволяет ученику делать выводы о факторах, оказывающих влияние на протекание процессов или событий. И, наконец, к третьей группе можно отнести потребности, возникающие в ходе лабораторного эксперимента, требующего для своего проведения приборов, недоступных для конкретного учебного заведения или очень длительного (короткого) промежутка времени. При этом такой лабораторный эксперимент может проводиться в рамках педагогических измерений и также повлечь за собой необходимость использования соответствующих информационных и телекоммуникационных технологий.

 

      Четвертая группа  потребностей связана с необходимостью  формирования у школьников определенных  личностных качеств. Потребности,  относимые к четвертой группе, возникают для организации моделирования, создающего возможности нравственного воспитания обучаемых через решение социальных, экологических и других проблем (анализ возможных последствий аварий, последствий применения различных технологий, позволяющий не только научить учащихся избегать подобных опасностей, но и воспитать нравственные оценки их возникновения в современном мире). Также потребности в использовании средств мультимедиа могут возникать для формирования у обучаемых чувства ответственности по отношению к другим людям, по отношению к себе и собственному организму.

 

      Наряду с вышеприведенными  потребностями для оправданного  и эффективного использования  мультимедиа технологий необходимо  знать основные положительные  и отрицательные аспекты информатизации  обучения, использования мультимедиа-ресурсов. Очевидно, что знание таких аспектов поможет использовать мультимедиа там, где это влечет за собой наибольшие преимущества и минимизировать возможные негативные моменты, связанные с работой школьников с современными средствами информатизации.

      Положительных аспектов  использования информационных и  телекоммуникационных технологий  в образовании (к числу которых,  конечно же, относится и мультимедиа)  достаточно много. В качестве  основных аспектов можно выделить:

 

совершенствование методов и технологий отбора и формирования содержания образования,

введение и развитие новых специализированных учебных дисциплин и направлений  обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями,

внесение изменений в системы  обучения большинству традиционных школьных дисциплин, не связанных с информатикой,

повышение эффективности обучения в школе за счет его индивидуализации и дифференциации, использования  дополнительных мотивационных рычагов,

организация новых форм взаимодействия в процессе обучения,

изменение содержания и характера  деятельности школьника и учителя,

совершенствование механизмов управления системой общего среднего образования.

 

К числу отрицательных аспектов можно отнести свертывание социальных контактов, сокращение социального взаимодействия и общения, индивидуализм, трудность перехода от знаковой формы представления знания на страницах учебника или экране дисплея к системе практических действий, имеющих логику, отличную от логики организации системы знаков. В случае повсеместного использования мультимедиа технологий учителя и школьники становятся неспособными воспользоваться большим объемом информации, который предоставляют современные мультимедиа и телекоммуникационные средства. Сложные способы представления информации отвлекают учеников от изучаемого материала.

      Следует помнить,  что если учащемуся одновременно  демонстрируют информацию разных  типов, он отвлекается от одних  типов информации, чтобы уследить  за другими, пропуская важную  информацию, а использование средств информатизации зачастую лишает школьников возможности проведения реальных опытов своими руками.

      Индивидуализация  ограничивает живое общение учителей  и обучаемых, учащихся между  собой, предлагая им общение  в виде "диалога с компьютером". Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.

      Наконец, чрезмерное и неоправданное  использование компьютерной техники  негативно отражается на здоровье  всех участников образовательного процесса.

      Перечисленные проблемы и противоречия  говорят о том, что применение  мультимедиа-средств в школьном  обучении по принципу "чем больше, тем лучше" не может привести  к реальному повышению эффективности  системы общего среднего образования. В использовании мультимедиа-ресурсов необходим взвешенный и четко аргументированный подход.


Информация о работе Преимущества и недостатки использования мультимедиа в обучении школьников