Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 08:56, отчет по практике
Данный проект разработан для учителей начальной школы. Он может быть использован в букварный период как по УМК «Школа 2100», так и в других программах начального обучения.
Главным в проекте является подбор занимательной информации на изучаемую букву, где включены анимационные эффекты, кроссворды, ребусы, способствующие переключению внимания учащихся и более эффективному использованию времени урока.
Применение информационных технологий в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельность, усилить мотивацию к изучению материала, развивает индивидуальные способности каждого ученика в отдельности.
Время проведения проекта: сентябрь 2009 - февраль 2010 года.
Учебно-исследовательский проект
Применение ИКТ
на уроках обучения грамоте
в начальных классах.
Разработали проект учителя МОУ «СОШ №2
с углубленным изучением
отдельных предметов»
г. Лысьвы
Михайлова Татьяна Ивановна
Терновых Елена Борисовна
2009-2010
Терновых Елена Борисовна Михайлова Татьяна Ивановна
учитель начальных классов учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 2 с углубленным МОУ «СОШ № 2 с углубленным
изучением отдельных предметов» изучением отдельных предметов»
г. Лысьва, ул. Никулина, 76 г. Лысьва, ул. Никулина, 76
Контактный телефон:
Дом. адрес: г. Лысьва,
ул. Лермонтова,79
Аннотация проекта:
Данный проект разработан для учителей начальной школы. Он может быть использован в букварный период как по УМК «Школа 2100», так и в других программах начального обучения.
Главным в проекте является подбор занимательной информации на изучаемую букву, где включены анимационные эффекты, кроссворды, ребусы, способствующие переключению внимания учащихся и более эффективному использованию времени урока.
Применение информационных технологий в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельность, усилить мотивацию к изучению материала, развивает индивидуальные способности каждого ученика в отдельности.
Время проведения проекта: сентябрь 2009 - февраль 2010 года.
Цель проекта:
Повышение качества урока через использование цифровых образовательных ресурсов.
Задачи проекта:
Обоснование проекта:
В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащимися, которым так не хватает игровой практики.
Диагностика уровня школьной мотивации показывает, что 27 % учащихся
приходят в первый класс с низким уровнем мотивации, 56 %- средний уровень, и только 16%- с высоким уровнем мотивации. Поступая в первый класс ребенок испытывает страх, школа не вызывает интереса у ребенка, следовательно - низкая работоспособность на уроке.
Применение ИКТ в учебном процессе как раз и позволяет совместить учебную деятельность с игровой, усилить мотивацию к изучению материала, развивать индивидуальные способности каждого ученика в отдельности.
Актуальность выбранной темы на современном этапе является очевидной с учетом новых веяний в системе образования, дающих простор преподавателям для новшеств и внедрения в жизнь собственных идей.
Одним из доступных средств, позволяющих учителю активизировать пассивных учеников, является компьютер.
Творческий
подход к уроку с применением
ИКТ способствует лучшему
Содержание проекта:
Данная работа представляет собой авторские разработки презентаций уроков, ребусов на изучаемую букву, кроссворды, подборка материалов «на что похожа буква», стихи, сказки, физкультминутки. Проведение уроков в нетрадиционной форме с использованием данных разработок направлено не только на изучение новой буквы, но и на развитие навыка чтения (по методике Г. Жохова), развитие техники чтения (по методике В. Зайцева), основных видов речевой деятельности, формированию мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативе школьника.
С применением ИКТ ученики с нетерпением ждут следующего урока, являются помощниками учителя в подготовке материалов для урока, а именно: сочиняют сказки, находят стихи о буквах, выполняют рисунки.
План-график:
№ |
Мероприятия |
Участники |
Ответственные |
Место проведения |
Сроки | ||||||
Подготовительный этап | |||||||||||
I |
Диагностика уровня школьной мотивации до начала проекта. |
1 «В» класс 1 «Д» класс |
Школьный психолог Лаптева Е.В. |
Кабинет психолога №17 |
Сентябрь | ||||||
II |
Определение проблемы, постановка цели. |
Учителя начальных классов |
Лаптева Е.В., Михайлова Т. И., Терновых Е. Б. |
Кабинет №17 |
Сентябрь | ||||||
Основной этап | |||||||||||
III |
Сбор информации и материалов для подготовки презентаций. |
|
|
|
| ||||||
1. |
Мастер - класс по созданию презентаций. |
Учителя начальных классов |
Учитель информатики Власова Н А. |
Кабинет №11 |
Октябрь | ||||||
2. |
Обмен опытом на кафедре начального обучения по созданию и применению ЦОР на уроках. |
Учителя начальных классов. |
Руководитель кафедры Аликина О. В. |
Кабинет №5 |
Ноябрь | ||||||
3. |
Конкурс рисунков «На что похожа буква?» |
Учащиеся 1«В» класса 1»Д» класса, родители. |
Классные руководители: Михайлова Т.И., Терновых Е.Б. |
Кабинет №1, №11. |
Октябрь- февраль | ||||||
4. |
Конкурс «Аукцион слов на изученную букву» |
Учащиеся 1«В» класса 1»Д» класса, родители. |
Классные руководители: Михайлова Т.И., Терновых Е.Б. |
Кабинет №1, №11. |
Октябрь- февраль | ||||||
5. |
Сочинение мини- сказок на изученную букву. |
Учащиеся 1«В» класса 1»Д» класса, родители |
Классные руководители: Михайлова Т.И., Терновых Е.Б. |
Кабинет №1, №11. |
Октябрь- февраль | ||||||
IV |
Создание отдельных блоков презентаций с использованием собранных материалов. |
Михайлова Т.И. Терновых Е.Б. |
Михайлова Т.И. Терновых Е.Б. |
Кабинет №1, №11
|
Сентябрь- февраль | ||||||
Итоговый этап | |||||||||||
V |
Экспертиза готовых материалов. |
Михайлова Т.И. Терновых Е. Б. |
Завуч по ИКТ Воденникова Е.В., учитель информатики Власова Н.А. |
Кабинет №2 |
Февраль | ||||||
VI |
Широкое использование созданных материалов. |
Учителя начальных классов, педагоги «Школы для дошколят» |
Завуч 1 ступени Немкина Н.Л. |
МОУ «СОШ №2» |
Октябрь – февраль | ||||||
VII |
Проведение диагностики уровня школьной мотивации на завершение проекта |
1 «В» класс, 1 «Д» класс |
Школьный психолог Лаптева Е.В. |
Кабинет психолога №17 |
Март | ||||||
VIII |
Определение точек роста и проблем по применению ИКТ на уроках. |
Кафедра начального обучения. |
Михайлова Т.И. Терновых Е.Б. |
Кабинет №5 |
Март |
Апробация проекта
Материалы данного проекта апробированы на учащихся первых классов МОУ «СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов» и детях, посещающих «Школу для дошколят» г. Лысьвы. Собранные материалы использовали при составлении уроков, открытых мероприятий, занятий для дошкольников. Учащиеся стали активными участниками учебного процесса. Предложенные материалы помогли наполнить игрой каждый урок, который был эффективным и продуктивным.
Результативность
В ходе проекта были отслежены результаты уровня школьной мотивации:
Проведён сравнительный анализ техники чтения 1 классов за 2008-2009
и 2009-2010 учебный год.
Преимущества использования ИКТ на уроках обучения грамоте:
- повышение уровня
- позволяет использовать большой объём учебного материала;
- развивает речевые
В результате использования предложенных материалов учитель может:
- организовать и провести интересные уроки для младших школьников в нетрадиционной форме;
- поддерживать на уроке атмосферу оживлённого общения;
- сэкономить время учителя для подготовки к уроку.
Анализируя работу над проектом «Применение ИКТ на уроках обучения грамоте», можно сказать, что проект:
- актуален для модернизации начальной школы;
- востребован учителями школы и города;
- результативен - педагоги делятся опытом работы на заседаниях кафедры начального обучения и на муниципальном уровне («Научно-практическая конференция», 2009 год – 3 человека);
- продуктивен – возможность использования методических материалов на уроках (презентации, ребусы, стихи, загадки, сказки, рисунки).
Вместе с положительными моментами выявлен ряд проблем:
- отсутствие технического оснащения отдельных кабинетов начальных классов;
- ограничен доступ Интернет ресурсов.
Ресурсное обеспечение проекта
Мероприятия |
| ||||
Информа –ционные |
Кадровые |
Научно - методические |
Материально - технические |
Финан - совые | |
Диагностика |
Методическая литература |
Психолог Лаптева Е. В. |
Тесты, анкеты, Диагности - рующие материалы . |
Принтер, бумага, компьютер |
|
Мастер - класс по созданию презентаций. |
Компью тер, интернет |
Учитель информатики Власова Н А. |
Методические материалы |
Компьютер, проектор, экран |
500 руб из надтарифного фонда |
Обмен опытом на кафедре начального обучения |
Методическая литература |
Учителя начальных классов |
Методические наработки |
Компьютер, проектор, экран |
|
Конкурс рисунков «На что похожа буква?» |
Объявление и реклама конкурса |
|
Альбом, краски, цветные карандаши, грамоты, призы |
120 руб из внебюджетных средств | |
Конкурс «Аукцион слов на изученную букву» |
Объявление и реклама конкурса |
|
Альбом, краски, цветные карандаши, грамоты, призы |
120 руб из внебюджетных средств | |
Сочинение мини- сказок на изученную букву. |
Объявление и реклама конкурса |
Грамоты, призы |
|||
Создание отдельных блоков презентаций с использованием собранных материалов. |
Методичес кая лите ратура, интернет. |
Участники проекта |
Методические материалы |
Компьютер, сканер, цифровой фотоаппарат |
1000 руб из надтариф – фонда |
Экспертиза |
Завуч по НМР Воденникова Е. В., учитель информатики Власова Н. А. |
Презентации |
Компьютер, проектор, экран |
Список использованной литературы:
1.Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров – М.: Изд-во Моск. Психолого-соц. ин-та; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2202.- 352 с.
2.Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно – коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005 г.-208 с.
(Серия «Энциклопедия образовательных технологий)
3. Волина В. В. Занимательное азбуковедение – М. : Просвещение, 1994г. – 400 с.
4. Волина В. В. Учимся играя – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.
5. Мультимедийный диск Уроки Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте. 1 класс- М.: Изд-во: ООО «Нью Медиа Дженерейшн», 2007
Информация о работе Применение ИКТ на уроках обучения грамоте в начальных классах