Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 09:52, статья
В связи становлением независимым суверенным государством крупные перемены произошли в совершенствовании политической структуры и экономики Узбекистана, что не могло затронуть и систему образования. Приняты «Закон об образовании», Национальная программа по подготовке кадров и организации учебно-воспитательного процесса. Сама жизнь вносить изменения в систему образования, в том числе, в систему повышения квалификации педагогов и научных работников.
ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ И НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ МЕТОДОМ ДИСТАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Абдукадыров А.А.
Фонд «Истеъдод» Президента Республики, Ташкент, Узбекистан
In the given work experience of improvement of professional skill of teachers and science officers by a method of remote training. Are listed the basic advantages of remote improvement of professional skill is described. The technique of a choice of its technology is given. The role of electronic textbooks in system of remote improvement of professional skill is shown.
В связи становлением независимым суверенным государством крупные перемены произошли в совершенствовании политической структуры и экономики Узбекистана, что не могло затронуть и систему образования. Приняты «Закон об образовании», Национальная программа по подготовке кадров и организации учебно-воспитательного процесса. Сама жизнь вносить изменения в систему образования, в том числе, в систему повышения квалификации педагогов и научных работников.
Образовательный процесс – это процесс передачи и получения знания и умения. А добыча знания, создание нового знания и умения – это процесс фундаментального исследования. Для того чтобы этот процесс шел, необходима соответствующая атмосфера интеллектуального личного общения и не только в цепочке слушатель – преподаватель, но и во взаимодействии преподаватель – слушатель, слушатель – преподаватель.
Развитие информационных
и телекоммуникационных технологий
в области образования резко
изменяет условия учебно-
Среди различного рода образовательных услуг особое место занимают системы повышения квалификации, которые призваны решать важную задачу по поддерживанию профессионального и интеллектуального потенциала преподавателей образовательных учреждений и научных кадров на высшем уровне.
Задача системы образования сегодня – научить человека ориентироваться в условиях насыщенной информационно - образовательной среды, для чего необходимо создать предпосылки и условия непрерывного самообразования, способной подготовить учителей и научных кадров к новым формам обучения, включая дистанционное образование.
Становление дистанционного обучения – это феномен, родившийся на стыке двух тенденций, характерных для современного информационного общества. С одной стороны ,информационное общество постоянно увеличивает требования к образовательному потенциалу педагога – становится актуальным не только практические навыки работы с компьютерами и освоение новых информационных и коммуникационных технологий, но и понимание основных идей и механизмов информатики, лежащих в основе этих технологий и информационной картины мира в целом. С другой стороны, компьютерные телекоммуникации создают предпосылки для существенного снижения порога доступности мировых информационных фондов через Интернет.
Система дистанционного образования (СДО) отличается от традиционных форм обучения высокой динамичностью, связанной с гипкостью выбора учебных курсов, большим объемом самостоятельной работы, разнообразием форм учебно-методического обеспечения, что даёт возможность резко повысить эффективность образовательных процессов не зависимо от места проживания обучаемых.
В числе педагогических основ дистанционного повышения квалификации педагогов и научных работников, выделяются следующие положения:
Оперативное взаимодействие преподавателя и слушателей; доступность дистанционных курсов для жителей разных регионов и разных групп населения; индивидуализация, гипкость и адаптивость обучения; наличие развитой среды обучения; взаимовязь с современными педагогическими и иннавационными технологиями.
В повышении квалификации педагогов средних школ, профессиональных коллежей, академических лицеев и молодых научных работников мы используем всеми основными средствами технологии интернета, как электронная почта, чаты, телеконференции, WWW- серверы, FTP – службы и видиоконференции.
Доступность технологии является одним из важнейших факторов при ее выборе. Она зависит от выбранной целевой группы и учебной среды (слушатели находятся дома, на рабочем месте, в школе, в лицее, в коллеже или в учебном центре фонда «Истеъдод»). Технология должна быть доступна для всех слушателей, а не быть дополнительным средством для избранных слушателей. Часто доступность технологии дополняется ограниченями на место и время. Возникает возможность самостоятельно проанализировать доступность печатных метериалов, аудио-и видиокасет, телефона, телевизора, компьютера или Интернета для Ваших условий.
Преподавание и обучение менее важно для выбора технологии, но важно для ее использования в учебном процессе, поскольку технологии различаются по своим презентационным характеристикам. Печатные материалы более подходят для передачи текста, диаграмм и графиков. Радио, аудио кассеты, телефон – для передачи звука. Телевидение и видиокассеты – для передачи образов и движения. Компьютеры для работы с базами данных, создания программ и анимаций.
Интерактивность определяется как по отношению к учебным материалам, так и к обучаемым. Первый вид интерактивности лучше всего обеспечивается компьютерными программами, в особенности, с применением мультимедиа. Второй вид интерактивности обеспечивается двусторонним коммуникационными каналами: аудио или видиоконференция, телефон, факс, Интернет. Взаимодействие слушателей и преподавателей может при этом быть как синхронным , так и асинхронным.
В учебном центре дистанционного обучения фонда «Истеъдод» процесс обучения начинается презентации, на которой слушатели знакомятся с рабочей группой, преподавателем-консультантом (тьютором), планом организации занятий и методикой обучения. Проводятся вводное занятие. На этой занятии слушатели получают кейс, обеспечивающий самостоятельную работу слушателя. За каждым слушателем закрепляется персональный тьютор, оказывающий научно-методическую помощь на всех этапах самостоятельной работы слушателя.
Более активную роль в дистанционном обучении должен играть электронные учебники. Они должны играть роль обучающей системы для слушателя. Обучающие системы для курсов информатики должны содержать по крайней мере три основных части: обучающая, тренирующая и контролирующая.
В обучающей части должен быть представлен материал курса в текстовом виде. Наиболее удобная и приемлемая форма подачи материала -гипертекст. Иллюстрации должны быть как статистические, так и динамические. Динамикой должен управлять слушатель. Слушатель должен иметь возможность остановить показ, вернутся назад, повторить, начать снова и т.д. Тренирующая часть обязательно должна быть интеллектуальной. Это должна быть экспертная система поиска ошибок и должен показывать слушателю его ошибки и подсказывать пути их преодоления. Контролирующая часть может основываться на тои же наборе задач, но быть значительно менее интеллектуальной, поскольку не надо учить, а только сравнивать результаты с эталонами. Простейшая реализация может быть выполнена в виде тестирующей системы.
На выше сказанной методике ряд авторами разработаны электронные учебники по дисциплинам «Основы информатики и вычислительной техники» и «Информационные технологии» которые используются в повышении квалификации учителей средних школ, профессиональных коллежей и академических лицеев.
Настоящий период развития методов дистанционного обучения в системе повышения квалификации можно называть периодом накопления опыта. Многие коллективы педагогов причастные к повышению квалификации преподавателей и научных работников создавая дистанционные курсы для разных категорий слушателей, нарабатывают опыт проведения занятий, находят наиболее эффективные приемы обучения. Эти педагогические находки, полученные в разных образовательных областях, смогут пригодиться многим практикующим специалистам для построения собственных методик дистанционного обучения. В докладе будут обсуждены опыт повышения квалификации педагогов и научных работников в центре дистанционного обучения фонда «Истеъдод» Президента республики Узбекистан.