Проблемы повышения квалификации педагогов и научных работников методом дистационного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 09:52, статья

Описание работы

В связи становлением независимым суверенным государством крупные перемены произошли в совершенствовании политической структуры и экономики Узбекистана, что не могло затронуть и систему образования. Приняты «Закон об образовании», Национальная программа по подготовке кадров и организации учебно-воспитательного процесса. Сама жизнь вносить изменения в систему образования, в том числе, в систему повышения квалификации педагогов и научных работников.

Файлы: 1 файл

Белорус макола1.doc

— 59.50 Кб (Скачать файл)

   

         ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ  ПЕДАГОГОВ И НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ МЕТОДОМ ДИСТАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ


 

Абдукадыров А.А.

Фонд «Истеъдод» Президента Республики, Ташкент, Узбекистан

 

In the given work experience of improvement of professional skill of teachers and science officers by a method of  remote training. Are listed the basic advantages of remote improvement of  professional skill is described. The technique of a choice of its technology is given. The role of electronic textbooks in system of remote improvement of  professional skill is shown.

 

В связи   становлением независимым  суверенным государством крупные перемены произошли в совершенствовании  политической структуры и экономики  Узбекистана, что не могло затронуть  и систему образования. Приняты  «Закон об образовании», Национальная программа по подготовке кадров и организации учебно-воспитательного процесса. Сама жизнь вносить изменения в систему образования, в том числе, в систему повышения квалификации педагогов и научных работников.

Образовательный процесс  – это процесс передачи и получения знания и умения. А добыча знания, создание нового знания и умения – это процесс фундаментального исследования. Для того чтобы этот процесс шел, необходима соответствующая атмосфера интеллектуального личного общения и не только в цепочке слушатель – преподаватель, но и во взаимодействии преподаватель – слушатель, слушатель – преподаватель.

Развитие информационных и телекоммуникационных технологий в области  образования резко  изменяет условия учебно-воспитательного  процесса. Для организации учебно-воспитательного процесса в таких условиях требуется принципиально новые подходы и методики обучения.

Среди различного рода образовательных  услуг особое место занимают системы  повышения квалификации, которые  призваны решать важную задачу по поддерживанию  профессионального и интеллектуального потенциала преподавателей образовательных учреждений и научных кадров на высшем уровне.

Задача  системы образования  сегодня – научить человека ориентироваться  в условиях насыщенной информационно - образовательной среды, для чего необходимо создать предпосылки и условия непрерывного самообразования, способной подготовить учителей и научных кадров к новым формам обучения, включая дистанционное образование.

Становление дистанционного обучения – это феномен, родившийся на стыке двух тенденций, характерных для современного информационного общества. С одной стороны ,информационное общество постоянно увеличивает требования к образовательному потенциалу педагога – становится актуальным не только практические навыки работы с компьютерами и освоение новых информационных и коммуникационных технологий, но и понимание основных идей и механизмов информатики, лежащих в основе этих технологий и информационной картины мира в целом. С другой стороны, компьютерные телекоммуникации создают предпосылки для существенного снижения порога доступности мировых информационных фондов через Интернет.

 Система дистанционного  образования (СДО) отличается от традиционных форм обучения высокой динамичностью, связанной с гипкостью выбора учебных курсов, большим объемом самостоятельной работы, разнообразием форм учебно-методического обеспечения, что даёт возможность резко повысить эффективность образовательных процессов не зависимо от места проживания обучаемых.

В числе педагогических основ дистанционного повышения  квалификации педагогов и научных работников, выделяются следующие положения:

    • в центре ДО лежит самостоятельная деятельность слущателей;
    • учение,самостоятелное приобретение  и применение знаний станет потребностью современного человека на протяжении всей его сознательной жизни в условиях информационного общества;
    • необходима гибкая система повышения квалификации педагогов и научных работников, позволяющая слушателям приобретать знания  в любое время и в любом месте;
    • самостоятельное приобретение знаний слушателями  должно носить активную деятельность;
    • повышение квалификации должно быть индивидуализированно и должен дать возможность сотрудничества в коммуникации с преподавателями и другими партнерами;
    • система контроля знаний полученные слушателями должно строиться на основе оперативной обратной связью.

      Таким образом, можно подчеркнуть наиболее существенные следующие достоинства дистанционного обучения в повышении квалификации педгогов и научных работников:

Оперативное взаимодействие преподавателя  и слушателей; доступность дистанционных курсов для жителей разных регионов и разных групп населения; индивидуализация, гипкость и адаптивость обучения; наличие развитой среды обучения; взаимовязь с современными педагогическими и иннавационными технологиями.

В повышении квалификации педагогов средних школ, профессиональных коллежей, академических лицеев и молодых научных работников мы используем всеми основными средствами технологии интернета, как электронная почта, чаты, телеконференции, WWW- серверы, FTP – службы и видиоконференции.

Доступность технологии является одним  из важнейших факторов при  ее выборе. Она зависит от выбранной целевой  группы и учебной среды  (слушатели  находятся дома, на рабочем месте, в школе, в лицее, в коллеже  или в учебном центре фонда  «Истеъдод»). Технология должна быть доступна для всех слушателей, а не быть дополнительным средством для избранных слушателей. Часто доступность технологии дополняется ограниченями на место и время. Возникает возможность самостоятельно проанализировать доступность печатных метериалов, аудио-и видиокасет, телефона, телевизора,  компьютера или Интернета для Ваших условий.

Преподавание и обучение менее  важно для выбора технологии, но важно для ее использования в  учебном процессе, поскольку технологии различаются по своим презентационным характеристикам. Печатные материалы более подходят для передачи текста, диаграмм и графиков. Радио, аудио кассеты, телефон – для передачи звука. Телевидение и видиокассеты – для передачи образов и движения. Компьютеры для работы с базами данных, создания программ и анимаций.

 Интерактивность определяется  как по отношению к учебным  материалам, так и к обучаемым. Первый вид интерактивности лучше всего обеспечивается компьютерными программами, в особенности, с применением мультимедиа. Второй вид интерактивности обеспечивается двусторонним коммуникационными каналами: аудио или видиоконференция, телефон, факс, Интернет. Взаимодействие слушателей и преподавателей может при этом быть как синхронным , так и асинхронным.

В учебном центре дистанционного обучения фонда «Истеъдод» процесс обучения начинается  презентации, на которой слушатели знакомятся с рабочей группой, преподавателем-консультантом (тьютором), планом организации занятий и методикой обучения. Проводятся вводное занятие. На этой занятии слушатели получают кейс, обеспечивающий самостоятельную работу слушателя. За каждым слушателем закрепляется  персональный тьютор, оказывающий научно-методическую помощь на всех этапах самостоятельной работы слушателя.

Более активную роль в дистанционном обучении должен играть электронные учебники. Они должны играть роль обучающей  системы для слушателя. Обучающие системы для курсов информатики должны содержать по крайней мере три основных части: обучающая, тренирующая и контролирующая.

В обучающей части должен быть представлен материал курса в текстовом виде. Наиболее удобная и приемлемая форма подачи материала -гипертекст. Иллюстрации должны быть как статистические, так и динамические. Динамикой должен управлять слушатель. Слушатель должен иметь возможность остановить показ, вернутся назад, повторить, начать снова и т.д. Тренирующая часть обязательно должна быть интеллектуальной. Это должна быть экспертная система поиска ошибок и должен показывать слушателю его ошибки и подсказывать пути их преодоления. Контролирующая часть может основываться на тои же наборе задач, но быть значительно менее интеллектуальной, поскольку не надо учить, а только сравнивать результаты с эталонами. Простейшая реализация может быть выполнена в виде тестирующей системы.

На выше сказанной методике ряд авторами разработаны электронные учебники по дисциплинам «Основы информатики и вычислительной техники» и «Информационные технологии» которые используются в повышении квалификации учителей средних школ, профессиональных коллежей и академических лицеев.   

Настоящий период развития методов  дистанционного обучения в системе  повышения квалификации можно называть периодом накопления опыта.  Многие коллективы педагогов причастные к повышению квалификации преподавателей и научных работников создавая дистанционные курсы для разных категорий слушателей, нарабатывают опыт проведения занятий, находят наиболее эффективные приемы обучения. Эти  педагогические находки, полученные в разных образовательных областях, смогут пригодиться многим практикующим специалистам для построения собственных методик дистанционного обучения. В докладе будут обсуждены опыт повышения квалификации педагогов и научных работников в центре дистанционного обучения  фонда «Истеъдод» Президента республики Узбекистан.


Информация о работе Проблемы повышения квалификации педагогов и научных работников методом дистационного обучения