Разработка информационной системы “Гостиница”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Использование баз данных и информационных систем становится неотъемлемой составляющей деловой деятельности современного человека и функционирования преуспевающих организаций. В связи с этим большую актуальность приобретает освоение принципов построения и эффективного применения соответствующих технологий и программных продуктов: систем управления базами данных, CASE-средств автоматизации проектирования и других.

Файлы: 1 файл

Proektirovanie_i_razrabotka_informatsionnoy_sist.doc

— 2.28 Мб (Скачать файл)

Оглавление

 

Обозначения и сокращения

В настоящей работе применяются следующие термины с соответствующими определениями:

ИС - информационная система;

БД – база данных;

СУБД – система  управления баз данных.

 

Введение

С развитием информационных технологий компьютеры, с их расширенными функциональными возможностями, активно применяются в различных сферах человеческой деятельности, связанных с обработкой информации, представлением данных.

В современном обществе, которое функционирует в жестких  рыночных условиях, своевременная обработка информации способствует совершенствованию организации производства, оперативному и долгосрочному планированию, прогнозированию и анализу хозяйственной деятельности, что позволяет успешно конкурировать на рынке. Каждая организация стремиться минимизировать затраты времени, материальных, трудовых ресурсов в ходе своей деятельности и упростить процесс обработки информации. Эти задачи можно решить с использованием автоматизированных информационных систем.

Использование баз данных и информационных систем становится неотъемлемой составляющей деловой деятельности современного человека и функционирования преуспевающих организаций. В связи с этим большую актуальность приобретает освоение принципов построения и эффективного применения соответствующих технологий и программных продуктов: систем управления базами данных, CASE-средств автоматизации проектирования и других.

 

Цель курсового проектирования

Целью данного курсового  проекта является разработка информационной системы “Гостиница”.

Исследование функций и целей организации

В данном курсовом проекте  в качестве исследуемой организации  рассматривается гостиница, которая  предоставляет номера постояльцам  с целью получения прибыли.

Гостиница оказывает  следующие услуги:

·        предоставление номеров,

·        их обслуживание,

·        администрирование телефонных переговоров.

Средства автоматизации  предназначены для эффективной  работы с информацией.

Постановка задачи

Разработать в архитектуре  “клиент - сервер” ИС, предназначенную  для гостиницы, БД информационной системы, содержащую сведения о номерах гостиницы: категория, количество мест, стоимость проживания за сутки.

Информационная система  автоматизирует резервирование номеров  и  регистрацию новоприбывших постояльцев (фамилия, имя, отчество, сведения о документе, удостоверяющем личность, место постоянного жительства, номер апартамента, дата въезда, дата выезда), ведет учет платежей за проживание и за телефонные переговоры, облегчает учет занятых, зарезервированных и свободных на данный момент апартаментов гостиницы.

Прототип ИС разработать  средствами MS Access и MS SQL.

При разработке использовать результаты инфологического проектирования.

 

Анализ возможностей методологии  и инструментальных средств проектирования заданной ИС

 

 При разработке ИС “Гостиница” был использован системный структурный подход. Методология этого подхода заключается в разработке модели на основе представления о функциях ИС или на элементах (планах, данных, оборудовании и т.д.). Модели ИС (активностные модели) согласно методологии представляются в виде диаграмм, которые иерархически упорядочены. Активностная модель представляет собой совокупность активностей взаимосвязанных через объекты (элементы) системы.

Для проведения анализа  и организации бизнес-процессов  гостиницы используется CASE-средство верхнего уровня BPWin.

1. Создание модели ИС  с AllFusion Process Modeler 4.1 (Bpwin 4.1)

Для проведения анализа  и реорганизации бизнес - процессов  предназначено CASE-средство верхнего уровня AllFusion Process Modeler (BPwin), поддерживающее  методологии:

·        IDEF0  (функциональная  модель);

·        DFD (DataFlow Diagram);

·        IDEF3 (Workflow Diagram).

1.1 Создание модели в стандарте  IDEF0

Функциональная модель предназначена для описания существующих бизнес - процессов на предприятии (так называемая модель AS-1S) и идеального положения вещей - того, к чему нужно стремиться (модель ТО-ВЕ). Методология IDEF0 предписывает построение иерархической системы диаграмм - единичных описаний фрагментов системы.

Построение модели ИС начинается с описания функционирования предприятия (системы) в целом в виде контекстной диаграммы. На Рис. 1 представлена контекстная диаграмма ИС «Гостиница»: 

 

Рис.  1 Контекстная диаграмма IDEF0. Функционирование гостиницы.

 

Взаимодействие системы  с окружающей средой описывается в терминах входа (на рис.1 это “Клиенты” и ”Плата за услуги”), выхода (основной результат процесса - “Оказанные услуги” и “Прибыль”), управления (“Устав гостиницы”) и механизмов (“Помещение”, “Персонал” – это ресурсы, необходимые для процесса функционирования гостиницы).

“Клиенты” – те, для  кого гостиница работает. Они платят гостинице деньги в качестве платы  за оказываемые услуги. Получение  прибыли – цель коммерческой деятельности. Значит, чтобы добиться этой цели гостиница  должна оказать услуги клиентам.

 “Устав гостиницы”  – это правила, которыми управляется  процесс функционирования гостиницы,  как предприятия со своими  внутренними правилами, и также  обязанного “жить” согласно  законодательству конкретной страны.

В оказании услуг принимает  участие “Персонал” гостиницы. Чтобы предоставить номера и получить прибыль, в деятельности гостиницы должны участвовать “Помещение”  – обстановка здания, техника в номерах, инвентарь и т.д.

Model Name: Гостница

Definition: Модель описывает  деятельность гостиницы, а именно:

  • следующие предоставляемые ею услуги:
  • предоставление номеров,
  • их обслуживание,
  • администрирование телефонных переговоров. 
    После описания контекстной диаграммы проводится функциональная декомпозиция - система разбивается на подсистемы и каждая подсистема описывается отдельно (диаграммы декомпозиции). Затем каждая подсистема разбивается на более мелкие и так далее до достижения нужной степени подробности. В результате такого разбиения, каждый фрагмент системы изображается на отдельной диаграмме декомпозиции (Рис. 2).

 

Рис. 2  Диаграмма декомпозиции IDEF0. Функционирование гостиницы.

 

Весь процесс “Функционирования гостиницы” разбивается 3:

1)     “Предоставление номеров” иллюстрирует деятельность сдачи номеров с предварительной регистрацией;

2)     “Обслуживание номеров” представляет собой процесс поддержания персоналом гостиницы порядка в номерах;

3)     “Обеспечение телефонных переговоров” – это совокупность оказываемых гостиницей услуг по предоставлению постояльцам телефона, взиманию платы за переговоры и ведению учета переговоров.

После дальнейшего разбиения  диаграммы получаем 3 диаграммы декомпозиции, описывающие каждая одну из работ, представленных на диаграмме верхнего уровня (на рис. 2).

Общие стрелки, перешедшие с диаграммы верхнего уровня, опишем с помощью отчета:

Прибыль - сумма  всех выплат за услуги, оказанные клиентам. Часть этой суммы покроет расходы гостиницы, часть - вернётся в гостиницу в виде вложений для поддержания уровня услуг, частичного обновления хоз. части. Оставшаяся прибыль - это чистый доход.

 Персонал - люди, работающие в гостинице, осуществляющие приём клиентов, администрирование номеров, уборку комнат и холлов, оказание услуг, связанных с телефонными переговорами из гостинницы.

Помещение - само помещение гостиницы. Платежи по аренде этого помещения включены в оплату услуг, то есть ежемесячные расходы, покрываемые из прибыли. (В случае покупки помещения  до начала функционирования гостиницы, эти расходы причисляются к вложенному изначально капиталу - не наш случай.)

 Плата за услуги - часть прибыли, формирующейся из оплаты оказываемых услуг, снова возвращается в систему. Это необходимо для поддержания высокого качества сервиса, для хозяйственных нужд и выплаты заработной платы персоналу.

Клиенты - люди, создающие спрос на услуги гостиницы.

Материальная база - в это определение включены:  обстановка комнат и холлов, различные бытовые средства и приспособления для уборки помещений, а также постельное бельё и предметы гигиены, предоставляемые клиентам навсегда или на время.

Устав гостиницы - свод правил, которым должны подчиняться все служащие гостиницы.  

Законы РФ - законы по защите прав потребителя, и те, которые тем или иным образом контролируют качество, оказываемых нами услуг. (Обязательство конфиденциальности почтовых пакетов, телефонных разговоров и обеспечение сохранности вещей клиентов в номерах, гарантируемая системой ключей и ответственностью персонала).

 

 

 

Рис.  3  Диаграмма декомпозиции IDEF0. Предоставление номеров.

 

Опишем диаграмму, представленную на рис. 3

 Резервирование  номеров - предоставление услуги резервирования номера позволяет клиентам заранее запланировать и оговорить пребывание в нашей гостинице.   Эту возможность будет поддерживать и наше приложение, автоматизируя тем самым сопоставление новоприбывших клиентов со списков зарезервированных номеров. 

 

Оформление  поселения - Оформление въезда включает в себя процедуру идентификации личности в согласии с законами РФ, то есть при поселении в гостинице необходимо иметь с собой паспорт ( удостоверяющий вашу личность документ). Регистрацию клиентов аувтоматизируем в ходе нашего курсового проектирования.  

Приём  предоплаты - поселение в гостинице осуществляется после внесения предоплаты за оговоренный при въезде срок пребывания или при изменении срока пребывания (дополнительная оплата после окончания срока проживания и при желании его продления).   

 

 

 Оформление выезда - оформление выезда включает в себя   формирование итогового счёта за вычетом предоплат. 

 

Слабые связи, не представленные на диаграмме высшего уровня:

Неоплаченные счета  – итоговый счет или сводка текущих  платежей за проживание в гостинице  и пользование услугами, подсчитанный и проверенный бухгалтерией и  направляемый администратору гостиницы  для предъявления постояльцу. 

Счёт – частичные  данные о платежах и счетах клиента в том виде, в каком они  фиксировались у администратора и в отделе по регистрации телефонных переговоров. Это также запрос в бухгалтерию на формирование суммарных счетов постояльца.

Зарезер. Номера – номера гостиницы, которые займут уже известные клиенты, по запросу при оформлении въезда. До тех пор они не участвуют в деятельности по оформлению въездов.

Ключи от номеров –  получаемые при въезде ключи от номера.

Выбранные тарифы – категория  номера , выбранная на стадии оформления въезда, влечет за собой суточный тариф проживания в гостинице. 

 

Рис. 4 Диаграмма декомпозиции IDEF0. Обслуживание номеров.

Опишем диаграмму, представленную на рис. 4

Подготовка  -  это уборка номера перед въездом следующего постояльца.  

 

Плановое обслуживание номеров - регулярное обслуживание номеров во время  проживания постояльцев в гостинице.

 

Эта диаграмма напоминает контекстную диаграмму (рис. 1). Обе  работы (на рис. 4)  не зависят друг от друга и имеют на  входах -  “Клиентов” и ”Плату за услуги”, на выходах -  “Оказанные услуги” и “Прибыль”, на управлении - “Законы РФ” и “Устав гостиницы”, влияющие на всю деятельность гостиницы, и на механизмах - “Материальную базу”, “Помещение” и “Персонал” –  ресурсы, необходимые для выполнения этих работ).

Эти виды деятельности гостиницы мы не будем автоматизировать в ходе курсового проектирования.

Опишем диаграмму, представленную на рис. 5

Соединение с номером  объединяет в себе соединение по запросу  клиента , а также звонки, поступающие  клиенту на номер телефона, числящийся за ним в течение всего времени пребывания в гостинице.

Эта услуга осуществляется вне нашего курсового проекта  и предоставляется бесплатно.

Ведение статистики  телефонных  переговоров - в статистике переговоров учитывается  количество переговоров постояльца по гостиничному телефону и их тарифы.

Эта деятельность автоматизируется в ходе нашего курсового проектирования. Статистика будет вестись с помощью  удобной формы клиентского приложения отделом регистрации тел. Переговоров  и предоставляться в бухгалтерию в виде отчетов для формирования итогового счета постояльца.

Оплата телефонных переговоров  по междугородней связи, а также  доплата за пользование телефоном  гостиницы.

Эта деятельность не автоматизируется нашим клиентским приложением. Оплата переговоров производится при оформлении выезда.

Счёт – платежи  за телеф. переговоры по междугородней  связи, а также доплата за пользование  телефоном гостиницы.

Переговоры – данные о времени, номере телефонного звонка.  

 

Рис.  5 Диаграмма декомпозиции IDEF0. Обеспечение телефонных переговоров.

1.2 Дополнение созданной модели  процессов организационными диаграммами

Информация о работе Разработка информационной системы “Гостиница”