Разработка информационно-справочной подсистемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Данный курсовой проект посвящен разработке информационно-справочной подсистемы.
Информационная система (ИС) в целом - автоматизированная система, предназначенная для организации, хранения, пополнения, поддержки и представления пользователям информации в соответствии с их запросами. Информация, выдаваемая информационной системой потребителю, является одним из ресурсов, позволяющих повысить производительность труда и эффективность его деятельности.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 47.54 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Данный курсовой проект посвящен разработке информационно-справочной подсистемы.

Информационная система (ИС) в целом - автоматизированная система, предназначенная для организации, хранения, пополнения, поддержки и представления пользователям информации в соответствии с их запросами. Информация, выдаваемая информационной системой потребителю, является одним из ресурсов, позволяющих повысить производительность труда и эффективность его деятельности. Важнейшим аспектом взаимоотношений потребителя и информационной системы является по возможности наиболее полное и рациональное удовлетворение информационной потребности пользователя, другими словами, обеспечение эффективного использования информационных ресурсов. Это, в свою очередь, предполагает доведение информации до потребителя в требуемом объеме, в заданные сроки и удобной для восприятия форме. Именно использование информационных ресурсов таким образом позволяет минимизировать расход всех других видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, вычислительных) при информационном обеспечении потребителей.

Информационно-справочная система создает информационную среду, обеспечивающую формирование высокой информационной культуры в университетском сообществе и вне его, и создающую основу для информационно-технологического обеспечения образовательно-научной и административно-управленческой деятельности.

Управление учебным заведением представляет собой сложный процесс, включающий выбор и реализацию определенного набора управленческих воздействий на текущих временных отрезках с целью решения стратегической задачи обеспечения его устойчивого развития.

Информационные технологии в значительной мере расширяют возможности эффективного управления, так как предоставляют в распоряжение сотрудников учебного заведения новейшие методы обработки и анализа информации, необходимой для принятия управленческих решений.

Деятельность Смоленского Кооперативного Техникума(в дальнейшем СКТ) в настоящий момент направлена на широкое применение в сфере своей деятельности информационных технологий.

Важным направлением развития системы управления СКТ является внедрение информационной системы управления учебным процессом.

Эффективная организация работы с документами обеспечивает оптимальные условия для всех видов работ с документами с момента их создания или получения до уничтожения или передачи на архивное хранение.

На любом предприятии при помощи информации осуществляется вся управленческая деятельность. От ее скорости и точности обработки зависит эффективность работы самой организации. Таким образом, процесс управления это оценка и анализ необходимой информации с принятием решений.

При наличии в организации информационной системы, отдел управления способен получать актуальную и достоверную информацию обо всех срезах деятельности организации, без временных задержек.

Информационная система управления учебным процессом обеспечивает полный цикл управления СУЗом, начиная от приема абитуриентов до выпуска студентов с выдачей им надлежащих документов - дипломов, академических справок, а также отчетности, требуемой от СКТ головным вузом.

Практическая значимость моей практической работы заключается в том, что за счет качественной и быстрой обработки информации будет сокращено время на принятие решений связанных с управлением учебным процессом.

Цель работы - разработка информационной системы управления учебным процессом СКТ.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть теоретические  основы проектирования системы;

- провести проектирование  информационной системы;

- выполнить программную  реализацию информационной системы  управления учебным процессом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1 АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

 

1.1 Анализ предметной  области как проектирование операционных  систем

Анализ предметной области является первым этапом проектирования информационных систем и включает в себя определение требований и их оценку. Постановка любой задачи заключается в том, чтобы перевести ее словесное описание в формальное. В случае относительно простых задач бывает достаточно вербального описания и переход к формальному описанию осуществляется в сознании человека, который не всегда даже может объяснить, как он это сделал. По мере усложнения объекта исследования получение модели предметной области становится невозможным без применения специальных приемов и методов.

В своем учебнике А.А.Козырев «Информационные технологии в экономике и управлении» подробно рассмотрел все требования к стандартизации и документации корпоративных систем, компьютерные, экономические аспекты повышения эффективности информационных технологий и технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений.

В 50х годах XX века, в послевоенное время, возникла потребность в росте производительности в сфере обработки информации. Это было время, когда экономические механизмы регулирования и организационные структуры уже не справлялись с ростом трудностей в управлении экономикой. Именно тогда появились первые автоматизированные системы по обработки информации. Изначально они предназначались для выписки счетов, составления ведомостей, накладных, расчета зарплаты и прочих бухгалтерских операций. Реализация расчетов происходила на счетных машинах. В целом же это привело к сокращению времени на подготовку бумажных документов.

 

В 60х годах с появлением новых ОС, языков программирования и дисковых подсистем информационные системы получают новый виток в развитии. Теперь с их помощью готовят отчетную документацию. Создаются новые системы для подготовки отчетов для управленцев принимающих важные решения.

Развитие сферы информационных технологий привело к усовершенствованию всех сфер жизнедеятельности общества.

Обширные объёмы информационных потоков, обрабатываемых в любом учреждении, от офиса небольшого предприятия до крупной корпорации, направлены в основном на создание управленческих документов. А управленческие документы, в свою очередь, направлены на принятие управленческих решений, то есть основной функции любого учреждения.

Внедрение автоматизированных информационных систем в деятельность различных учреждений создает возможности для повышения качества документационного обеспечения управления и позволяет повысить производительность и качество управленческого труда.

Достаточно актуальным является вопрос автоматизации учебного процесса, в том числе в СУЗах.

 

Но прежде чем внедрять автоматизированную информационную систему (АИС) в деятельность деканата, как и любого другого подразделения СУЗа либо вообще другого учреждения, необходимо определить основные требования в её работе. Основой определения этих требований являются выводы относительно деятельности деканата в результате исследования предметной области деканатов.

В настоящий момент на рынке информационных систем управления учебным процессом имеются:

«Tandem University» - разработана российской компанией и представляет собой комплексное решение по автоматизации государственных и коммерческих вузов и сузов. Система основана на клиент-серверной архитектуре. Серверная часть написана на Java c использованием Spring Framework, что позволяет ей быть кроссплатформенной и легко масштабируемой. Внедрение системы происходит на модульной основе, что в свою очередь позволяет производить ее внедрение поэтапно. База данных хранится на сервере, и находятся под управлением СУБД (MySQL, Oracle, PostrgreSQL, Interbase). Tandem University поставляется с открытыми исходными кодами с правом на доработку при условии не распространения третьим лицам.

Базовые модули:

- организационная структура;

- справочники;

- система прав доступа;

- контингент студентов;

- кадровый реестр;

- администрирование.

 

Система Tandem University позволяет объединить управление всеми аспектами учебного процесса. В её основе лежит единая информационная база, оснащенная большим количеством средств для проведения анализа и составления полной картины деятельности техникума. Внедрение Tandem University позволяет создавать дополнительные сервисы и помогает обеспечивать контроль, прозрачность всех ключевых процессов протекающих в СКТ.

«Naumen University» - поставляется с открытыми исходными кодами и правом на доработку решения при условии не распространения третьим лицам. Расширяется при помощи модулей, что позволяет производить внедрение поэтапно. Отличается быстрым развертыванием и простотой обновления без участия конечных пользователей. Не требует дополнительного ПО. Информационная система построена на клиент-серверной архитектуре, разработка велась с использованием J2EE платформы. Реализовано грамотное решение по достижению максимальной безопасности системы и её данных.

Компонентная структура решения позволяет учебному заведению выбрать собственную конфигурацию решения, а открытость позволяет легко интегрировать его с программами и системами, которые уже используются вузом, что дает возможность создания единого информационного пространства.

Основные модули:

- автоматизация учебного  процесса;

- приемная кампания;

- контингент обучающихся;

- штатное расписание и  кадры;

- гос. контракты и договоры;

- планирование и учет  финансов;

- безопасность и администрирование.

 

 

 

1.2 Описание задач, функций и структуры

Главная задача СКТ заключается в развитии и реализации современной модели среднего профессионального образования.

 

Реализуя модель образования, СКТ концентрирует свою учебно-научную деятельность на следующих основных направлениях:

- Подготовка специалистов, обладающих фундаментальными знаниями  в сочетании с профессиональной  компетентностью, умением и навыками  практической работы по избранной  специальности;

- проведение прикладных  научно-исследовательских работ в единстве с учебным процессом; разработка стратегий перевода современного фундаментального знания в различные образовательные практики;

- осуществление и развитие  инновационных учебно-образовательных  практик через привлечение ведущих  преподавателей и специалистов.

 

Важнейшими средствами для реализации вышеназванных направлений деятельности заведения являются:

- использование новых  подходов к образованию;

- внедрение в учебный  процесс современных образовательных  технологий;

- формирование универсальной  и гибкой образовательной среды;

- формирование системы  контроля качества образования;

- подготовка выпускников, обладающих необходимыми профессиональными  и социально-практическими знаниями, навыками и умениями, способствующими  успешной адаптации к динамичным  условиям развития социально-экономической  и информационно-культурной среды;

- доработка учебных планов  по реализуемым в филиале образовательным  программам в соответствии с  требованиями ГОС ВПО;

- совершенствование структуры  управления учебным процессом, созданными  кафедрами, подбор высококвалифицированного  ППС.

 

Техникум:

- утверждает Положение  о филиале;

- анализирует содержание  учебного процесса, его эффективность  и качество, научно-методический  и педагогический уровень проведения  занятий, научную деятельность филиала, его работу по подбору и  расстановке кадров преподавателей, повышению их научно-методического  и педагогического мастерства  и вносит соответствующие рекомендации;

- организует разработку, утверждение и издание учебных  планов и программ, учебно-методической  литературы, документации и обеспечение  ими филиала;

- осуществляет контроль  за организацией в филиале  вступительных испытаний, текущих  и итоговых аттестаций, проводит  заседания ГАК;

- осуществляет экспертизу  разработанных филиалом учебно-методических  материалов и дает по ним  заключения;

- осуществляет анализ  эффективности использования учебно-материальной  базы филиала, работу по ее  развитию;

- назначает и освобождает  от занимаемой должности директора, начальника отдела бухгалтерского  учета и финансового контроля;

- утверждает правила и  план приема студентов;

- определяет объем полномочий  филиала по реализации образовательных  программ высшего и дополнительного  профессионального образования;

- привлекает преподавателей  филиала к работе соответствующих  кафедр, деятельности научных подразделений  университета;

- представляет в Федеральный  орган управления образованием  преподавателей филиала к присвоению  ученых званий;

- оказывает помощь в  организации научной работы, разработке  локальных актов филиала;

- выдает студентам и  слушателям филиала, завершившим  обучение и прошедшим итоговую  аттестацию, дипломы государственного  образца;

- утверждает смету доходов  и расходов, осуществляет контроль  за финансово-хозяйственной деятельностью  филиала;

- оказывает помощь в  разработке, апробации и внедрении  в учебный процесс и научную  работу филиала современных образовательных  технологий, методов и процедур  научно-исследовательской работы;

- оказывает инструктивную, научно-методическую, учебную и организационно-техническую  помощь в подготовке и проведении  лицензирования и аттестации  филиала.

 

Директор филиала:

- Представляет интересы  Техникума в учреждениях, предприятиях, организациях, органах государственной  власти и управления, муниципальных  органах;

Информация о работе Разработка информационно-справочной подсистемы