Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:59, курсовая работа
Интеллектуальная информационная система (ИИС) - комплекс программных, лингвистических и логико-математических средств для реализации основной задачи – осуществления поддержки деятельности человека и поиска информации в режиме продвинутого диалога на естественном языке.[1] ИИС являются разновидностью интеллектуальной системы, а также одним из видов информационных систем.
Введение 5
1 Структура экспертных систем 8
2 Описание предметной области 26
3 Описание экспертной системы 28
4 Алгоритм работы экспертной системы 31
5 Реализация пользовательского интерфейса 33
Заключение 34
Список используемых источников 35
Согласно
определению Д.А. Поспелова , "Система
называется интеллектуальной, если в
ней реализованы следующие
а) накапливать знания об окружающем систему мире, классифицировать и оценивать их с точки зрения прагматической полезности и непротиворечивости, инициировать процессы получения новых знаний, осуществлять соотнесение новых знаний с ранее хранимыми;
б) пополнять поступившие знания с помощью логического вывода, отражающего закономерности в окружающем систему мире в накопленных ею ранее знаниях, получать обобщенные знания на основе более частных знаний и логически планировать свою деятельность;
в) общаться с человеком на языке, максимально приближенном к естественному человеческому языку;
г) получать информацию от каналов, аналогичных тем, которые использует человек при восприятии окружающего мира;
д) уметь формировать для себя или по просьбе человека (пользователя) объяснение собственной деятельности;
е) оказывать пользователю помощь за счет тех знаний, которые хранятся в памяти, и тех логических средств рассуждений, которые присущи системе".
Перечисленные
функции можно назвать
База знаний представляет собой совокупность сред, хранящих знания различных типов. Рассмотрим кратко их назначение.
База фактов (данных) хранит конкретные данные, а база правил — элементарные выражения, называемые в теории искусственного интеллекта продукциями.
рисунок 3 - Структура интеллектуальной системы
База процедур содержит прикладные программы, с помощью которых выполняются все необходимые преобразования и вычисления.
База закономерностей включает различные сведения, относящиеся к особенностям той среды, в которой действует система.
База метазнаний (база знаний о себе) содержит описание самой системы и способов ее функционирования: сведения о том, как внутри системы представляются единицы информации различного типа, как взаимодействуют различные компоненты системы, как было получено решение задачи.
База целей содержит целевые структуры, называемые сценариями, позволяющие организовать процессы движения от исходных фактов, правил, процедур к достижению той цели, которая поступила в систему от пользователя либо была сформулирована самой системой в процессе ее деятельности в проблемной среде.
Управление всеми базами, входящими в базу знаний, и организацию их взаимодействия осуществляет система управления базами знаний. С ее же помощью реализуются связи баз знаний с внешней средой. Таким образом, машина базы знаний осуществляет первую функцию интеллектуальной системы.[6]
Выполнение второй функции обеспечивает часть интеллектуальной системы, называемая решателем и состоящая из ряда блоков, которые управляются системой управления решателя. Часть из блоков реализует логический вывод.
Блок
дедуктивного вывода осуществляет в
решателе дедуктивные рассуждения,
с помощью которых из закономерностей
из базы знаний, фактов из базы фактов
и правил из базы правил выводятся
новые факты. Кроме этого, данный
блок реализует эвристические
Блок планирования применяется в задачах планирования решений совместно с блоком дедуктивного вывода.
Назначение
блока функциональных преобразований
состоит в решении задач
В зависимости от набора компонентов, реализующих рассмотренные функции, можно выделить следующие основные разновидности интеллектуальных систем: интеллектуальные информационно-поисковые системы; экспертные системы (ЭС); расчетно-логические системы; гибридные экспертные системы.
Интеллектуальные
информационно-поисковые
Экспертные
системы являются одним из бурно
развивающихся классов
Расчетно-логические системы позволяют решать управленческие и проектные задачи по их постановкам (описаниям) и исходным данным вне зависимости от сложности математических моделей этих задач. При этом конечному пользователю предоставляется возможность контролировать в режиме диалога все стадии вычислительного процесса. В общем случае, по описанию проблемы на языке предметной области обеспечивается автоматическое построение математической модели и автоматический синтез рабочих программ при формулировке функциональных задач из данной предметной области. Эти свойства реализуются благодаря наличию базы знаний в виде функциональной семантической сети и компонентов дедуктивного вывода и планирования.
В последнее время в специальный класс выделяются гибридные экспертные системы. Указанные системы должны вобрать в себя лучшие черты как экспертных, так и расчетно-логических и информационно-поисковых систем. Разработки в области гибридных экспертных систем находятся на начальном этапе.
Наиболее значительные успехи в настоящее время достигнуты в таком классе интеллектуальных систем, как экспертные системы.
Важное место в теории искусственного интеллекта (ИИ) занимает проблема представления знаний. В настоящее время выделяют следующие основные типы моделей представления знаний: семантические сети, в том числе функциональные; фреймы и сети фреймов; продукционные модели.
Семантические сети определяют как граф общего вида, в котором можно выделить множество вершин и ребер. Каждая вершина графа представляет некоторое понятие, а дуга — отношение между парой понятий. Метка и направление дуги конкретизируют семантику. Метки вершин семантической нагрузки не несут, а используются как справочная информация.
Различные
разновидности семантических
Фреймом называют структуру данных для представления и описания стереотипных объектов, событий или ситуаций. Фреймовая модель представления знаний состоит из двух частей:
набора фреймов, составляющих библиотеку внутри представляемых знаний;
механизмов их преобразования, связывания и т. д.
Существует два типа фреймов:
а) образец (прототип) — интенсиональное описание некоторого множества экземпляров;
б) экземпляр (пример) — экстенсиональное представление фрейм-образца.
В общем виде фрейм может быть представлен следующим кортежем:
<ИФ, (ИС, ЗС, ПП),..., (ИС, ЗС, ПП)>,
где ИФ — имя фрейма; ИС — имя слота; ЗС — значение слота; ПП — имя присоединенной процедуры (необязательный параметр).
Слоты — это некоторые незаполненные подструктуры фрейма, заполнение которых приводит к тому, что данный фрейм ставится в соответствие некоторой ситуации, явлению или объекту.
В качестве данных фрейм может содержать обращения к процедурам (так называемые присоединенные процедуры). Выделяют два вида процедур: процедуры-демоны и процедуры-слуги. Процедуры-демоны активизируются при каждой попытке добавления или удаления данных из слота. Процедуры-слуги активизируются только при выполнении условий, определенных пользователем при создании фрейма.
Продукционные модели — это набор правил вида "условия-действие", где условиями являются утверждения о содержимом базы данных, а действия представляют собой процедуры, которые могут изменять содержимое базы данных.
Формально продукция определяется следующим образом:
(i); Q;P;С; QA В; N,
где (i) — имя продукции (правила); Q — сфера применения правила; Р — предусловие (например, приоритетность); С — предикат (отношение); А —> В — ядро; N — постусловия (изменения, вносимые в систему правил).
Практически продукции строятся по схеме "ЕСЛИ" (причина или, иначе, посылка), "ТО" (следствие или, иначе, цель правила).
Полученные в результате срабатывания продукций новые знания могут использоваться в следующих целях:
а) понимание и интерпретация фактов и правил с применением продукций, фреймов, семантических цепей;
б) решение задач с помощью моделирования;
в) идентификация источника данных, причин несовпадений новых знаний со старыми, получение метазнаний;
г) составление вопросов к системе;
д) усвоение новых знаний, устранение противоречий, систематизация избыточных данных.[7]
Процесс рассмотрения компьютером набора правил (выполнение программы) называют консультацией. Ее наиболее удобная для пользователя форма — дружественный диалог с компьютером. Интерфейс может быть в форме меню, на языке команд и на естественном языке.
Диалог может быть построен на системе вопросов, задаваемых пользователем, компьютером, или фактов — данных, хранящихся в базе данных. Возможен смешанный вариант, когда в базе данных недостаточно фактов.
При прямом поиске пользователь может задавать две группы вопросов, на которые компьютер дает объяснения:
как получено решение. При этом компьютер должен выдать на экран трассу в виде ссылок на использованные правила;
почему компьютер задал какой-то вопрос. При этом на экран выдается своеобразная трасса, которую компьютер хотел бы использовать для вывода после получения ответа на задаваемый вопрос. Вопрос почему может быть задан как в процессе консультации, так и после выполнения программы.
Как уже отмечалось, успешное решение проблемы интеграции систем и задач автоматизированного управления производством на различных уровнях связано также с их интеллектуализацией, т. е. организацией функционирования на базе технологии инженерии знаний. Основными функциональными и организационными частями автоматизированного производства являются проектирование, планирование, организация производства и диспетчеризация, управление технологическими процессами, диагностирование, роботизация технологических участков в составе гибких производственных систем. Внедрение 1с от фирмы HOMNET - автоматизация бухгалтерского учета.
В зависимости от характера выполняемых функций и области действий эксперты выполняют несколько характерных задач, которые являются типичными. Их анализ послужит ориентиром при рассмотрении архитектуры производственных систем, основанных на знаниях. Эти задачи следующие: интерпретация, планирование, управление, проектирование, прогнозирование, диспетчирование и мониторинг, диагностика. А главное - эксперт способен обновлять свои знания (т. е. обучаться), объяснять действия, обосновывать решения, прогнозировать развитие ситуаций, активно взаимодействовать с внешней средой и воспринимать информацию различного характера, получать решения на основе имеющихся знаний, хранить в памяти необходимую информацию и фактографические данные.
Таким образом, чтобы создать систему, работающую со знаниями и способную в какой-то мере заменить эксперта или помочь ему в принятии решений при управлении производством, необходимо стремиться заложить в архитектуру нашей системы возможности по реализации названных функций.
Обобщенная структура и компоненты интеллектуальной системы, а также ее окружение. Безусловно, наряду с компонентами, обязательными для любой системы, основанной на знаниях, имеются такие, наличие которых определяется конкретными задачами, для решения которых создается эта система. Следовательно, характер задач может существенно повлиять на выбор архитектуры системы.
Производственная
система ИИ организует и направляет
свое функционирование в соответствии
с воплощенными в нее архитектурными
проектными принципами. Для каждой
управляющей схемы могут
Информация о работе Разработка экспертной системы "Выбор смартфона"