Разработка экспертной системы «Выбор страны отдыха»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Пользовательские интерфейсы будущего, скорее всего, основной упор будут делать на обучающие примеры, тактильные ощущения, распознавание речи и образов. Процесс взаимодействия будет основан на базе знаний, что позволит сократить когнитивную дистанцию между пользователем и информационной системой. Соответствующие исследования начались в 90-х гг. прошлого столетия, но пока подобные интерфейсы не получили широкого распространения.

Содержание работы

Введение....................................................................................................................3
1.1 Интеллектуальный интерфейс....................................................................5
1.2 Принципы разработки интеллектуальных интерфейсов..........................9
Список литературы...................................................................................................12
Вторая часть: разработка экспертной системы «Выбор страны отдыха»
2.1 Постановка задачи............................................................................................13
2.2 Дерево решений, таблица переменных и база знаний.......................................13
2.3 Преобразование дерева решений в правила....................................................14
2.4 Структуры данных экспертной системы.........................................................19
2.5 Интерфейс программы и программная реализация........................................23
Литература.............................................................................................................29

Файлы: 1 файл

ИИС.doc

— 692.50 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, дерево решений позволяет просто и наглядно представить ход рассуждений эксперта при решении задачи и формировать правила для базы знаний, а без базы знаний экспертную систему не построить.

Теперь посмотрим, каким образом при описанные структуры данных соотносятся с мыслительной деятельностью человека в процессе обратной цепочки рассуждений. Прежде всего человек просматривает все возможные пути, способные привести к решению задачи (список логических выводов). Затем он выделяет условия, составляющие эти пути (список переменных и список переменных условия). Такие структуры данных позволяют быстро обрабатывать информацию, не повторяя одни и те же шаги по нескольку раз, потому что значения переменных можно использовать в определенной ситуации для различных логических выводов. Если же при разговоре с человеком,  выбирающего детский сад для своего ребенка, у него нет не только компьютера, но даже карандаша и бумаги, ему придётся много раз переспрашивать, ведь сразу невозможно запомнить большой объем предоставленной ему информации. Конечно, в конце концов он примет решение, но затратить много сил и времени.

2.4. Структура данных экспертной системы.

При создании экспертной системы для упрощения ответа на вопросы и решения поставленной задачи в систему включается ряд полезных таблиц или структур данных. Структуры данных нужны для работы с базой знаний. После определения метода решения выбранного круга задач можно приступить к разработке системы.

Список логических выводов - это структура данных, содержащая упорядоченный список возможных логических выводов. 

Список состоит из номера правила, логического вывода, связанного с этим правилом, и условий, которые формируют вывод. На каждое правило базы знаний в списке приходится одна запись. Список логических выводов используется исключительно для поиска вывода по номеру правила. Когда условия части ЕСЛИ истинны, вызывается часть ТО правила, ей присваивается значение.

На рис. 2 приведён полностью сформированный список логических выводов для всех правил базы знаний.

10   STRANA

     …

260 STRANA 

Рис.2 Список логических выводов.

 

Список считается сформированным, когда логический вывод каждого правила помещён в запись с номером, совпадающим с номером правила.

Список переменных – это перечень имен переменных для всех условных частей правил базы знаний и признак их инициализации.

Признак инициализации показывает, присвоено ли переменной значение. Независимо от того, в скольких условиях встречается переменная, в список переменных она включается всего один раз. В этот список также нельзя включать переменные из списка логических выводов, поскольку их значения определяются с помощью правил.  Список переменных приведён в таблице.3.

Таблица 3

Список имен переменных

Имя переменной

Признак

Значение

VID_OTD

I

ДА

KLIMAT

NI

 

RAZVLECH

NI

 

PLYAG

NI

 

VR_PEREL

NI

 

EKZ

NI

 

DENGI

NI

 

KDS

NI

 

EXKYRS

NI

 

KOLDNEI

NI

 

YAZIK

NI

 

DETI

NI

 

ANIM

NI

 

VID_EXKYRS

NI

 

SHOP

NI

 

KAZ

NI

 

TEATR

NI

 

YAVLEN

NI

 

ISTOR

NI

 

TRANSP

NI

 

VID_OTD

NI

 

 

Первоначально предполагается, что переменным значения еще не присвоены и признак инициализации для всех переменных равен NI. По мере того как полученная от посетителя информация передается системе и переменным присваиваются значения, признак инициализации меняется на I.

Например, переменная VID_OTD находится в первой строке списка, но ей еще не присвоено значение (NI), и, значит, обратиться к условной части правила нельзя. Для того чтобы присвоить значение переменной VID_OTD, нужно узнать какой вид отдыха любит опрашиваемый. Ответ и будет значением переменной и признак NI заменится на признак I., а переменной VID_OTD присваивается конкретное значение.

В любом случае после присвоения переменной VID_OTD значения, для нее в соответствующей строке списка переменных признак инициализации NI заменяется на I. С этого момента, в каком бы правиле в условной части не встретилась переменная VID_OTD, она будет считаться проинициализированной, имеющей какое либо значение и  ее можно использовать для работы с любыми правилами.

Таким образом, до того, как правило включается в работу, все переменные, входящие в его условную часть, должны быть проинициализированы. Определить, присвоено ли переменной условия значение, можно, просмотрев список переменных. Если переменная отмечена как NI, то прежде, чем начать работать с правилом, ей надо присвоить значение. Как только от посетителя получена информация и переменной присвоено значение, она помечается как I.

Список переменных условия – это перечень всех переменных для всех условных частей всех правил базы знаний.

Условная часть правила (ЕСЛИ) может содержать несколько переменных. Под каждое правило выделяется одинаковое число позиций в списке переменных условия. Минимальное число позиций равно числу переменных условия самого «длинного» правила.

 

 

 

 

 

1 VID_OTD

2 KLIMAT

3 RAZVLECH

4 PLYAG

5

6 VID_OTD

7 KLIMAT

8 RAZVLECH

9 PLYAG

10

11 VID_OTD

12 KLIMAT

13 RAZVLECH

14 PLYAG

15

16 VID_OTD

17 KLIMAT

18 RAZVLECH

19 VR_PEREL

20

21 VID_OTD

22 KLIMAT

23 RAZVLECH

24 VR_PEREL

25

26 VID_OTD

27 KLIMAT

28 RAZVLECH

29 VR_PEREL

30

31 VID_OTD

32 KLIMAT

33 EKZ

34 DENGI

35

36 VID_OTD

37 KLIMAT

38 EKZ

39 DENGI

40

41 VID_OTD

42 KLIMAT

43 EKZ

44 DENGI

45

46 VID_OTD

47 KLIMAT

48 EKZ

49 KDS

50

51 VID_OTD

52 KLIMAT

53 EKZ

54 KDS

55

56 VID_OTD

57 KLIMAT

58 EKZ

59 KDS

60

61 VID_OTD

62 EKSKYRS

63 KOLDNEI

64 YAZIK

65

66 VID_OTD

67 EKSKYRS

68 KOLDNEI

69 YAZIK

70

71VID_OTD

72 EKSKYRS

73 KOLDNEI

74 YAZIK

75

76 VID_OTD

77 EKSKYRS

78 KOLDNEI

79 DETI

80

81 VID_OTD

82 EKSKYRS

83 KOLDNEI

84 DETI

85

86 VID_OTD

87 EKSKYRS

88 ANIM

89

90

91 VID_OTD

92 EKSKYRS

93 ANIM

94

95

96 VID_OTD

97 VID_EKSKYRS

98 SHOP

99 KAZ

100

101VID_OTD

102 VID_EKSKYRS

103 SHOP

104 KAZ

105

106 VID_OTD

107 VID_EKSKYRS

108 SHOP

109 TEATR

110

111 VID_OTD

112 VID_EKSKYRS

113 SHOP

114 TEATR

115

116 VID_OTD

117 VID_EKSKYRS

118 YAVLEN

119 ISTOR

120

121 VID_OTD

122 VID_EKSKYRS

123 YAVLEN

124 ISTOR

125

126 VID_OTD

127 VID_EKSKYRS

128 YAVLEN

129TRANSP

130

131 VID_OTD

132 VID_EKSKYRS

133 YAVLEN

134TRANSP

135

 

 

 

Рисунок 3  - Список переменных условия 

 

На рис. 3 показан список переменных условия для всех правил рассматриваемой базы знаний. Для простоты программирования предполагается, что каждое правило не может содержать больше пяти переменных условия (т.к. самое длинное правило, например, содержит четыре переменных условия). Пятая позиция добавлена «про запас».

Слева от имен переменных даны числа , указывающие индекс элемента массива (по семь на правило), в который помещается имя соответствующей переменной. Незанятые элементы массива, отведенные правилу, остаются пустыми. В принципе можно запрограммировать любое число переменных для каждого правила. Однако при отведении места под переменные условия лучше для каждого правила резервировать одинаковое число элементов массива. Это упростит вычисление индекса первого элемента, отведенного правилу в списке. Его можно вычислить с помощью простой формулы:

№  = 6* (номер правила/10 — 1)+1

Например, переменные правила 50 будут размещаться, начиная с 25-го элемента массива: 6* (50/10—1)+1=25. №=25.

Теперь посмотрим, каким образом три описанные структуры данных соотносятся с мыслительной деятельностью человека в процессе обратной цепочки рассуждений. Прежде всего человек просматривает все возможные пути, способные привести к решению задачи (список логических выводов). Затем он выделяет условия, составляющие эти пути (список переменных и список переменных условия). Такие структуры данных позволяют быстро обрабатывать информацию, не повторяя одни и те же шаги по нескольку раз, потому что значения переменных можно использовать в определенной ситуации для различных логических выводов.

 

2. 5 Интерфейс программы и программная реализация

Для программной реализации ЭС был выбран язык HTML.

HTML (HyperText Markup Language) - язык гипертекстовой разметки документов. Назначение HTML в том, чтобы сделать документы пригодными для чтения с экрана монитора.

Для создания HTML документов используют текстовые редакторы (например Блокнот), текстовые процессоры (Word), редакторы тегов HTML и визуальные HTML-редакторы. Вы можете создать HTML документ в простом Блокноте. Придерживаясь определённого стандарта и записав в текстовом файле HTML код, сохранив на жёстком диске и изменив расширение на .html или .htm я получила полноценную web страничку.

Теги - это инструменты разметки текста. Теги могут прописываться как строчными, так и прописными буквами, разницы никакой нет. Теги бывают парными и не парными. В качестве примера парного тега можно привести тег <html></html>, этот тег начинает и заканчивает любой HTML документ. Вторая часть парного тега отличается от первой только наличием символа "/", однако первая часть тега может содержать и дополнительные параметры. Например в теге <font size="4"></font>, параметр size="4" определяет размер текста. Примером непарного тега является <hr> - тег вставки в HTML документ горизонтальной линии, такой как в конце этого абзаца.

С помощью различных тегов, приемов и методов было оформлено нужное количество страничек на html.

Интерфейс приложения выглядит следующим образом (рисунок 4):

 

 

 

 

Программная реализация главной формы:

 

<html>

 <head>

<title>Главная</title>

</head>

<frameset rows="100,*">

<frame src="ya.htm">

<frameset cols="180,*">

<frame src="картинки\пляж.jpg">

<frame src="видотдыха.htm">

</frameset>

 </frameset>

</html>

 

Программная реализация формы о шоппинге:

 

<html>

<head>

<title>Нужен ли Вам шоппинг?</title>

</head>

<body bgcolor="lightblue">

 

<br><br><br><br>

<H1><i><b><p align="center"> <font color="blue">Нужен ли Вам шоппинг?</font> </p> </b> </i></H1>

<br>

<a href="shd.htm"><H1><i><b><p align="center"> <font color="black"> 1) Да, обязательно</font> </p> </b> </i></H1></a>

<a href="shn.htm"><H1><i><b><p align="center"> <font color="black">2) Нет, не обязательно</font> </p> </b> </i></H1></a>

 </body>

</html>

 

Список литературы

 

1. Романов В.П. Интеллектуальные  информационные системы в экономике: Учебное пособие.-.: «Экзамен», 2003. – 496 с.

2. Гаскаров Д.В. Интеллектуальные  информационные системы: Учебник  для вузов/ Д.В. Гаскаров. -- М.: Высш. шк., 2003 – 431 с.

3. Круглов В.В. Интеллектуальные  информационные системы/ В.В. Круглов. -- М.: Физико-математическая литература, 2003 -- ISBN 5-94052-062-6

4. Программирование на  языке Пролог для искусственного  интеллекта: /Пер. с англ. И.Братко.-М.: Мир, 1990. - 560 с., ил.

 

 

 


Информация о работе Разработка экспертной системы «Выбор страны отдыха»