Развитие
Интернета в целях образования
В
современных условиях Интернет становится
важным фактором информационного взаимодействия,
реальностью, игнорировать которую уже
не представляется возможным. Интернет
постепенно проникает в область образовательной
среды.
Однако включение Интернета в
образовательный процесс сталкивается
с рядом проблем. Прежде всего, это
проблема самой информации, находящейся
в Интернете. Школьники практически не
подготовлены к работе с информацией.
Они, зачастую, самостоятельно интерпретирует
ее в зависимости от знаний, возраста,
жизненного опыта, культурной среды, менталитета
и пр.
Школьники
будут воспринимать информацию в зависимости
от того, обучены или не обучены они аналитической
работе с информацией, обладают ли критическим
мышлением, смогут ли произвести оценку
достоверности информации, соотнести
информацию и имеющиеся знания, суметь
правильно организовать информационный
процесс, оценить и обеспечить информационную
безопасность.
К
сожалению, обучение школьников этим навыкам
затруднено еще и тем, что далеко не все
школы имеют выход в Интернет, а те, которые
имеют, сталкиваются с различными техническими
проблемами и проблемами включения Интернета
в классно-урочную систему из-за недостатка
методического обеспечения и качества
связи. Урок постепенно перестает восприниматься
как единственный путь получения знаний,
он - лишь одна из форм, и не всегда самая
продуктивная.
В этих
ситуациях отношения "учитель-ученик"
трансформируются, роль учителя, владеющего
монополией на истину в ситуации стандартного
урока, меняется на роль консультанта,
партнера по творческому поиску.
Таким образом, наблюдается противоречие
между необходимостью изучения
Интернета как части образовательной
области информатики, и отсутствием
методики его изучения в трех
аспектах: использование технологии
(технологическая составляющая); оценка
информации (оценивающая составляющая);
извлечение некоторого смысла (смысловая
составляющая).
Проблемы включения
Интернета в общеобразовательный процесс.
1.
Основные задачи образования
в условиях развития Глобального информационного
пространства
Развитие
Интернета и Глобального информационного
пространства (ГИП) и создание коммуникационной
и информационной инфраструктуры
ставит в области образования
две важные задачи:
- обучение и тренинг в области современных
компьютерных сетей и сетевых информационных
технологий (КС и СИТ);
- широкое использование возможностей
Интернет в образовании для повышения
качества и расширения интернационализации
образования во всех областях знаний.
Необходимость широкого внедрения
современных СИТ с целью интеграции
Украины в Глобальное информационное
пространство вызывает потребность
развития как профессионального
образования, которое должно создать
необходимое количество специалистов
для поддержки и развития национальной
информационной инфраструктуры, и
кратковременного тренинга для
удовлетворения срочных потребностей
фирм и организаций в специалистах
для эксплуатации собственных
компьютерных инфомационных сетей.
Если последняя
задача может быть решена с
привлечением зарубежных специалистов
и тренинга зарубежом, то первая
задача должна решаться только
в Украине и включать создание
образовательной материальной и
методической базы, включая подготовку
учебников, методических указаний
и разработка терминологии.
Основными
проблемами развития профессионального
образования в области сетевых
информационных технологий являются:
- недостаточное количество преподавателей
и специалистов, имеющих реальный опыт
работы в Интернет и разработки приложений
для Интернет;
- отсутствие учебной и методической литературы
на украинском и русском языках.
- недостаточно развитая коммуникационная
инфраструктура в стране и скорость каналов
подключения к Интернет у университетов
и учебных заведений;
- бедные информационные ресурсы образовательного
характера на украинском и руссокм языках
(включая ресурсы СНГ);
- слабая оснащенность компьютерами в
школах и университетах.
Часть приведенных
проблем может быть решена
университетами и учебными организациями
в процессе постановки и развития
учебных курсов, используя новые
парадигмы и принципы образования
в ГИП, кратко рассмотренные ниже.
Однако для этого нужна начальная
подготовка преподавателей и сильные
мотивационные факторы ориентации усилий
на образовательные нужды.
Вопросы, связанные
с развитие коммуникационной
инфраструктуры, относятся к компетенции
государственной политики и успешно
решаются. Стимулирующим фактором
здесь является то, что Украина
развивается как большой транзитный
узел на Европейско- Азиатском
направлении. Опыт развития Интернет
в США и реализации телекоммуникационных
программ в Европейском Сообществе
показывает, что именно коммуникационная
инфраструктура является основой,
на которой начинают работать
механизмы инвестирования внедрения
и развития сетевых и информационных
приложений.
2. Возможности Интернет
для целей образования
Интернет
и ГИП предоставляют новые
возможности и среду для развития
образования, при этом существенно
изменяя сам характер и основные
парадигмы образования.
Интернет предоставляет
следующие возможности для целей
образования:
- электронная почта - для обмена информацией между студентами и преподавателеми;
- списки рассылки - для рассылки общей информации учебной группе и организации коллективных обсуждений;
- передача файлов при помощи FTP, позволяющая через FTP-сервер организавать обеспечение студентов и слушателей базовыми методическими и учебными материалами и программным обеспечением;
- использование технологий WWW, которые в настоящее время может служить базовыми технологиями для поддержки учебного процесса и тренинга в области СИТ и организации дистанционного образования с интерактивными и кооперативными элементами;
- доступ к мировым информационным ресурсам в предметных областях через Интернет.
В современной глобальной информационной
среде фактически стирается грань
между обычным и дистанционным
образованием, да и само дистанционное
образованием приобретает новые
черты, связанные с полным использованием
сервисов и возможностей Интернет.
Использование элементов дистанционного
образования в обычном образовании
позволяет сделать учебный процесс
более гибким, способствовать всестороннему
развитию специалиста, особенно, на
этапе формирования его профессионального
кредо. Первые два сервиса - электронная
почта и списки рассылки, - являются
уже достаточными для организации
простейшей модели дистанционного
образования, даже если студенты
не имеет полного доступа к
Интернет. FTP может быть использованно
для базового обеспечения студентов информационными
материалами учебным программным обеспечением www предоставляя базовый графический
гипертекствый интерфейс в глобальном
информационном пространстве, в настоящее
время соединяет в себе все основные сервисы
Интернет и, при использовании Java и ActiveX,
позволяет организовать интерактивный
интерфейс с серверной учебной программой.
Важным фактором является необходимость
и возможность создания на основе WWW гибкой системы
тестирования знаний студентов.
- Новые подходы к образованию
в условиях развивающегося ГИП
Важнейшим
фактором, определяющим и стимулирующим
изменения основных подходов
в образовании в условиях развития
ГИП, является то, что современное
обучение происходит в быстро
изменяющейся информационной среде,
богатой знаниями, в которой должны
учиться и преподаватели, и учащиеся.
В новых условиях
главными задачами образования
являются
- формирование базовых знаний
- формирования умения самостоятельно
учиться и профессионально совершенствоваться
- формирование мотивационной ориентации
на продуктивно- контрибутивный процесс
обучения.
Для иллюстрации изменения главной
парадигмы образования можно
сформулировать следующий образный
тезис: “В учебном классе, подключенном
к Интернет, учащийся имеет выбор,
остаться ему в классе, или "уйти"
в Интернет”. И если учителя
не смогут удержать своих учеников
в "классе", то последние могут
потеряться на просторах Интернет.
Задачей национальной политики,
и не только образования, должно
быть создание национального
культурно- информационного пространства.
Это позволит сохранить нашу
культуру для нового поколения,
которое все больше информации
и знаний будет получать из
Интернет.
Начальное
образование уже должно учитывать
дальнейшее сильное влияние ГИП
на формирование сознания и
менталитета нового человека
и формировать соответствующую
систему ценностей, ориентированную
на существование в условиях
открытого информационного общества
и приоритеты в развитии национально-
культурной информационной среды
и ресурсов, которые должны оставлять
национальные приоритеты даже
в условиях естественной утечки
“мозгов” и развития сети
удаленной работы через Интернет
- "телеработы".
Широкое распространение должны
найти современные методики образования
- Проектно-ориентировнное обучение (ПОО)
или проблемно- орентированное обучение,
эффективно используемое в среде, богатой
информационными ресурсами и знаниями
- Кооперативно- контрибутивное обучение
(ККО), наиболее эффективно работающее
в условиях развивающихся и широко внедряющихся
технологий, которые наиболее приближены
к существующим условиях в Украине и других
странах с реструктурируемой эконономикой.
Названные методы
учитывают существующую как зарубежом,
так и в Украине смену основной
парадигмы в обучении. Прежний
метод обучения учитывал следующее
распределение ролей:
- Учитель как источник информации и знаний - учащийся как получатель и накопитель информации и знаний.
Новый подход, используемый
в ПОО или ККО, предполагает кооперативный
механизм взаимодействия преподавателя
и студентов и следующее распределение
ролей:
- Учитель как производетель и указатель информации - учащийся как накопитель информации и формирователь знаний.
В этом случае преподаватель
должен выполнять роль “играющего тренера”,
создавая побуждающие и мотивационные
факторы для изучения предмета и приобретения
необходимых навыков и знаний.
4. Принципы обучения в
условиях развивающейся информационной
инфраструктуры и широкого внедрения
новых информационных технологий
Имеющийся опыт позволяет сформулировать
основные принципы образования в глобальном
информационном пространстве в условиях
широкого внедрения новых информационных
технологий :
- Новая парадигма образования должна
использоваться в современной сетевой
информационной среде:
Учиться
из Интернет - развивать Интернет.
- Использовать кооперативную модель проектно- ориентированного обучения.
Предоставлять
и использовать инициативу студентов в освоении новых технологий и направлять их на развитие учебно-методической базы и создания полезных информационных ресурсов, при этом преподаватель должен выступать в качестве консультанта или куратора, используя при этом элементы кооперативного обучения.
- Стремиться создать контрибутивный процесс образования, при котором проектная часть учебного курса направляется на создание полезных информационных ресурсов или разработку пилотных проектов. Нельзя просто обучиться технологиям Интернет, не принимая участие в развитии ее информационных ресурсов.
- Широкое использование элементов дистанционного обучения с использованием электронной почты, списков рассылки, FTP и WWW с элементами
интерактивного общения.
- Demchenko Yu.V. Cooperative and Contributive Learning - the real choice
to push professional education in Networking Information Technologies
in Ukraine and CIS. - JENC8 Proceedings. -- Edinburgh, Scotland. --
May 12-15, 1997. -- Pp. 822-1 - 822-7.
- Demchenko Yu.V. New Paradigm of Education in Global Information Environment:
Learning from the Internet - Contributing to the Internet. – INET 97 Proceedings. - "The Internet: Global Frontiers. The
Annual Meeting of the Internet Society. - 24-27 June 1997, Kuala Lumpur,
Malaysia.