Министерство образования и науки РФ
МИНСКИЙ ФИЛИАЛ МЭСИ
Индивидуальное задание
по дисциплине «Студент в среде e-learning» на тему:
«Развитие электронного обучения в Японии»
Выполнил:
Сираж А.И.
группа ЭБ-05-БУА
Проверил:
Ст. преп. Смоляк Н.В.
г.Минск, 2012
В настоящее время роль информационных технологий значительно возрастает. Современный человек уже не представляет свою жизнь без персональных компьютеров, мультимедиа, Интернета, медиадизайна, IP-телефонии и много другого.
Влияние информационных технологий на деятельность и быт человека очевидно. Цифровые и электронные технологии обеспечили возможность накопления на одном носителе всех традиционных видов информации: текста, видео, фото изображения, анимации, цвета, звука. Такие возможности сделали доступным хранение, трансляцию и тиражирование огромных массивов информации: специальной, художественной, технической, научной, управленческой, справочной, иллюстративной.В Японии все учебные заведения оснащены компьютерной техникой. Свыше 90 % средних школ имеют специальные классы, оборудованные персональными компьютерами. 20 % средних учебных заведений обладают доступом в информационные банки и сети.
Японских школьников начинают учить пользоваться компьютерами в четвертом классе, то есть в десятилетнем возрасте. Как утверждает, например, Юдзо Мэра ~ директор одной из первых начальных школ, где было введено преподавание информатики, учащиеся не проявляют и тени робости при обращении с компьютерами, с которыми чувствуют себя так же свободно, как с фломастерами или красками.
Как и в других странах, в Японии есть расхождение между насыщенностью школ компьютерами и квалификацией преподавателей. 96 % преподавателей не в состоянии толково показать, как пользоваться новой техникой. С новейшими техническими средствами связаны надежды более эффективного умственного воспитания, формирования навыков самостоятельной, сосредоточенной деятельности. Новые технологии призваны увеличить информативность, интенсивность, результативность образования. Они являются источником еще не раскрытых резервов организации учебного процесса, диверсификации образования, игрового и скоростного обучения
Ученые высказывают сомнения в однозначно позитивном эффекте применения в школе новейшей техники. Японский педагог С. Судзуки указывает в этой связи, что, с одной стороны, ЭВМ помогают развивать интеллект школьника, но, с другой, — не дают гарантий прочного закрепления знаний. Стратегия «Электронной Японии» (e-Japan) была анонсирована в качестве национальной стратегии 22 января 2001 года. «Электронная Япония» должна была стать основой сообщества, в котором каждый человек мог «активно использовать информационные технологии и получать от этого выгоды и преимущества». Но японцы никогда не забывают про прибыльность и финансовую отдачу, поэтому важнейшая роль правительства заключалась в создании рабочей среды, в которой частный сектор мог проявить свой незаурядный потенциал и способствовать превращению Японии в самую развитую в IT-отношении нацию в мире в течение пяти лет.
Специфическими направлениями стратегии «Электронной Японии» были:
строительство ультраскоростной сети Интернет и обеспечение повсеместного доступа в Сеть в возможно более сжатые сроки;
разработка правил электронной коммерции;
реализация концепции электронного правительства;
подготовка высококвалифицированных кадров, способных работать в новую, «цифровую» эпоху.
Но, как вы понимаете, формулировка стратегических направлений остается лишь пустой декларацией без принятия соответствующих механизмов действия. Таким механизмом стала «Программа приоритетной политики электронной Японии» (eJapan
Priority Policy Program), принятая 29 марта 2001 года и конкретизирующая действия правительства на срок до 2006 года. Особое внимание в программе было уделено, как мы уже упоминали, частному сектору.
Программа конкретизировала пять векторов действия в соответствии с вышеперечисленными векторами национальной стратегии:
создание наиболее совершенных в мире информационных и телекоммуникационных сетей;
подготовка кадров путем поддержки образования и обучения;
содействие развитию электронной коммерции;
«цифровизация» административных сервисов и доступность высокотехнологичных средств связи в общественных местах;
гарантированное обеспечение защиты и проверки информации, передаваемой посредством е-правительственных телекоммуникационных сетей.
Что касается первого пункта программы – создания современных высокоскоростных сетей - то его важность трудно переоценить. Наличие плохих телекоммуникаций мало чем отличается от их отсутствия. Главная ценность информации – в ее своевременности. В этом плане стоило бы перефразировать известную фразу «информация правит миром» на «свежая и актуальная информация правит миром». Сведения, не переданные или не полученные в нужный момент, очень часто становятся позднее уже ненужными. И Япония отнеслась к этому очень серьезно. Как и к подготовке высококвалифицированных кадров, способных решать задачи в современном, стремительно меняющемся мире.
Уже в том же 2001 году основной задачей электронного правительства Японии стало обеспечение нового способа осуществления административных функций посредством информационных сетей, обеспечивающих работу национальных и муниципальных учреждений в режиме «он-лайн» в надлежащем объеме, с полным контролем за поступающей и проходящей информацией. Все транзакции должны были осуществляться в режиме реального времени как между правительственными учреждениями, так и между правительством и гражданами или фирмами.
Конечно, японцев трудно заподозрить в декларативности. Эта нация вряд ли развивалась бы столь стремительными темпами, если бы не умела претворять декларации в жизнь. Принятию стратегии «Электронной Японии» предшествовал некий план действий, предусматривающий еще в декабре 1999 года переход к цифровому (безбумажному) процессу администрирования. В результате к 2002 году такой переход был почти закончен. В деловой среде посредством национальной сети передачи данных осуществлялось порядка 57 типов бизнес-транзакций, а объем поступающей в министерства и ведомства цифровой информации достиг 96% от общего объема информации.
Конечно, уже эти цифры многое говорят о проделанной за столь короткий срок работе. Потребовалось обеспечить всех ответственных сотрудников административных учреждений персональными компьютерами (в ряде случаев даже не одним!), связанными в разветвленную скоростную сеть. В свою очередь, основы национальной сети передачи данных WAN Kasumigaseki были заложены еще 1997 году для обмена госучреждений почтой, электронными документами, взаимных консультаций и т.д. Развивая сеть, Япония смогла совместить высокую надежность и защищенность сетевых транзакций с удобством и простотой использования для простых граждан и бизнесменов. Впрочем, работа эта еще не закончена, поскольку совершенствование национальной сети сопровождается и расширением возможностей диалога общества и государства посредством Интернет.
Без Интернета электронное правительство, естественно, существовать не может. А раз увеличивается объем поступающей через Интернет и локальные сети информации, то неминуемо встает проблема ее долгосрочного хранения. Архивы – важнейшая часть любого учреждения. Специфика электронного правительства заключается в том, что эти архивы должны быть общедоступными. И здесь даже для технологически продвинутой Японии все еще остается обширное поле деятельности.
Развивая онлайн-сервисы, министерства и ведомства призваны обеспечить их прозрачность. Прозрачность – важный фактор как для частного бизнеса, так и для простых граждан. Не зная текущего статуса рассмотрения их запросов, бизнесмены не в состоянии предпринимать шаги по развитию собственного бизнеса, а граждане – по решению личных проблем.
Но предусмотреть все нюансы жизни общества невозможно, да и вряд ли нужно. Поэтому уже спустя 5 лет после принятия стратегии «Электронной Японии» для страны отпала необходимость в конкретизации ее мельчайших нюансов, и в январе 2006 года на свет появилась новая формулировка стратегии.
В ее основу легли всего три правила:
в XXI веке нельзя работать над путями развития государства без решения социальных проблем, включая сюда снижение рождаемости и старение нации, ухудшение экологии окружающей среды и защищенности населения. «Электронная Япония» должна работать на решение не только административных, но и социальных задач;
в стране необходимо создавать IT-инфраструктуру такого типа, чтобы она воспринималась людьми как нечто совершенно необходимое, максимально удобное и доступное каждому человеку в любое время в любом месте;
«Электронная Япония» должна стать базисом для продуктивного международного сотрудничества, поскольку ни одно государство не может развиваться без налаживания внешнеэкономических связей.
- Но и прежние принципы национальной стратегии не забыты. Новое видение будущего «Электронной Японии» воплотилось в новую «Программу приоритетной политики-2007» (The Priority
Policy Program 2007). Здесь в перечне фигурантов программы появились уже общественные архивные учреждения и Национальные архивы Японии. Время диктует необходимость объединения усилий национальных и муниципальных служб приема и обработки информации с учреждениями, призванными ее сохранить. Проблема роста, неизбежная для любого государства.
Использованая литература
- Программное обеспечение и интернет - ресурсы