Развитие творческих способностей на уроках информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Компьютерная графика представляет собой одну из современных технологий создания различных изображений с помощью аппаратных и программных средств компьютера, отображения их на экране монитора и затем сохранения в файле или печати на принтере.
Компьютерная графика - это область информатики, занимающаяся проблемами получения различных изображений (рисунков, чертежей, мультипликации) на компьютере.
Работа с компьютерной графикой - одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем занимаются этой работой не только профессиональные художники и дизайнеры.

Файлы: 1 файл

Дипломка.doc

— 683.50 Кб (Скачать файл)

Поэтому решение этой проблемы лежит за рамками учебного времени. Необходимо более активно использовать возможности дополнительного образования.

Компьютерная графика  развивает творческие способности любого ребенка. Она интересна и полезна, так как дает возможность работать с различными видами графики. Учит детей сравнивать виды изображений, видеть возможности и преимущества графических редакторов.

Учитель информатики на современном этапе имеет богатый выбор различных учебно-методических комплектов, позволяющих обеспечить подготовку учащихся в соответствии с требованиями школьного стандарта по информатике. Но на изучение графических редакторов отводится слишком мало учебного времени - 10%.

Изучая методические пособия в предпрофильной подготовке уащихся я обратил внимание на элективный курс «Компьютерная графика. Графический редактор Adobe Photoshop», который разработали: М.Н. Анпилова, Л.И.Кузнецова, В.В. Черкашина, Ю.С. Дронова Этот авторский коллектив, разработав данный спец курс рассчитанный на 16 часов, одной из своих задач видит в развитии творческих способностей учащихся. Разработана программа, тематическое планирование, а вот методических материалов, т.е. пошаговых алгоритмов выполнения работ нет. Это вызывает трудности: поиск литературы, изображений (для выполнения работ), многочасовая разработка пошаговых алгоритмов и т.д.

Наиболее удачно разработала элективный курс «Компьютерная графика» по Adobe Photoshop и Corel Draw Л.А.Залогова состоящий из 2 книг (учебное пособие + практикум). Этот курс рассчитан на 70 учебных часов для учащихся старших классов (10-11классы), в котором очень хорошо рассматриваются: основные вопросы создания, редактирования, хранения изображений; особенности работы с изображениями в растровой программе Adobe Photoshop; методы создания иллюстраций в векторной программе Corel Draw.  Есть много дополнительной литературы, в которой подробно рассматриваются графические редакторы Adobe Photoshop и Corel Draw.

Опыт преподавания показывает, что для достижения высоких результатов  в обучении учащихся необходимо сочетать методически грамотную, серьёзную  организацию учебного процесса с продуманной постановкой внеурочной работы. Это повышает мотивацию школьников, обеспечивает применение информатики и ИКТ на более высоком уровне при изучении других школьных дисциплин. Создание и внедрение данной программы обуславливает то, что учащиеся показывают отличные результаты в районных и областных олимпиадах, на различных конкурсах по информатике. 
Использование графических редакторов Corel Draw, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, 3d Max оказывают немалую роль для развития творческих способностей школьников, способствует позитивной динамике в развитии познавательного интереса учащихся, улучшает успеваемость и т.д.

Не каждый ребенок  способен создать что- либо свое, не основываясь на примерах. Только дети, обладающие повышенной одаренностью в  художественном отношении с легкостью  придумывают и воплощают на экране изображения на некоторую тему. Творческие способности надо развивать.

Работа в графическом  редакторе основывается на знаниях  учащихся, полученных на уроках ИЗО: правильное сочетание цветов, композиционное построение рисунка, знание законов перспективы. 
Использование простых графических редакторов упрощает рисование и дает возможность накоплению опыта и уверенность в развитии творческого воображения. Обучение графическому конструированию, выделение различными способами основных элементов изображаемого объекта обогащает опыт ребенка, ведет к развитию творчества и фантазии. 
 
Соблюдая принцип обучения от простого к сложному и возможность самостоятельного творчества, задания должны позволять ребенку подниматься каждый раз самостоятельно до своего "потолка", тогда ребенок развивается наиболее успешно. Постепенно, в процессе практической деятельности, ребята осваивают инструментарий, овладевают приемами и методами работы в редакторах.

Большой интерес вызывает у учащихся рисование на олимпийскую  тематику (талисманы, символика, олимпийскиеобъекты) в редакторе Paint. Требуется «введение» в тему и подача информационного блока перед выполнением творческого задания. 
Развитие творческих способностей учащихся средствами программы Adobe PhotoShop.

 
Возможности этой программы предоставляют безграничный простор для творчества. Хочу отметить, что изучение этой программы выводит учащихся за рамки программы. Учащиеся, увлекаясь изучением этой популярной программы, обращаются к дополнительным источникам информации, углубляют знания, полученные на уроках. 

Большой интерес у  учащихся вызывают ежегодные конкурсы компьютерного рисунка и выставки творческих проектов. К различным  школьным праздникам ребята выполняют  и презентуют творческие проекты, делают выставки. Проекты вызывают большой  интерес у учащихся, учителей, родителей.

 

Психологи определяют творчество как выход за пределы уже имеющихся  знаний, преодоление, опрокидывание  границ. Это — высшая форма активной и самостоятельной деятельности человека. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребенка. 
 
Введение творческих заданий в курс информатики выступает фактором развития личности. Создавая что-либо новое, ученик сталкивается с барьерами творческого процесса: стереотипами, страхом оценивания, возможно заниженной самооценкой, инертностью мышления и т.д. Моя задача помочь ученику преодолеть эти сложности и найти свой способ самовыражения. 
 
Применение в учебном процессе активных методов обучения содействует развитию у учащихся логического мышления, инициативы, активности, самостоятельности, творчества. Внедрение активных форм обучения способствует созданию в атмосферы общей увлеченности и творчества.  
 
Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. 
 
Результаты работы над темой показали, что движущей силой развития творческих способностей является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности.  
 
Творческие способности личности в обобщенном понимании это:  

  •  
    самостоятельное видение проблем, аналитическое мышление; 
  •  
    умение перенести способы умственных действий в новую ситуацию;
  •  
    видение новой стороны в знакомом объекте;
  •  
    умение комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые (синтетическое, комбинационное мышление).

 
В процессе творческой деятельности самосовершенствуется личность, развивается логика и мышление. 
 
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, но ещё важнее - один раз сделать. На уроках информатики должна иметь приоритет именно практическая деятельность учащихся. Наиболее важным моментом активизации самостоятельного творческого практического задания является результат. Цели деятельности учащегося должны побуждать личную заинтересованность. 
 
Разнообразить самостоятельную деятельность учащихся лучше в соответствии с особенностями интереса. 
 
Поощрение попыток отойти от шаблона, проявление инициативы положительно влияет на развитие творческой составляющей.  
 
Работая над развитием творческих способностей учащихся средствами информационных технологий, я заметила, что у них появляется устойчивый интерес к творчеству, который способствует пониманию предмета информатики и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства. Учащиеся с интересом берутся за выполнение сложных проектов, находят интересные способы их решения, проявляют инициативу. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях.  
 
Устойчивые положительные результаты будут получены в том случае, когда учитель совершенствует инновационные приемы, обеспечивающие высокий уровень сформированности познавательной компетентности учащихся.  
 
Для формирования творческого мышления чрезвычайно важно уметь переносить знания и умения, полученные на одних уроках, на другие предметы, самостоятельно получать.  
 
Выполнение различных творческих работ требует от учащегося самостоятельного осуществления переноса знаний и умений в новую ситуацию, создание нового путем комбинирования ранее известных способов деятельности; иного взгляда на проблему, поиска новых, оригинальных способов решения, нового видения структуры объекта и его новой функции.  
 
Выполнение творческих работ не должно носить эпизодический характер. Только планируя выполнение таких работ при изучении каждой темы, можно получить педагогический эффект. Каждый урок должен иметь творческую составляющую. 
 
Если вовлекать учащихся в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, использовать активные методы обучения, поощрять использование дополнительной информации, то повышается качество знаний, уровень самостоятельности, развивается мыслительная деятельность. Соответственно развиваются и творческие умения учащихся.  
 
Главное для побуждения учащихся к творчеству – это создание условий эмоционально-комфортных для творчества детей, подбор творческих заданий, стимулирующих самостоятельное творчество детей. 
 
Чтобы у школьника развивались творческие умения, необходимо, чтобы он сталкивался с необходимостью преодоления трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. Учащиеся должны учиться самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию, видеть новые проблемы в знакомых, стандартных условиях, видеть новые функции знакомого объекта, видеть структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом; уметь видеть альтернативу решения, альтернативу подхода к его поиску; уметь комбинировать способы решения проблемы в новый способ и уметь создавать оригинальный способ решения при известности других. 
 
Таким образом, для развития творческой и познавательной активности учащихся необходимо организовать их познавательную деятельность таким образом, чтобы ориентировать учащихся на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации 
 
Эффективность развития творческой активности зависит не только от внутренней мотивации (со стороны учащихся), но и от стимулирования этой мотивации извне (со стороны учителя). 
 
Информационные технологии – мощное средство для развития творчества, воображения и фантазии учащихся.

 


Информация о работе Развитие творческих способностей на уроках информатики