Реализация проектного метода обучения на уроках информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 17:40, доклад

Описание работы

Процесс информатизации общества становится все более динамичным и выдвигает новые требования к воспитанию и обучению учащихся. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современная школа должна создавать условия для формирования такой личности. И это задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения, к которым относится и метод проектов.

Файлы: 1 файл

Реализация проектного метода обучения на уроках информатики.doc

— 46.50 Кб (Скачать файл)

Реализация  проектного метода обучения на уроках информатики

Процесс информатизации общества становится все более динамичным и выдвигает новые требования к воспитанию и обучению учащихся. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современная школа должна создавать условия для формирования такой личности. И это задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения, к которым относится и метод проектов.

Поэтому эпиграфом к  моему выступлению я выбрала  следующие слова Тихомирова: «Содержание  образования – это король, а  технологии обучения – это Бог».

Среди многообразия новых  педагогических технологий в современной системе образования, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода, проектная методика является ведущей, так как легко вписывается в существующую классно-урочную систему и позволяет успешно решать задачи, поставленные перед учителем Государственным стандартом образования.

Поэтому определяю цель: подготовить выпускников, владеющих  современными технологиями и способных  адаптироваться к быстро меняющемуся  миру.

Исходя из этой цели, ставлю перед собой задачи:

  • Помочь ученикам освоить приемы, позволяющие расширить полученные знания самостоятельно, т.е. научить оперативно осуществить поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки.
  • Способствовать развитию творческого потенциала учащихся.
  • Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки.
  • Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.
  • Опробовать систему уроков, построенных методом проектов.

Этапы работы:

  1. Изучить литературу по данной теме
  2. Разработать методический комплекс материалов по использованию метода проектов на уроках информатики
  3. Применить метод проектов на уроках и во внеурочное время

Изучив соответствующую  литературу, можно сказать, что проект – это самостоятельная творческая завершенная работа, выполняемая под руководством учителя.

В советской педагогической литературе 20-х – начала 30-х годов  метод проектов – это метод, который  наиболее успешно подготавливает ребенка  к ожидающей его жизни, вырабатывает привычку к коллективному труду  и взаимной помощи. При этом отмечается, что применение проектного метода предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке учителя, потому что, используя метод проектов нужно быть готовым к всевозможнейшим проектам, какие только могут захватить детское воображение и ум. В 1931 г. постановлением ЦК ВКПб метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Работу над проектом строю в несколько этапов:

  1. Подготовительный (постановка проблемы, определение целей и задач);
  2. Организационный (разбивка на группы, выбор ролей, составление плана работы над проектом);
  3. Исследовательский (поиск материала, систематизация собранной информации, оформление результатов);
  4. Реализация проекта (оформление проекта с помощью ПК, подготовка к защите);
  5. Защита проекта (защита, вопросы других групп и учителя).
  6. Оценка результатов.

Приведу примеры использования  метода проектов при преподавании предмета информатика.

  1. – 7 классы

Проект «Новости компьютерного  мира»

Проект «Репортаж от одноклассника»

Проект «Космос вокруг нас»

Проект «Анимационные  часы»

Проект «История письменности»

  1. – 9 классы

Проект «Управляющие процессы»

Проект «Модель объекта  и процесса»

Проект «Создание газеты»

Проект «Рекламный постер»

Проект «Мир без интернета»

Проект «Поколения ЭВМ»

10 – 11 классы

Проект «Компьютерные  вирусы и антивирусные программы»

Проект «Выбери ПК»

Проект «Социалогический опрос»

Проект «Мой сайт»

Проект «Логика»

Проект «База данных класса»

Проект «Мое предприятие»

В прошлом году в 10 классе проводился элективный курс «Основы  сайтопостроения», на котором учащиеся разрабатывали проекты сайтов различной тематики. Результатом курса стали такие проекты учащихся: ВОВ, Сверхъестественное, Волшебный мир аниме, Афоризмы.

При выполнении проектов могут возникнуть следующие проблемы:

  • Учащиеся не могут самостоятельно поставить цели и задачи работы над проектом.
  • Не могут распределить обязанности.
  • Группы формируются хаотически.
  • Сбор информации осуществляется неудовлетворительно.
  • Работа над проектом идет медленно.
  • Результаты неудовлетворительные.

Всю работу ученик должен выполнять преимущественно  самостоятельно. Однако в зависимости  от возраста, индивидуальных особенностей, имеющегося опыта учителю предстоит  оказывать автору проекта определенную помощь. Для этого нужно определить, в какой роли вы будете участвовать в проектной работе учащегося. Вы можете быть:

  • руководителем проекта, который несет серьезную ответственность за ход и результат работы. В такой ситуации учащийся может быть не слишком инициативным, так как это привычные для него отношения «учитель – ученик», которые делегируют ему минимальную самостоятельность и ответственность;
  • коллегой по работе, который в значительной степени вовлечен в процесс, выполняет заранее оговоренную часть работы и разделит с автором проекта будущий триумф или поражение. Это отношения равноправных партнеров, которые в равной степени увлечены общей работой и взаимно обогащают друг друга своими знаниями и опытом, энтузиазмом;
  • экспертом – знатоком, источником информации по исследуемой проблеме, который предоставляет необходимые сведения и дает советы, когда автор проекта обращается за ними. Здесь учитель находится в несколько отстраненной позиции, побуждая учащегося проявлять максимум активности, быть инициатором работы, организатором взаимодействия с учителем;
  • супервизором, который, не являясь экспертом по теме проекта, вдохновляет автора и создает условия для успешного выполнения работы, не неся при этом никакой ответственности за конечный результат, в том числе за полученную отметку. В такой ситуации учащийся становится истинным и единоличным автором проекта и в полной мере несет ответственность как за успех, так и за провал.

Мои ученики участвуют  в научно-практической конференции. Тематику за 2 года можно увидеть  на слайде, пока это только начало. Ученица  Шетова Анастасия поучаствовала в краевом конкурсе web-страниц, созданных школьниками, с сайтом «А.С. Пушкин».

Помимо метода проектов я в своей  работе использую информационные и  сетевые технологии. Мною создано  много ресурсов для интерактивной  доски для различных классов, которые я выкладываю на своем сайте, а также в сетевых сообществах Полимедиа, ИнтерНика. С прошлого года сотрудничаю с компанией Полимедиа и являюсь Творческим учителем Полимедиа. А все работы, которые я делаю, не смогла бы творить, если бы и сама не повышала свой уровень коммуникационной квалификации. Поэтому по мере возможностей посещаю вебинары, которые проводит компания Intel.

Обдумывая тему своего самообразования, я не случайно остановилась именно на использовании метода проектов на уроках информатики. Дело в том, что эта тема мне очень близка и интересна, так как я сама создаю проекты, использую их на уроках, участвую в конкурсах проектов. На слайде представлены сертификаты участия в конкурсах различных уровней. И также дипломы, где я занимала различные места.

Общая идея организации проектной  деятельности – это поиск решения  интересной «жизненной» задачи, для  которой требуются знания, как  в области теоретической информатики, так и навыки владения информационными  технологиями. Выполнение и оформление таких проектов требует от учащегося умения работать с различным программным обеспечением, а также предусматривает интеграцию знаний по различным предметам.

Собственные наблюдения показали, что  в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышают уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию, уровень самостоятельности, а также общее интеллектуальное развитие.

В будущем я надеюсь, что большинство  ребят, которых я учу, будут активно  применять полученные знания во взрослой жизни. И очень хочется верить, что в этой жизни они будут успешными!


Информация о работе Реализация проектного метода обучения на уроках информатики