Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 10:02, лабораторная работа
Целью лабораторной работы является углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях, приобретение практических навыков самостоятельного исследования при решении задач выбора, обучения и работы ИНС.
В процессе выполнения лабораторной работы по теме «Решение задач с использованием искусственной нейронной сети» студенты решают следующие задачи (задания):
- описывают предметную область и выбирают решаемую задачу (предпочтение должно отдаваться задачам практической направленности);
- определяют множество обучающих примеров;
- в зависимости от решаемой задачи выбирают структуру ИНС;
- выбирают алгоритм обучения ИНС;
- проводят обучение ИНС на тестовом множестве примеров с помощью выбранного алгоритма обучения;
- исследуют работу обученной ИНС в режиме распознавания.
ОТЧЕТ
Лабораторная работа № 3 по курсу
Интеллектуальные системы
«Решение задач с
6
(количество листов)
Москва, 2014г.
1. Цель и задачи лабораторной работы
Целью лабораторной работы является углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях, приобретение практических навыков самостоятельного исследования при решении задач выбора, обучения и работы ИНС.
В процессе выполнения лабораторной работы по теме «Решение задач с использованием искусственной нейронной сети» студенты решают следующие задачи (задания):
- описывают предметную область
и выбирают решаемую задачу (предпочтение
должно отдаваться задачам
- определяют множество
- в зависимости от решаемой задачи выбирают структуру ИНС;
- выбирают алгоритм обучения ИНС;
- проводят обучение ИНС на
тестовом множестве примеров
с помощью выбранного
- исследуют работу обученной ИНС в режиме распознавания.
2. Задание к лабораторной работе
2.1. Разработать (или использовать готовую) программу, которая обучает ИНС распознавать черно-белое (bitmap) изображение, состоящее не менее чем из 35 пикселей (матрица 5х7). При этом, ИНС должна иметь входы, ассоциированные с пикселями матрицы, и выход(ы), количество которых соответствует решаемой задаче и выбранной архитектуре.
2.2. В написанной или выбранной
программе должна быть
3. Описание предметной области и выбранной задачи.
Выбранная предметная область – Учебный пример.
Цель создания ИНС – получить навыки разработки ИНС и узнать принципы построения ИНС и в дальнейшем демонстрировать в качестве учебного примера для разработки ИНС.
4. Структура, основные параметры выбранной ИНС и блок-схема алгоритма обучения
Структура и основные параметры выбранной ИНС:
В нашем случае количество входов будет равняться 28000 (140х200). В программе используется классическая однослойная сеть Кохонена из n параллельно действующих линейных элементов. Поэтому количество нейронов, а соответственно и выходов, равно n.
Блок-схема алгоритма обучения.
5. Описание программы, ее ключевые особенности и новшества.
Программа, разработанная в данной лабораторной работе, написана на языке C# в Ms Visual Studio.
В данном приложении два основных окна: окно обучения/распознавания и окно просмотра имеющихся образов.
В первом окне можно рисовать в поле образ буквы, числа или чего-то еще, а затем выбрать действие для данного изображения. Можно распознать данный образ, обучить сеть на его распознавание, добавить изображение в базу приложение, либо отчистить поле рисования.
В программе используется классическая однослойная сеть Кохонена из n параллельно действующих линейных элементов. Поэтому количество нейронов, а соответственно и выходов, равно n. В результате распознавания ищется реакция каждого нейрона сети на входной образ, находится максимальный, и если она больше 50% максимально возможного значения для данного типа образа, то сеть выводит символ, соответствующий этому нейрону. Если значение меньше 50% максимально возможного значения, то сеть отвечает что не знает, что это за символ.
Особенностью данного приложения является метод обучения. Он разрабатывался с опорой на механизм обучения человеческого мозга. Так, для обучения сети не используется какая-либо база изображения. Существующая нейросеть не создается каждый раз заново, она просто дообучается на введенные пользователем символы. При запоминании нового символа в сети создается новый нейрон и весы входов, соответствующих закрашенной части, увеличивают свое значение. При дообучении сети на существующий символ входы увеличивают свое значение при попадании на закрашенную часть символа и уменьшают свое значение при попадании на белое пространство.
Нейросеть, используемая в программе, обучена на распознавание следующих символов: «С», «О», «А», «8», «R», «I», «X», «Z». Обучение остальным символам можно провести самостоятельно.
6. Протоколы проведенных экспериментов, с указанием погрешности распознавания
Примеры работы программы с распознаванием символов, которым нейросеть обучена
Примеры распознавания символов с шумом 0,8%
Ошибочный ответ нейросети
Результат работы программы после коррекции (однократного дообучения)
7. Выводы.
В данной лабораторной работе мы познакомились с принципами разработки и построения искусственных нейронных систем. Разработанная в лабораторных работах ИНС может обучаться и распознавать уже обученные символы. Изначально система настроена на распознавание 8 символов «С», «О», «А», «8», «R», «I», «X», «Z» с вероятностью распозвания выше 60%. Точность распознавания зависит от конкретного написания. Поэтому при обучении нейросети на особый шрифт стоит создать для этого отдельную копию приложения. Если ответ нейросети не достигает 50% максимального ответа сети на какой-либо символ, программа отвечает, что не знает этого символа.
Обучение ведется путем изменения значения весов входов нейронов.
ИНС можно использовать в различных предметных областях, так как вероятность распознавания символа достаточно велика, а разрешение поля рисования достаточно для большого количества образов. Наиболее весомыми недостатками приложения являются: отсутствие возможности центрирования и поворота изображения, а также работа только с монохромными изображениями.
8. Используемая литература.
Информация о работе Решение задач с использованием искусственных нейронных сетей