1. Неразвитость базового
законодательства в сфере ИТ
сдерживает развитие как спроса,
так и предложения на рынке
ИТ. Действующие федеральные законы
"Об информации, информатизации
и защите информации", "Об
участии в международном информационном
обмене", Закон Российской Федерации
"О средствах массовой информации"
и некоторые другие создавались
более 10 лет назад. За это
время возникла необходимость
согласования содержащихся в
них правовых норм с положениями
российского гражданского законодательства,
с учетом возможностей новых
информационных технологий, а также
задач по борьбе с антиобщественными
явлениями при их использовании.
2. Барьеры, сдерживающие
развитие внутреннего рынка, обусловлены
во многом низким спросом на
ИТ со стороны основных групп
потребителей: государства, населения,
предприятий.
Спрос на ИТ со
стороны государственных органов
и бюджетных организаций ограничен
из-за отсутствия необходимого
объема финансирования масштабных
государственных программ и проектов
информатизации, нехватки квалифицированных
и образованных пользователей,
а также специалистов в сфере
ИТ, недостаточной эффективности
проведения конкурсов на выполнение
государственных заказов. Высокие
сроки и сложность ускоренной
амортизации компьютерного оборудования
для государственных органов
и бюджетных учреждений является
важным препятствием для модернизации
существующей технической базы
в сфере ИТ.
По данным 2010 года, в
России на 100 человек приходится
около тридцати компьютеров. Показатель
довольно низкий, если учесть, что
в Европе ПК обеспечены 70-80 человек
из ста. Общее же количество
постоянных интернет-пользователей
составляет 50 млн человек, и Россия
по этому показателю входит в первую десятку
стран-лидеров. Однако качество связи
и ее распространенность на всей территории
страны, к сожалению, пока остаются не
на самом высоком уровне.21
3. Проблемы, ограничивающие
развитие экспорта в сфере
ИТ. Для таможенного оформления
экспорта продукции ИТ в соответствии
с существующим законодательством
предоставляется около двадцати
документов, что приводит к задержкам
в оформлении экспорта и росту
административных расходов компаний,
стимулируя увод экспортных операций
в сфере ИТ за рубеж, например,
через открытие офисов в другой
стране. Развитию экспорта, кроме
вышеназванных факторов, также мешает
отсутствие информации у иностранных
компаний об услугах, предоставляемых
российскими предприятиями отрасли
ИТ, и в большинстве случаев
невозможность проведения ими
оценки качества российских компаний
в соответствии с международными
системами сертификации.
4. К проблемам институционального
характера относятся: низкий уровень
развития механизмов привлечения
финансирования, недостаточный уровень
развития и доступности телекоммуникационной
инфраструктуры, несоответствие системы
подготовки профессиональных кадров
в сфере ИТ мировым стандартам,
а также отсутствие эффективных
механизмов применения законодательства
о защите интеллектуальной собственности.
Неразвитость венчурного
финансирования сдерживает появление
и развитие новых ИТ-компаний,
внедрение и коммерциализацию
новых ИТ-продуктов.
Недостаточный уровень
развития и доступности телекоммуникационной
инфраструктуры тормозит развитие
малых и средних предприятий
отрасли, препятствует их выходу
на мировой рынок и развитию
отношений с зарубежными партнерами.
Несоответствие системы
профессиональной подготовки специалистов
в сфере ИТ ведущим международным
стандартам приводит к дефициту
кадров необходимой квалификации,
особенно специалистов среднего
звена и руководителей проектов
информатизации, невозможности эффективной
конкуренции российских специалистов
со специалистами других стран.
Отсутствие эффективных
механизмов применения законодательства
в области защиты прав интеллектуальной
собственности ведет к потере
доходов российских производителей
и является важным препятствием
для создания в России крупными
международными компаниями собственных
центров исследований и разработки.
Предприятия отрасли
ИТ не в состоянии самостоятельно
решить перечисленные проблемы.
В этих целях необходимо проведение
скоординированной государственной
политики, направленной на устранение
названных барьеров и обеспечение
государственной поддержки развития
рынка ИТ в России.
Как показывает опыт
ряда таких стран как Ирландия,
Израиль, Индия, Малайзия и
Китай стимулирование развития
отрасли ИТ предполагает приоритетное
развитие направлений, имеющих
высокий экспортный потенциал,
а также привлечение ведущих
мировых производителей в сфере
ИТ для размещения на территории
страны своих научно-исследовательских
и производственных центров.
При этом необходимо
также обеспечить государственную
поддержку развития внутреннего
рынка на основе стимулирования
спроса со стороны государства,
населения и предприятий всех
отраслей экономики для обеспечения
масштабного внедрения и использования
ИТ в социально-экономической
сфере и государственном управлении
и решения задачи модернизации
страны.
Обеспечение государственной
поддержки данных направлений
кроме специальных мер, предполагает
также совершенствование базового
законодательства в сфере ИТ
и формирование институциональных
основ развития отрасли.
Основные направления
действий:
Реализация мероприятий
государственной поддержки развития
отрасли информационных технологий
в России должна осуществляться
по четырем основным направлениям:
- совершенствование законодательства;
- развитие внутреннего
рынка;
- развитие экспорта;
- институциональное развитие.
- мероприятия по совершенствованию
законодательства22.
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСВА В
СФЕРЕ ИТ
Учитывая современные
условия, можно сделать вывод
о том, что ориентировочные цели
для участия России в международном
сотрудничестве в сфере ИТ следующие:
– Демократизация доступа
(то есть предоставление всем
средства доступа к информации
и ИКТ и их использованию,
всеобщей прозрачности и эффективности);
– Улучшение инновационной
среды и стимулирование рыночного
спроса на инновации;
– Оказывать помощь
государствам-партнерам в разработке
национальной политики и региональных
стратегий в целях оптимального
использования информации и обеспечения
доступа к ней с помощью
современных технологий;· Содействие
более слабым, вовлечение развивающихся
стран в информационное общество
и предотвращение новых форм
отчуждения внутри стран из-за
экономических или иных барьеров;·
Укрепление международных связей
и сотрудничества, и внесение
вклада в развитие ИТ в глобальном
масштабе;
– Создание и распространение
методов обработки информации
и обеспечения доступа к ней
в сферах образования, науки,
культуры и коммуникации;· Необходимость
в создании норм, гарантирующих
право на информацию;
– Рационализация интеллектуальной
деятельности за счет использования
новых информационных технологий,
радикальном повышении эффективности
и качества подготовки специалистов.
Среди важнейших событий
по линии двустороннего сотрудничества
можно отметить следующие:
– встреча сопредседателей
Российско-Венгерской межправительственной
комиссии по экономическому сотрудничеству;
– проведение заседаний
Российско-Китайской рабочей группы
по сотрудничеству в области
информационных технологий и
Российско-Китайской рабочей группы
по сотрудничеству в области
связи. Приоритетными задачами в ближайшем
будущем в рамках двустороннего сотрудничества
будет развитие сотрудничества с зарубежными
странами в наиболее перспективных областях
ИТ, содействие установлению партнерских
связей между российскими и зарубежными
предприятиями и компаниями, продвижение
отечественных компаний на зарубежные
ИТ-рынки.23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение данной курсовой
работы можно сделать вывод, о
том, что именно информация и знания
содержат в себе принципы повышения
производительности, оптимального использования
прочих ресурсов. Они становятся все
более значимыми ресурсами в
современной экономике, именно они
представляют собой важность интеллектуальных
усилий. Компьютерная техника является
специфическими машинами нового этапа
экономического развития – информационного,
предопределяя возможности и
эффективность использования информации.
С помощью информационных систем
стало возможным существенное повышение
уровня управления во всех сферах общественной
деятельности. Повсеместное использование
информационных технологий открыло
возможности для активного развития
глобальных компьютерных сетей и
построения, таким образом, глобальной
информационной инфраструктуры, призванной
предоставить широкие возможности
для пользователей и одновременно
повысить эффективность управления
всеми областями человеческой деятельности.
Стремительное распространение
сетевых информационных технологий,
глобальных и локальных сетей, принесло
также и серьезную проблему, которая
заключается в необходимости
защиты доступа и безопасности стратегической
информации как на уровне государства
или организации, так и на уровне
индивидуального пользователя. Успешное
решение этой задачи наряду с активным
внедрением новых информационных технологий,
коммуникаций, программных и аппаратных
средств позволяет государству
и любой организации быть максимально
конкурентоспособным в глобальном
мире.
Сегодня информационные
технологии могут внести решающий
вклад в укрепление взаимосвязи
между ростом производительности
труда, объемов производства, инвестиций
и занятости. Новые виды услуг,
распространяющиеся по сетям,
в состоянии создать немало
рабочих мест, что подтверждает
практика последних лет. Современные
ИТ с их стремительно растущим
потенциалом и быстро снижающимися
издержками открывают большие
возможности для новых форм
организации труда и занятости
в рамках, как отдельных корпораций,
так и общества в целом.
Таким образом, развитию
рынка информационных технологий
будет способствовать:
• внедрение информационных
технологий в социально-экономическую
сферу и государственное управление;
• развитие отечественного
производства в сфере информационно-коммуникационных
технологий, в том числе реализация
комплекса программных решений
по развитию микроэлектроники;
• оживление ситуации
на рынке информационных технологий
за счет реализации приоритетных
национальных проектов, а также
отраслевых и региональных стратегий
развития;
• стимулирование развития
рынка информационных технологий,
в том числе создание технопарков
в области высоких технологий.
• продвижение на
мировой рынок российских предприятий
отрасли информационно-коммуникационных
технологий, укрепление позиций
России в международных отраслевых
организациях;
• реализация мер
налоговой и таможенной политики,
нацеленных на стимулирование
организаций, действующих в области
информационных технологий.
В России сектор
информационных технологий развит
в настоящее время заметно
меньше, чем во многих развитых
странах мира. Это сдерживает
дальнейшее развитие экономики
России. В силу этого исследования
многих экономических аспектов
развития данного сектора особенно
актуальны для нашей страны. Тенденции
развития инновационных процессов
в России, в том числе информационных
технологий, определят в перспективе
место страны в мировой экономической
системе. Для развития экономики
РФ нужно обеспечить благоприятные
условия для развития ИТ-сектора.
Этого можно достичь как при
активной поддержке сектора со
стороны государства, так и
путем привлечения в сектор
значительных инвестиционных вложений
из различных источников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон «Об
информации, информатизации и защите
информации» от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ
.
Абросимов А.Г., Бородинова М.А,
учебно-методический комплекс по курсу
«теория экономических информационных
систем»./Изд-во Самарск. Гос. Экон. Акад.,
2003.-140с.
Алешин Л.И. Информационные
технологию - М.:Литера, 2008. – 424 с.
Алехина Г.В. Информационные
технологии в экономике и управлении
/ Московский международный институт
эконометрики, информатики, финансов и
права. - М.: 2004. - 236 с.
Барановская Т. П., Лойко В.
И. и др. «Информационные системы
и технологии в экономике: Учебник»
- М: Финансы и статистика, 2006
Бекетов Н.В. Основные направления
государственной поддержки инновационного
развития экономики России // Информационные
ресурсы России: Научный журнал.
- 2009. №10
Божко В.П., Власов Д.В., Гаспариан
М.С. Информационные технологии в экономике
и управлении: Учебно-методический
комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008.
– 120 с.
Васюхин О. В., Варзунов А. В. Информационный
менеджмент: краткий курс. Учебное
пособие. – СПбГУ ИТМО, 2010. – с.248