Роль информационных технологий в бухгалтерском учете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 14:00, реферат

Описание работы

Проблемы повышения прибыльности предприятия, эффективности работы персонала, создание оптимальной структуры управления волнуют любого руководителя. Ему приходится принимать решения в условиях неопределенности и риска, что вынуждает его постоянно держать под контролем различные аспекты финансово - хозяйственной деятельности. Эта деятельность отражена в большом количестве документов, содержащих разнородную информацию. Грамотно обработанная и систематизированная она является в определенной степени гарантией эффективного управления производством. Напротив, отсутствие достоверных данных может привести к неверному управленческому решению и, как следствие, к серьезным убыткам.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы автоматизации бухгалтерского учета
1.1.Этапы автоматизации бухгалтерского учета в России…………………….5
1.2.Требования к бухгалтерской системе………………………………………..6
1.3 Особенности компьютерной обработки данных……………………………7
1.4. Проблемы автоматизации бухгалтерского учета…………………………..9
2. Использование информационных технологий в бухгалтерском учете
2.1. Классификация бухгалтерских программ и систем………………………12
2.2.Общие принципы построения и возможности программ автоматизации бухгалтерского учета…………………………………………………………….16
2.3. Принципы выбора программ……………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….20
Список используемой литературы……………………………………………...21

Файлы: 1 файл

реферат готовый по ИС.docx

— 42.44 Кб (Скачать файл)

-возможность формирования отчетных форм для проведения финансового анализа предприятия по данным бухгалтерского учета и др.

При работе с автоматизированной бухгалтерской системой появляется возможность:

-быстро подготовить все квартальные и годовые отчеты в налоговую инспекцию, в различные фонды и органы Госкомстата;

-рассчитывать зарплату;

-вести учет основных средств;

-анализировать финансовую деятельность.

При автоматизации бухгалтерского учета возникают некоторые проблемы. Автоматизация - достаточно длительный и сложный процесс. Создать программу, которая была бы одинаково пригодна всем пользователям, практически невозможно. Условия, в которых работают программы, и требования к ним непрерывно меняются. Например, изменилось законодательство, и программа, которая устраивала, уже не в полной мере отвечает предъявляемым к ней требованиям. Приходится обращаться к разработчикам с просьбой об изменениях.

Следующая по степени сложности проблема это выбор техники. «У разработчика программного продукта есть свои минимальные требования к той технике, на которой будет работать его программа».

Для больших бухгалтерий требуется объединение всех баз данных, которые ведутся на различных рабочих местах, в единое поле для того, чтобы в любой момент можно было видеть общую картину финансового состояния предприятия, получать итоговые отчеты. Сетевой вариант системы позволяет работать в одном информационном поле всем сотрудникам одновременно. Вся информация сразу собирается в одном месте, что позволяет в любое время получать отчеты всех видов. Для того чтобы правильно выбрать систему автоматизации бухгалтерского учета, удовлетворяющую всем запросам предприятия, надо четко представлять систему ведения бухгалтерского учета на предприятии, тщательно изучить рынок предлагаемых программных продуктов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Использование информационных технологий в бухгалтерском учете

2.1. Классификация бухгалтерских программ и систем

Автоматизация работы бухгалтерии имеет две главные задачи: обработка первичной учетной документации и формирование сводной отчетности. «Соответственно компьютерные бухгалтерские программы делятся на автономные функциональные и комплексные».

Автономные функциональные автоматизированные рабочие места (АРМ) разработаны для автоматизации отдельных участков бухгалтерской работы.

Все программы автоматизации учета принципиально построены одинаково: имеется массив данных, называемый также базой данных, в которой записывается любая информация, необходимая с точки зрения бухгалтера, работающего на данном АРМ. В дальнейшем эта информация редактируется, включая математические операции, и печатается в требуемом виде.

Работая с бухгалтерской программой обработки базы данных, необходимо пользоваться и другими программными средствами - текстовыми редакторами, табличными процессорами, антивирусными программами и различными компьютерными тестами. Поэтому понятие “автоматизированное рабочее место бухгалтера” следует рассматривать шире, чем просто использование бухгалтерской программы на компьютере. АРМ бухгалтера должно быть оснащено функциями быстрого переключения из одной рабочей программы в другую с тем, чтобы более полно использовать мощности персонального компьютера.

«Программы комплексного бухгалтерского учета можно разделить на три группы: мини - бухгалтерия; интегрированная бухгалтерия; комплексная сетевая бухгалтерия».

К группе «Мини - бухгалтерия» относится большинство программ, представленных на рынке компьютерного обеспечения. Сущность этих программ заключается в составлении на основе проводок бухгалтерских записей хозяйственных операций, оборотного баланса, сальдового баланса и ведении Главной книги. Т.к. правила формирования баланса едины для предприятий всех размеров и форм собственности, то и сами программы достаточно универсальны. По набору пользовательских функций программы делятся на четыре подгруппы:

1) Программы, реализующие функции синтетического учета - ведение журнала операций на уровне бухгалтерских записей, формирование журналов - ордеров, оборотно - сальдового баланса, Главной книги и форм финансовой отчетности. Предназначены для главного бухгалтера и его заместителя почти любого предприятия;

2) Программы, которые в дополнение к функциям первой подгруппы позволяют вести одно - или иногда двухуровневый бухгалтерский учет. Они созданы для малых предприятий с упрощенной системой ведения учета;

3) Программы ведения сводного учета для крупных предприятий. Характерная черта - развернутый многоуровневый аналитический учет. Такие программы могут быть полезны и для небольших предприятий, имеющих собственное производство;

4) Головные модули функциональных комплексов. Их отличительной особенностью и главной задачей является прием бухгалтерских записей от программ, специализированных для ведения различных разделов учета с целью осуществления сводного учета. Аналитические функции не являются обязательными, так как могут быть вынесены в специализированные программы комплекса. Такие программы могут работать автономно только с учетом дополнения соответствующими специализированными комплексами.

В основе программ группы «Интегрированная бухгалтерия» лежит та же база оборотного баланса, дополняемая надстройкой в виде модулей, реализующих в привычном виде учет заработной платы, материалов и т. д. Как правило, освоив программу оборотного баланса, бухгалтер начинает замечать несоответствие между богатыми возможностями по синтетическому учету, легкостью получения баланса и примитивному отражению, например, зарплаты лишь в виде бухгалтерских записей. Неразумно, имея компьютер, считать налоги на бумаге или посредством других программ, например табличных процессоров. Все вполне можно уместить в одной программной среде, разработав соответствующий сервис. Интегрированная бухгалтерия включает: количественный и суммовой учет; дополнительные модули: учет материальных ценностей, основных средств, заработной платы, банк - касса, договоры с юридическими и физическими лицами; единую базу данных; одно автоматизированное место.

Любая интегрированная система ограничена по численности личного состава предприятия, по размерам справочника материалов объемам оперативной памяти. В программах комплексной сетевой бухгалтерии одно рабочее место дробится на несколько мест и машин. Комплекс включает: отдельные функционально законченные АРМ; наличие интерфейса передачи информации (в том числе через дискеты) для сведения баланса; развернутый аналитический учет.

Сетевые системы можно разделить на следующие подгруппы:

-базовый комплекс, состоящий из традиционного набора АРМ - учет материальных ценностей, учет основных средств, учет заработной платы, головной модуль «Оборотный баланс» и иногда «Склад»;

-расширенный комплекс, который дополняется АРМ «Банк», «Касса», «Подотчетные лица», «Дебиторы - кредиторы», «Учет затрат на производство», «Сбыт» и т. п.;

-специализированный комплекс, который может включать нетрадиционный набор АРМ, как правило, это специализированные отраслевые комплексы.

Особенностью сетевых версий бухгалтерского учета является возможность сетевого обмена данными внутри каждого АРМ и между различными АРМ. Дело в том, что на средних и крупных предприятиях, даже в условиях установки отдельной машины под каждое АРМ, начинают сказываться ограничения, связанные с медленным вводом информации по сети. «Поэтому в сетевой версии появляется возможность как бы расщепления каждого функционального АРМ на произвольное множество себе подобных, что дает возможность организации всего обмена данными по сети и одновременной работы различных АРМ с доступом к любой разрешенной информации».

Рассмотренная выше классификация бухгалтерского программного обеспечения ориентируется на возможности персональных компьютеров. Поэтому следует отметить, что там, где с задачей автоматизации бухгалтерского учета не справляется сетевая версия, лежит предел использования персональных компьютеров. «Для решения более сложных задач используются рабочие станции, мини - и макси ЭВМ».

Российский рынок бухгалтерского и финансового программного обеспечения достаточно стремительно развивается вслед за мировым. В России интерес к указанному рынку претерпел несколько стадий. Первая из них относится к первым шагам перестройки. Поток персональных компьютеров из-за рубежа сопровождался переносом ряда программ с больших машин и созданием «на коленке» программ - самоделок для комплектации ими продаваемых «программно - аппаратных комплексов», основная ценовая нагрузка в которых падала на программное обеспечение.

Вторая стадия связана с рождением в России большого числа коммерческих структур, которые требовали ведения быстрой и простой бухгалтерии. Спрос рынка был удовлетворен рядом фирм, сумевших быстро и достаточно успешно откликнуться на потребности рынка. Среди этих фирм выделяются по степени распространенности их продукции «1C» («1C: Бухгалтерия»), «Хакер Дизайн» («Финансы без проблем»), ДИЦ («Турбо - бухгалтер»). Многие фирмы и группы программистов разрабатывают в это время такого рода программы под заказ. В дальнейшем наиболее успешные из этих разработок появились на рынке, в том числе разработки фирм «Инфо Софт», «Паритет Софт», «Инфин», «Парус», «Атлант - Информ» и др., регулярно представляемые на выставках «SofTool» отечественные разработки ПО. «Эти программы позволяли работать бухгалтерам разной квалификации, включая и тех, кто недавно переквалифицировался из многочисленной армии инженеров».

Третья стадия развития рынка ПО для бухгалтерского учета связана с переходом от упрощенного учета к профессиональному. В современных разработках серьезное внимание уделяется возможности работы в компьютерных сетях, накоплению статистики, работе с несколькими планами счетов, анализу финансовой деятельности. Рынок отреагировал на эти потребности, и, анализируя его современное состояние, можно отметить наличие большинства из указанных возможностей в современных системах.

Можно утверждать, что на подходе четвертая стадия Развития ПО для бухгалтерии, связанная с переходом от чисто бухгалтерского к управленческому учету. Эта тенденция наиболее зримо прослеживается на зарубежном рынке ПО для крупных предприятий, но начинает проявляться и в России.

2.2.Общие принципы построения и возможности программ автоматизации бухгалтерского учета

В настоящее время существует очень много разнообразных программных средств для автоматизации бухгалтерского учета. Практически все они предлагают стандартный набор инструментов для облегчения труда бухгалтера и лучшей организации бухучета. Программы позволяют автоматизировать следующие участки бухгалтерского учета: банк, касса; основные средства и нематериальные активы; учет товарно-материальных ценностей; валютный учет; учет произведенной продукции и оказанных услуг; расчеты с организациями; расчеты с подотчетными лицами; расчеты по заработной плате; расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами. «Помимо этого, некоторые программы позволяют вести складской учет в рамках бухгалтерии».

Кроме того, некоторые фирмы-разработчики программного обеспечения пошли по пути комплексной автоматизации деятельности предприятий. В число таких программ входит, например, комплексы «1С: Предприятие», «Галактика». Они обеспечивают автоматизацию не только бухгалтерского учета, но и планово-экономической деятельности, торговли и других сфер деятельности.

Учет в программах построен на основе регистрации исходных данных - бухгалтерских проводок, порождаемых хозяйственными операциями. Чтобы хозяйственная деятельность предприятия была отражена в полной мере, в программу необходимо вносить все проводки, что может выполняться разными способами:

Вручную.

С использованием так называемых типовых операций, в которых каждой операции соответствует группа проводок, причем суммы некоторых проводок могут рассчитываться автоматически. К ним относятся, например, начисление заработной платы и покупка валюты. Это позволяет упростить ввод большого количества таких стандартных проводок.

С помощью первичных документов.

Для работы с первичными документами в программах предусмотрен большой набор стандартных первичных документов бухгалтерского учета (накладных, счетов на оплату, приходных и расходных кассовых ордеров, платежных поручений и т. д.). Также предусмотрена возможность создания и настройки первичных документов любых других видов.

Для организации аналитического учета программы позволяют использовать практически любое количество справочников объектов аналитического учета. Кроме того, в программах предусмотрено ведение валютного учета: для этого используются справочники видов валют и их курсов.

Следующий обязательный момент в бухгалтерском учете - отчетность. В типовых конфигурациях предусмотрены, настроены и готовы к использованию стандартные формы бухгалтерской отчетности. «Произвольные формы отчетности могут настраиваться самим бухгалтером или программистом».

Вместе с тем важно понимать, что мало просто купить компьютер и какую-нибудь бухгалтерскую программу. Иногда бывает необходимо немного «перестроить» свой бухгалтерский учет, поменять привычный ход работы бухгалтера. Особенно часто это случается, когда бухгалтерский учет крупного предприятия приходится вести не на одном, а на нескольких компьютерах. В каждой конкретной ситуации могут быть свои особенности.

2.3. Принципы выбора программ

Основными принципами, которыми следует руководствоваться при выборе готовой программы, являются:

-производительность программы. При выборе программы прежде всего необходимо учитывать «размер» бухгалтерии, т. е. Тот объем бухгалтерских операций, с которыми предстоит работать программе. Рекомендуется выбирать программу с некоторым запасом производительности.

-соотнесение пользы и затрат. Польза, которую принесет приобретаемая программа должна превосходить затраты, связанные с ее приобретением, доработкой, адаптацией.

-контроль и безопасность данных. Желательно, чтобы все данные, введенные в программу, были надежно защищены и от несанкционированного доступа к ним, и от случайного их удаления. Программа должна осуществлять контроль над вводом информации и доступом к ней, а также создавать архивные копии файлов, содержащих бухгалтерскую информацию.

-совместимость. Приобретаемая программа должна быть совместимой с организационной структурой конкретного предприятия, либо должна иметь возможность настройки на него.

-гибкость. При выборе программы необходимо ориентироваться на то, чтобы она предоставляла возможность для настройки Плана счетов, стандартных проводок и операций, позволяла создавать новые и редактировать уже существующие отчетные формы и т. п.

Информация о работе Роль информационных технологий в бухгалтерском учете