Роль органов государственной власти и местного самоуправления в создании единого информационного пространства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:38, лекция

Описание работы

В отдельных случаях региональные и федеральные АС могут создаваться как интегрированные АС. В соответствии с ГОСТ 34.003–90 интегрированной АС является совокупность двух или более взаимоувязанных АС, в которых функционирование одной из них зависит от результатов функционирования другой (других) так, что эту совокупность можно рассматривать как единую АС. Поэтому при создании интегрированной АС необходимо обеспечивать совместимость АС, что требует разработки единых компонентов информационного, правового, организационного и других видов обеспечения.

Файлы: 1 файл

Тема 2.doc

— 56.50 Кб (Скачать файл)

Тема 2.  Роль органов государственной власти и местного самоуправления

в создании единого информационного пространства

 

Современное развитие информационных технологий и сетей передачи данных обеспечивает возможность создания региональных и федеральных АС различного назначения. Необходимо отметить, что в управленческой, экономической и социальной сферах АС практически всегда являются (в соответствии с ГОСТ 34.003–90 и РД 50-680-88) автоматизированными системами обработки и передачи информации (АСОИ). Поэтому подключение ЛВС учреждений, организаций, предприятий к федеральным и международным сетям передачи данных позволяет достаточно просто и быстро организовать электронную почту, обмен информацией между удаленными ПК и ЛВС, т.е. создать АСОИ регионального или федерального уровней.

 

В отдельных случаях  региональные и федеральные АС могут  создаваться как интегрированные АС. В соответствии с ГОСТ 34.003–90 интегрированной АС является совокупность двух или более взаимоувязанных АС, в которых функционирование одной из них зависит от результатов функционирования другой (других) так, что эту совокупность можно рассматривать как единую АС. Поэтому при создании интегрированной АС необходимо обеспечивать совместимость АС, что требует разработки единых компонентов информационного, правового, организационного и других видов обеспечения. При этом некоторые информационные, правовые и организационные документы такой АС утверждаются на соответствующем уровне (главой администрации города, главой администрации края, министерствами, Правительством РФ и т.п.). Примером такой интегрированной АС является государственная АС “Выборы”. В этой АС результаты выборов на местном уровне являются исходной информацией на уровне субъектов РФ, а результаты выборов на уровне субъектов являются исходной информацией для Центральной избирательной комиссии РФ.

 

Информационные ресурсы  представляют собой отдельные документы  и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем). К ним относятся рукописные, печатные и электронные издания, содержащие нормативную, распорядительную, фактографическую, справочную, аналитическую и другую информации по различным направлениям общественной деятельности (законодательство, политика, демография, социальная сфера, наука, техника, технология и т.д.).

 

Создание систем формирования, распространения и рационального  использования информационных ресурсов должно осуществляться на основе комплексного подхода, который включает:

 

выделение и создание ключевых организационных, управленческих и социальных структур, активно использующих интеграционные процессы и выполняющих роль межведомственных систем, способных стать движущей силой глобальной информатизации;

 

организацию в этих структурах процесса системной интеграции существующих и разрабатываемых информационных объектов;

 

адаптацию существующих локальных систем формирования, распространения  и рационального использования информационных ресурсов к современным информационным технологиям и новым требованиям социально-экономического развития;

 

использование различных  информационных технологий на основе сбалансированной нормативно-правовой, финансовой и социальной поддержки  разнородных технологий формирования, распространения и рационального  использования информационных ресурсов с активным сближением их в процессе системной интеграции.

 

Особое место в развитии информационных ресурсов и информационных систем занимают создание развитой системы информационной поддержки деятельности органов власти и местного самоуправления, а также создание единой системы нормативно-правовых баз данных в составе информационно-правового пространства России.

 

Мировой опыт развития информационных систем показал - без участия органов государственной власти создать единое информационное пространство невозможно! Поэтому органы государственной власти должны выступать организующей, консолидирующей и направляющей силой в этой сфере, а не ограничиваться задачей создания собственной корпоративной информационной системы. Для эффективного управления страной, регионом или муниципальным образованием необходимо создание адекватной информационно-аналитической системы, моделирующей состояние управляемого объекта и его поведение при тех или иных управляющих воздействиях, либо при их отсутствии. Именно такая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления должна быть положена в основу системы информационной поддержки.

 

Разрабатывая технологию создания распределенных баз данных, следует предусмотреть переход  на сквозную технологию сбора информации, предоставив программные средства непосредственно субъектам, ведущим наблюдения, с максимальным соблюдением требований по обеспечению безопасности и защиты информации от несанкционированного доступа.

 

Основу обслуживания пользователей информации составляют услуги, связанные с передачей информации (информационный транзит) и с предоставлением в пользование информационных ресурсов. Пользователи-граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения-обладают равными правами на доступ к информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом. Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей информацией из информационных ресурсов на основе законодательства, уставов указанных органов и организаций, положений, а также договоров.

 

В современных условиях, с точки зрения дальнейшего развития, следует основное внимание уделять использованию в государственном и муниципальном управлении Internet/Intranet-технологий, геоинформационных систем, корпоративных систем электронного документооборота, поддержке и развитию удаленного доступа через компьютерную сеть к различным информационным ресурсам с использованием Internet/Intranet-технологий.

 

Для организации единого информационного  пространства большое значение имеет  разработка пакета нормативных документов, регламентирующих отношения, возникающие при формировании, передаче и использовании информационных ресурсов, защиту информации:

 

о владении, распоряжении и пользовании  информационными ресурсами, в первую очередь, массивами государственной и муниципальной информации;

 

о соблюдении прав интеллектуальной собственности и охране авторских прав в условиях открытых информационно-вычислительных сетей;

 

о правилах формирования и ведения  баз и банков данных, реестров информационных ресурсов;

 

о сертификации информационных услуг  и лицензировании информационной деятельности;

 

о регламенте функционирования и доступности  информационных ресурсов;

 

о правах пользователей телекоммуникационных и информационных ресурсов.

 

Другой важной составляющей нормативно-правовой базы является пакет нормативно-технических  документов. Он должен быть направлен на стандартизацию и унификацию процедур информационного обмена между федеральными, региональными и ведомственными информационными системами; внедрение концепции открытых систем; обеспечение совместимости открытых банков данных; организацию распределенной обработки информации на прикладном уровне; построение специализированных профилей и т.д. Этот пакет документов должен обеспечить функционирование общегосударственной и региональных систем классификаторов экономической и статистической информации, включающих порядок использования общероссийских, межотраслевых и отраслевых классификаторов, их увязку и перекодирование, а также порядок создания и ведения региональных классификаторов, реестров, регистров и справочников.

 

Информационная политика в России, которая определяет стратегию  и тактику информатизации, разрабатывается и реализуется на следующих пяти уровнях: государственном (федеральном), отраслевом, региональном, отдельного хозяйствующего субъекта, индивидуальном.

 

Политика должна быть направлена на создание единого информационного  пространства России, которое представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и  использования информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.

 

Интегрированная информационная среда, как основа единого информационного  пространства, должна включать в себя следующие главные компоненты:

 

телекоммуникационную  среду;

 

информационные ресурсы, информационные системы и механизмы  предоставления услуг на их основе;

 

организационную инфраструктуру, обеспечивающую функционирование и  развитие информационной среды;

 

систему подготовки и  переподготовки специалистов и пользователей  информационной среды.

 

Интегрированная информационная среда должна рассматриваться как  комплекс взаимоувязанных и взаимодействующих отраслевых, корпоративных и проблемно-ориентированных информационных сред, в том числе:

 

органов государственной  власти и местного самоуправления;

 

социальной, индивидуально-бытовой  и правовой сфер (наука, высшая школа, образование, культура, средства массовой информации, здравоохранение, социальное обеспечение, занятость, жилищно-коммунальные службы, юридические консультации и т.д.);

 

сферы производства и  производственной инфраструктуры (сельское хозяйство, промышленность, энергетика, связь, транспорт, строительство и т.д.);

 

сферы рыночной инфраструктуры (банки, фонды и т.д.).

 

Таким образом, создание интегрированных АС является основным направлением информатизации государственного и муниципального управления, а также создания информационной системы города и области (края, республики), позволяет обеспечить системное представление управляемой территории.

 

В России сейчас реализуется  Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)" (далее именуется-Программа), над которой работает несколько государственных структур (веб-сайт http://www.hse.ru/~erussia/pressa06-07_02.htm

 

Программа должна обеспечить формирование нормативной правовой базы в сфере ИКТ, развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктур, сформировать условия для подключения к открытым информационным системам (в том числе посредством сети Интернет), а также обеспечить эффективное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе широкого внедрения ИКТ. В процессе выполнения Программы будут определяться общие направления развития ИКТ (основные принципы, стандарты и типовые решения по реализации различных проектов) как одного из основных направлений социально-экономического развития страны.

 

 

Для достижения целей  Программы необходимо решить следующие задачи:

 

сформировать эффективную  нормативную правовую базу в сфере  ИКТ, регулирующую, в том числе, вопросы  обеспечения информационной безопасности и реализации прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации;

 

повысить эффективность взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления как между собой, так и с хозяйствующими субъектами и гражданами на основе использования современных ИКТ;

 

обеспечить условия  для повышения эффективности  и более широкого использования ИКТ в экономической и социальной сферах;

 

повысить уровень подготовки и переподготовки кадров за счет совершенствования  образования на базе ИКТ;

 

содействовать развитию независимых средств массовой информации посредством стимулирования внедрения ИКТ в их деятельность;

 

содействовать развитию телекоммуникационной инфраструктуры и возможностей подключения к открытым информационным системам для граждан и хозяйствующих субъектов, а также существенно повысить качество предоставляемых услуг в этой области;

 

сформировать единую информационную и телекоммуникационную инфраструктуру, необходимую для совершенствования работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий и других организаций;

 

сформировать условия, необходимые для широкого использования на товарных рынках России механизмов электронной торговли, способствующих ускорению продвижения товаров (услуг), поддержанию стабильного воспроизводства, удовлетворению нужд потребителей и повышению эффективности управления поставками продукции для федеральных государственных нужд.

 

Программа рассчитана на период с 2002 по 2010 гг. Реализация должна происходить поэтапно: первый этап (2002 год)-формирование "институциональных предпосылок к реализации мероприятий программы"; второй (2003-2004 гг.)-"организационные мероприятия по расширению и развитию проектов по интерактивному взаимодействию органов государственной власти и местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами", формирование "единой телекоммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций, центров общественного доступа к информационным сетям"; третий (2005-2010 гг.)-"создание предпосылок для массового распространения информационных технологий в экономике, а также для полной реализации прав граждан на доступ к информации и экономическую деятельность на основе использования информационных технологий".

Информация о работе Роль органов государственной власти и местного самоуправления в создании единого информационного пространства