Сеть Интернет и Киберпреступность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 12:01, реферат

Описание работы

"Информационная революция" застигла Россию в сложный экономический и политический период и потребовала срочного регулирования возникающих на ее пути проблем. Между тем, как известно, правовые механизмы могут быть включены и становятся эффективными лишь тогда, когда общественные отношения, подлежащие регулированию, достаточно стабилизировались. Необходимость досрочной разработки юридических основ информационных отношений привела к поспешному и не всегда корректному формированию ряда базовых правовых понятий в этой области с их уточнением в каждом следующем нормативном акте. Сейчас, когда создан и принят ряд базовых нормативных актов в области информационных отношений, наступило время для их применения на практике.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………...……..…3
2. Компьютерная информация, как объект правовой защиты……………..5
3. Общая характеристика преступлений в компьютерной сфере по современному Российскому законодательству……………………….8
4. История появления и развитие преступлений в сфере высоких информационных технологий…………………………………………......9
5. Международный и отечественный опыт борьбы с компьютерными преступлениями……………………………………………………….…..11
6. Развитие научно – технического прогресса……………………………..15
7. Заключение……………………………………………………………......20
8. Библиографический список………………………………………………22

Файлы: 1 файл

«Сеть Интернет и Киберпреступность».doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Подобная картина требует  кардинальных решений на международном  уровне. И первые попытки уже сделаны.

"Мы отстаем от  преступников на один шаг, а  должны быть на шаг впереди" - так сформулировал главную задачу  стран - членов "восьмерки" в  борьбе с киберпреступностью  министр внутренних дел Великобритании  Джек Стро.

Британского коллегу  поддержала министр юстиции США Джанет Рино, заявившая:

"Мы больше не  можем бороться с преступлениями XXI века с помощью инструментов XIX века. Точно так же, как компьютеры  помогают преступнику, они могут  помочь правоохранительным ведомствам". Стро и Рино выступили на  пресс-конференции по итогам состоявшейся в Вашингтоне встречи руководителей правоохранительных органов Великобритании, Германии, Италии, Канады,

России, США, Франции и  Японии. На этой встрече был принят план совместных действий по борьбе с  киберпреступностью, который предусматривает резкую активизацию сотрудничества правоохранительных органов стран "восьмерки". В частности, в соответствии с этим планом будет установлена круглосуточная связь для "своевременного, эффективного реагирования" на транснациональные преступления в сфере высоких технологий. Планом оговариваются также выделение "в достаточном количестве подготовленного и оснащенного специальным оборудованием персонала", "разработка средств быстрого выслеживания идущих по компьютерным сетям атак" с целью оперативного установления компьютерного взломщика. Если высылка преступника в силу его национальной принадлежности невозможна, страны "восьмерки" обязуются применить к нему те же судебные меры и выделить такие же ресурсы, какие бросила бы на это потерпевшая страна. По словам руководителей правоохранительных органов стран "восьмерки", это обязательство имеет крайне важное значение, так как слишком часто преступник покидает страну, в которой совершил преступление, и возвращается к себе на родину, надеясь укрыться от правосудия. Министры договорились также предпринять шаги, которые должны помешать киберпреступникам изменять или уничтожать "электронные улики" преступления в компьютерных сетях. Решено доработать действующие национальные законодательства таким образом, чтобы в них содержалось четкое определение компьютерного преступления. Страны "восьмерки" намерены активнее сотрудничать с компаниями – изготовителями ЭВМ в разработке новых технических решений, облегчающих задачу предотвращения или обнаружения этого вида преступлений и наказания за них. Предполагается использование таких технологий, как видеосвязь, позволяющая получать показания у свидетелей, где бы те ни находились. По словам министра юстиции США Рино, выступившей в роли хозяйки встречи, эти шаги "знаменуют огромный прогресс в наших усилиях по борьбе со всеми видами преступлений, совершаемых с помощью компьютера".

Участники встречи приняли  коммюнике, в котором подчеркивается, что "характер современных коммуникаций не позволяет ни одной стране в одиночку бороться с проблемой преступности в сфере высоких технологии" и требует выработки общего подхода.

Надо отметить, что  российские правоохранительные органы (МВД, ФСБ, ФАПСИ, Прокуратура...) в достаточной степени осознали угрозу которую таит в себе информатизация ощества и государства. В меру возможностей, отпущенных скундным финансированием ведомства пытаются делать упреждающие шаги.

Один из самых крупных  проектов "компьютеризации" России знаменитые компании SIEMENS NIXDORE и ORACLE осуществляют совместно с Министерством внутренних дел. Когда работа будет закончена, отечественные сыщики будут обладать одной из самых современных и самых мощных информационных сетей в мире.

Создавать компьютерную сеть МВД у нас начали еще в 1991году, понимая, что с бумажными  картотеками много преступников не наловишь.

Контракт подписали  с немецкой фирмой Siemens Nixdorf, известной  своей основательностью и качеством. Программное обеспечение для  управления базами данных, в которых  МВД хранит миллионы записей, приобретено  у не менее знаменитой американской фирмы Oracle. Правда, до прикладной базы, которая бы помогала разбираться в массивах милицейской информации, иностранцев допустили только на расстояние "вытянутой руки": основные программы разработаны в Новосибирске специальным Центром разработки МВД. Создание милицейской компьютерной сети, которая в конце концов должна раскинуться от Калининграда до Южно-Сахалинска, - сегодня один из немногих глобальных российских информационных проектов, который выполняется четко и в положенные сроки.

Остается пожелать, чтобы  подобная сеть сама не стала объектом посягательств преступников.

В завершение хочется  заметить, что страховые компании всерьез предлагают страховать риски  безопасности информации.

Так страховая компания "Интеррос-Согласие" приступила к страхованию банковских рисков.

"Интеррос-Согласие" будет страховать банки от  хищения или потери денежных  и других ценностей при перевозке,  от финансовых потерь в результате  мошенничества персонала банка,  подделок и подлогов ценных  бумаг, электронных и компьютерных преступлений.

Эти риски "Интеррос-Согласие" намерена перестраховывать на лондонском страховом рынке, российские компании привлекаться к перестрахованию  не будут.

В основе нового страхового продукта лежат используемые в мировой  практике условия страхования банковских рисков Bankers Blanket Bond (B.B.B.).

При подготовке этого  продукта специалисты "Интеррос-Согласия" провели ряд консультаций с британской страховой брокерской фирмы Johnson&Higgins, которая является одним из лидеров в мировом банковском страховании.

 

Развитие научно – технического прогресса.

Следует отметить, что  развитие научно-технического прогресса  в XX в., обусловившее появление научно-технических достижений глобального значения, связано с новыми проблемами, затрагивающими интересы не только отдельных лиц и государств, но и международного сообщества в целом. Появление новых научно-технических объектов как результат извечного и постоянного стремления человечества к познанию окружающего мира относится, несомненно, к прогрессивным явлениям, но использование этих объектов может повлечь как позитивные, так и негативные последствия, так как неразрывно связано с рядом этических, политических и правовых проблем ответственности государств и индивидов.

С распространением производства компьютеров в 50-х гг. XX в. и появлением технологий электронных коммуникаций в 70-х гг. преодоление негативных последствий использования новых технических достижений постепенно трансформировалось из проблемы, разрешаемой в пределах отдельных государств, в проблему межгосударственного сотрудничества.

Для анализа проблем  межгосударственного сотрудничества по борьбе с компьютерными преступлениями первостепенное значение имеет определение  компьютерного преступления как  международно-правовой категории.

В настоящее время термин «компьютерные преступления» используется в ряде международно-правовых документов.

Под международным преступлением  понимается деяние, возникающее в  результате нарушения государством международного обязательства, столь  основополагающего для жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение международным сообществом рассматривается как преступление. При использовании глобальных компьютерных систем будут действовать положения ст. 4 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 07 марта 1966 г. об осуждении государствами-участниками всякой пропаганды, основанной на идеях превосходства одной расы или группы лиц определенного цвета кожи или этнического происхождения, или пытающейся оправдать или поощрять расовую дискриминацию в какой бы то ни было форме. Кроме того, пункт «с» ст. 3 Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 09 декабря 1948 г. содержит запрет на прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида, которое может быть осуществлено с использованием технологий электронных коммуникаций. Более того, компьютерные сети могут быть использованы для подготовки и координации совершения других международных преступлений, а компьютеры, управляющие военными объектами, могут непосредственно служить средством агрессии. Представляется вполне обоснованным отнесение международных преступлений, связанных с использованием компьютерной техники, к особой группе компьютерных преступлений.

С использованием компьютеров  может быть совершен также и ряд преступлений международного характера - деяний, предусмотренных международными договорами и посягающих на нормальные отношения между государствами, наносящих ущерб мирному сотрудничеству в различных областях отношений, а также организациям и гражданам, наказуемых либо согласно нормам, установленным в международных договорах, либо нормам национального законодательства в соответствии с этими договорами. В частности, противоправным является распространение по компьютерным сетям порнографических предметов, анонсирование или оглашение каким бы то ни было путем (в целях поощрения оборота или торговли порнографическими предметами), что какое-либо лицо занимается их распространением или торговлей, а также способов их получения, что следует из положений ст. 1 Международной конвенции о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими от 12 сентября 1923 г.

Следует отметить, что  в настоящее время глобальный характер приобрели различные способы  мошенничества с использованием компьютеров, в частности в банковских сетях, распространение программного обеспечения и баз данных без получения необходимых лицензий от лица, обладающего правами на соответствующие объекты интеллектуальной собственности, и другие правонарушения, связанные с функционированием компьютеров. Не могут не вызывать опасений за состояние международного мира и безопасности периодически появляющиеся в печати сообщения о «взломе» хакерами баз данных и программного обеспечения Пентагона.

В целях эффективной  борьбы с неправомерным использованием компьютерной техники компьютерные преступления не должны пониматься в узком смысле, как они понимаются в актах ОЭСР и Совета Европы, предусматривающих достаточно ограниченный перечень компьютерных преступлений, непосредственно связанных с нарушением нормального функционирования компьютеров. Для определения понятия компьютерных преступлений в первую очередь следует учитывать способ их совершения.

Таким образом, к компьютерным следует отнести все преступления, совершаемые с использованием отдельных компьютеров либо технологий электронных коммуникаций.

Не исключено, что с  развитием компьютерных сетей государства  будут согласовывать новые нормы, содержащие меры по борьбе с правонарушениями, связанными с использованием компьютеров, и круг преступлений международного характера расширится.

Компьютерная преступность в условиях функционирования глобальных компьютерных сетей приобретает  транснациональный характер, вследствие чего меры борьбы с ней должны предусматриваться  не только в национальном законодательстве.

Проблемы, возникающие  в процессе сотрудничества государств в борьбе с компьютерными преступлениями, равно как и проблемы, связанные  с сотрудничеством по пресечению и наказанию иных категорий преступлений, можно подразделить на следующие  группы:

1) определение места совершения преступления;

2) выявление преступления и выдача преступников;

3) расследование преступления;

4) судебное преследование, в том числе передача судопроизводств;

5) определение места отбывания наказания за совершенное преступление.

В отношении компьютерных преступлений проблемы определения  места совершения преступления, выявления  преступления и его расследования  являются наиболее сложными. Указанные  преступления имеют высокую степень  латентности, способы их совершения обусловливают значительные трудности в раскрытии, поскольку преступники, используя компьютер и коды доступа, остаются, по существу, анонимными. Более того, раскрытие таких преступлений возможно только вследствие привлечения высококвалифицированных специалистов в области компьютерной техники, обладающих не меньшим уровнем знаний, чем хакеры. Раскрытие преступлений усложняется и тем, что преступник, как правило, может находиться в одном государстве, а результаты преступной деятельности проявляются на территориях других государств.

Что касается определения  места совершения преступления, то государства могли бы установить соответствующие правила путем  заключения многостороннего договора. Представляется целесообразным предусмотреть  в договоре положение, согласно которому местом совершения компьютерного преступления должна признаваться территория того государства, где наступили последствия совершенного деяния. Но в случае, когда известно, с какого компьютера был произведен ввод данных и иные действия, представляющие собой преступное вмешательство в функционирование других компьютеров, в том числе и находящихся на территории иностранных государств, место нахождения такого компьютера должно признаваться местом совершения преступления. Место совершения преступления может быть определено отдельно для каждого деяния, даже если они совершались одним и тем же лицом.

Более сложной является проблема указания национальных органов, которые компетентны расследовать компьютерное преступление. В многостороннем договоре можно согласовать общее правило о расследовании компьютерных преступлений по месту их совершения с рядом исключений из общего правила. Во-первых, компьютерные преступления могут быть совершены на территории государства, которое не обладает необходимыми техническими приспособлениями, а также не имеет специалистов для их расследования. В таком случае возможна передача возбужденного уголовного дела для расследования органам другого государства после консультаций между компетентными представителями соответствующих государств. Во-вторых, если компьютерные преступления совершены одним и тем же лицом, возможна передача дела для расследования органам государства, где соответствующее лицо имеет место жительства, либо гражданином которого указанное лицо является. В-третьих, при совершении одним и тем же лицом компьютерных преступлений, последствия которых имели место в нескольких государствах, уголовные дела в отношении данного лица могут быть возбуждены в каждом из государств. Затем путем взаимных консультаций государства могут договориться о расследовании дела органами одного государства либо создании совместного органа по расследованию данного дела. В-четвертых, передача материалов уголовного дела, возбужденного по факту совершения компьютерного преступления, возможна и компетентным органам по месту жительства либо нахождения потерпевшего, если расследование дела этими органами будет соответствовать интересам потерпевшего и целям быстрого и полного установления всех обстоятельств дела.

Информация о работе Сеть Интернет и Киберпреступность