Система управления знаниями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 12:04, доклад

Описание работы

В СУЗ знаниями называют все виды информации, включая неструктурированный контент (письма, эскизы, фото), данные (в базах данных и хранилищах данных), и знания (как закономерности предметной области, позволяющие специалистам решать свои задачи).
Обмен и передача знаний в рамках одной организации обычно принимают форму создания баз знаний, обеспечивающих накопление и повторное использование знаний. Передача знаний и опыта между организациями формирует рынок знаний, для ориентации в котором создаются соответствующие инструменты.

Файлы: 1 файл

Knowledge Management.docx

— 22.78 Кб (Скачать файл)
  1. Введение и некоторые классификации

 

В СУЗ знаниями называют все виды информации, включая неструктурированный контент (письма, эскизы, фото), данные (в базах данных и хранилищах данных), и знания (как закономерности предметной области, позволяющие специалистам решать свои задачи).

Обмен и передача знаний в рамках одной организации обычно принимают форму создания баз  знаний, обеспечивающих накопление и  повторное использование знаний. Передача знаний и опыта между  организациями формирует рынок  знаний, для ориентации в котором  создаются соответствующие инструменты.

Таким образом, ресурсы знаний в широком смысле могут находиться в различных местах — в базах  данных, базах знаний, картотечных  блоках, у специалистов — и рассредоточены по всему предприятию.

Все инструменты СУЗ разбиты на 7 классов: (слайд)

Среди многообразия программных продуктов выделяют три категории, которые полностью поддерживают решение задач УЗ:

 

А. Технологии доступа к  информации - поиск по ключевым словам и сложные запросы .

В. Совместная работа и социально-ориентированное ПО - Эти программные продукты поддерживают коммуникации (мгновенные сообщения, почту, IP-телефонию, видео-конференции) и предоставляют единую виртуальную рабочую среду, включающую wiki (термин описандалее), совместную работу с документами, рабочие доски и пр..

С. Системы управления контентом (Enterprise Content Management), которую также можно рассматривать как инфраструктуру для представленных выше групп - Эта группа программ включает различные иструменты для гибкой и надежной работы с документами, например, регистрацию, управление версиями, безопасность, сканирование и распознавание. Также сюда относят создание архивов, наполнение, обновление и структурирование содержимого сайтов, организация взаимодействия с посетителями сайтов.

 

Две первые категории соответствуют 2-м различным взглядам на знание:

1. Знание как «запас». Согласно этому подходу, знание – это актив, продукт, который может существовать независимо от человека и управление которым подобно управлению любыми другими ресурсами.

2. Знание как «поток». В таком подходе знание не может передаваться как некий объект, поскольку в формирование знания вносит существенный вклад человек-участник процесса передачи. Данный взгляд объясняется тем, что знание – результат интерпретации информации в определенном контексте. Знание не передается, а воссоздается в мозгу человека при получении информации в соответствии с исходными знаниями, опытом, ценностями и ожиданиями.

На практике оба взгляда  часто сочетаются.

 

  1. Архитектура СУЗ и ее реализация

Для описания типичной современной  архитектуры СУЗ мы несколько  адаптировали рисунок из работы.

Нижний уровень архитектуры (слайд) обеспечивает получение знаний из разнородных источников информации.

Промежуточный уровень обеспечивает хранение данных, управление версиями, доступом, передачу данных для взаимодействия с внешними системами и хранилищами, обработку запросов и логический вывод.

Пользовательские  приложения предоставляют пользователям доступ к знаниям, находящимся в системе.

Представленная на рис. архитектура может воплощаться в СУЗ полностью или частично. В одних случаях упор может делаться на программную реализацию задач уровня пользовательских приложений – поиск, визуализацию знаний, в других на получение, хранение, интеграцию знаний. В первом случае программная реализация, скорее всего, будет носить имя «портала знаний», во втором «корпоративной памяти» или «базы знаний».

 

А) Корпоративная  память

Корпоративная память (КП) хранит информацию из различных источников предприятия и делает эту информацию доступной специалистам для решения  производственных задач.

Примером систем УЗ на основе корпоративной памяти могут служить  Organisational Memory Information Systems (OMIS), предназначенные для накопления и управления знаниями предприятия. ОМIS часто используют вспомогательные справочные системы, так называемые helpdesk-приложения. Основные функции OMIS:

  • Сбор и систематическая организация информации
  • Интеграция с существующими автоматизированными системами
  • Обеспечение нужной информации по запросу (пассивная форма) и при необходимости (активная форма).

Конечная цель OMIS состоит  в обеспечении доступа к знанию всякий раз, когда это необходимо.

 

Б) Порталы  знаний и карты знаний

Корпоративный портал —  это система, которая объединяет все имеющиеся у организации  информационные ресурсы (приложения, базы и хранилища данных, аналитические  системы и пр.) и, используя web-интерфейс, предоставляет пользователям единый защищенный доступ к корпоративной и внешней информации.

Некоторые полезные свойства порталов, упоминаемые в различных  источниках: (слайд)

Часто на порталах располагают карты знаний (Рис.), которые сочетают «большую карту» компании и каталог детальных знаний в визуальной форме. Карта знаний служит навигационным помощником для поиска. Карта знаний описывает источники, потоки и границы знаний организации. Карты знаний могут указывать как на людей, так и на документы и базы, объединяя ЧТО- , ГДЕ- и КТО- знания.

В результате достигается  минимизация объема информации, большая  ясность, наглядность и доступность.

 

  1. Заключение

Информационные технологии не решают всех проблем управления знаниями, напротив, они могут породить и дополнительные сложности –  при разработке и внедрении. Однако, при умелом использовании, программные  средства УЗ могут помочь перевести  инфраструктуру знаний компании на новый  материально-технологический уровень, и превратить ее в мощный инновационный  ресурс.


Информация о работе Система управления знаниями