Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:36, реферат
В мире существует множество систем управления базами данных. Несмотря на то, что они могут по-разному работать с разными объектами и предоставляют пользователю различные функции и средства, большинство СУБД опираются на единый устоявшийся комплекс основных понятий. В качестве такого объекта мы выберем СУБД Microsoft Access, входящую в пакет Microsoft Office.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ 4
1.1. Системы управления базами данных 4
1.2. Настольные (локальные) СУБД 5
1.3. СУБД структуры «сервер-клиент» 7
2. БАЗА ДАННЫХ MS ACCESS 17
2.1. Microsoft Access - функционально полная реляционная СУБД 17
2.2. Предназначение СУБД Access 18
3. ПОСТРОЕНИЕ НЕБОЛЬШОЙ БАЗЫ ДАН-НЫХ……………………...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
Министерство образования и науки АР Крым
Таврический национальный университет
им. В.И. Вернадского
Факультет: экономический
Специальность: экономическая кибернетика
Реферат
на тему: СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ
Выполнила:
студент 5 курса
заочного отделения
Джамирова Тахмина
Зиядиновна
г. Симферополь
2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Базы данных (БД) составляют в настоящее время основу компьютерного обеспечения информационных процессов, входящих практически во все сферы человеческой деятельности.
Действительно, процессы обработки информации имеют общую природу и опираются на описание фрагментов реальности, выраженное в виде совокупности взаимосвязанных данных. Базы данных являются эффективным средством представления структур данных и манипулирования ими. Концепция баз данных предполагает использование интегрированных средств хранения информации, позволяющих обеспечить централизованное управление данными и обслуживание ими многих пользователей. При этом БД должна поддерживаться в среде ЭВМ единым программным обеспечением, называемым системой управления базами данных (СУБД). СУБД вместе с прикладными программами называют банком данных.
Одно из основных назначений СУБД – поддержка программными средствами представления, соответствующего реальности.
Предметной областью называется фрагмент реальности, который описывается или моделируется с помощью БД и ее приложений. В предметной области выделяются информационные объекты – идентифицируемые объекты реального мира, процессы, системы, понятия и т.д., сведения о которых хранятся в БД.
В мире существует множество систем управления базами данных. Несмотря на то, что они могут по-разному работать с разными объектами и предоставляют пользователю различные функции и средства, большинство СУБД опираются на единый устоявшийся комплекс основных понятий. В качестве такого объекта мы выберем СУБД Microsoft Access, входящую в пакет Microsoft Office.
Для взаимодействия пользователя с БД используются системы управления базами данных (СУБД), которые обеспечивают:
- набор средств для поддержки таблиц и соотношений между ними;
- развитый пользовательский
- средства программирования
Подход к построению СУБД значительно видоизменялся на протяжении почти 40 лет. На смену ВЦ предприятия и АСУП на их основе пришли персональные компьютеры и настольные (персональные) системы управления базами данных, затем с развитием коммуникаций появились распределенные системы и концепции управления крупными предприятиями - корпорациями на основе бизнес-процессов.
При этом в условиях динамичного изменения бизнес-процессов в последние годы сформулировался ряд определенных требований к функциональным возможностям тех СУБД, производители которых стремятся поддерживать свои продукты на высоком, конкурентоспособном уровне.
1. Создаваемые средствами СУБД приложения должны обладать высокой степенью мобильности и легко переноситься на разные компьютерные и сетевые платформы.
2.Коммуникационный обмен
3.Средства СУБД должны
4. Создание "менеджеров процессов" может быть эффективным только в таких условиях, когда средства программирования СУБД объектно-ориентированы и возможно создание стабильных приложений при динамичном изменении маршрутизации сквозь эти задачи.
5. Производителям СУБД следует обеспечить соответствие поставляемых ими продуктов открытым стандартам взаимодействия.
6. Расширение бизнес-процессов за пределы одной компании и необходимость создания глобальных информационных связей выдвигает серьезную задачу поддержки высокой степени готовности систем, работающих 24 часа в сутки все 365 дней в году.
Перечисленные требований к СУБД как
к интегрирующим звеньям
Важным этапом в развитии настольных систем управления базами данных стали СУБД dBASE III и dBASE III PLUS фирмы Ashton Tate (Ребус в отечественном варианте), которые по существу стали стандартом для программных продуктов данного класса. После версии "третья с плюсом" разрабатывался проект dBASE IV, результатом которого стал пакет-монстр, трудный в освоении и малоэффективный, что привело фирму к краху.
Фирма Fox Software начинала с FохBase. Поначалу этот продукт мало отличался от dBASE: он лишь значительно быстрее работал и имел ряд полезных функций, которых у dBASE не было (русская "пиратская" версия FoxBase называлась "Карат-М"). Потом появился FoxPro - этот продукт оказался достаточно мощным, и очень многие программисты перешли на него. В последствии этот продукт купила MicroSoft и выпустила свою версию FoxPro 2.5, затем превратив его в визуальный объектно-ориентированный продукт Visual FoxPro 3.0. с последующим развитием.
Компания Nantucket производила компилятор Clipper. Пакет Clipper имел преимущество перед другими XBASE-продуктами по той простой причине, что позволял создавать исполняемые модули (ЕХЕ-файлы). Кроме того, у него было одно важное свойство, актуальное и по сей день: он позволял быстро и довольно простыми средствами создавать корпоративные программы средней сложности (АРМ "Кадры", "Финансы", "Библиотека" и пр.). Второе очевидное преимущество - простота освоения. В Clipper многие компоненты были уже готовы или собирались из кусочков за считанные минуты, для DOS по тем временам это было большое достижение. Недостатком являлось то,что у Clipper не было своей среды разработки. Программы набирались в каком-нибудь редакторе, а потом компилировались и запускались. Развивая его как язык программирования, фирма Nantucket намеревалась сделать из Clipper нечто, подобное языку Си++. Ориентация на объектно-ориентированный язык программирования привела к тому, что Clipper nepeстал быть самим собой. Пропала простота освоения, а требования к ресурсам неимоверно возросли. Проект потерпел неудачу, эту фирму купила компания Computer Associates и новый производитель выпустил Windows-вариант доработанного продукта под названием Visual Objects.
Постепенно настольные системы становятся сетевыми, поскольку стоит даже небольшую организацию рассадить по нескольким удаленным друг от друга офисам - и вот уже без схемы «клиент-сервер» работать нельзя. Перерастание локальной информационной системы в клиент-серверную - нормальный процесс, но, конечно, работа в архитектуре «клиент-сервер» не самоцель. Нужно использовать ее только тогда, когда это дает действитепьный выигрыш, действительную отдачу. Поэтому основные производители настольных СУБД выстроили ряд продуктов – приложений современных 32-разрядных операционных систем: «настольная СУБД с возможностью подключения к распределенной базе данных с использованием стандартного языка SQL» – «визуальная объектно-ориентированная среда разработки» – «распределенная СУБД структуры «сервер - клиент» (например, Microsoft Access - FoxPro - SQL Server).
Современные настольные СУБД входят в состав интегрированных программных продуктов типа Office: MS Access из состава Office 95 и 97, Paradox 7.0 из состава Corel Office 97, Approach из состава Lotus SmartSuite 97.
Построение распределенных систем имеет важное значение, особенно в условиях бессистемного оснащения предприятия компьютерной техникой, когда многие уже, как правило, работают (или им необходимо работать) с системами, состоящими из множества компьютеров разного типа (серверов, мини-компьютеров, больших машин).
Централизованное хранение данных и доступ к центральной БД в условиях географически распределенной системы приводят к необходимости установления соединений между центральным сервером, хранящим данные, и компьютерами-клиентами. Большинство компьютеров-клиентов отделены от центрального сервера медленными и недостаточно надежными линиями связи, и работа в режиме удаленного клиента становится почти невозможной. Этим можно объяснить существующую ситуацию, когда в узлах распределенной системы функционируют группы автоматизированных рабочих мест (АРМ), абсолютно не связанные друг с другом.
Содержательная сторона задачи обычно требует обмена данными между группами АРМ, так как изменения в какие-либо данные могут вноситься в одной группе, а использоваться они могут в другой. На практике обмен информацией реализуется регламентной передачей файлов - через модемное соединение или «с курьером».
То, что данные доставляются к месту назначения не системными средствами, а путем экспорта/импорта файлов, приводит к необходимости участия человека в процессе обмена, а это влечет за собой малую оперативность поступления данных и необходимость реализации внешних механизмов контроля целостности и непротиворечивости. В результате возрастает вероятность появления ошибок. Кроме того, реализация всех алгоритмов обмена данными и контроля в этом случае возлагается на прикладных программистов, проектирующих АРМ. Объем работ по программированию и отладке подпрограмм обмена соответствует числу различных АРМ. Это также приводит к повышению вероятности сбоев в системе.
В современной технологии АРМ объединены в локальную сеть. АРМ - клиент выдает запросы на выборку и обновление данных, а СУБД исполняет их. Запросы клиента в соответствии с требованиями задачи сгруппированы в логические единицы работы (транзакции). Если все операции с базой данных, содержащиеся внутри транзакции, выполнены удачно, транзакция в целом также выполняется успешно (фиксируется). Если хотя бы одна из операций с БД внутри транзакции произведена неудачно, то все изменения в БД, происшедшие к этому моменту из транзакции, отменяются (происходит откат транзакции). Такое функционирование обеспечивает логическую целостность информации в базе данных.
При распределенной обработке изменения, проводимые приложением-клиентом, могут затрагивать более чем один сервер СУБД. Для поддержания целостности и в этом случае необходимо применение того или иного транзакционного механизма, реализуемого системными средствами, а не прикладной программой.
Но основной недостаток систем, построенных на распределенных транзакциях, - высокие требования к надежности и пропускной способности линий связи. Поэтому альтернативой распределенным транзакциям считается репликация (дублирование) данных. В таких системах одна и та же информация хранится в различных узлах. Согласование значений и распространение данных по узлам осуществляется автоматически. В зависимости от условий, специфицированных разработчиком, репликация может производиться либо сразу после наступления некоторого события (скажем, модификации строки таблицы), либо через заранее заданные интервалы времени (каждую минуту, каждый час и т.д.), либо в определенный момент времени (например, ночью, когда загрузка и стоимость линий связи минимальная). Если узел, в который выполняется репликация, в данный момент недоступен, информация об этом сохраняется в вызывающем узле, и репликация осуществляется после восстановления связи. Более того, гарантируется сохранение заданного вызывающим узлом порядка ее выполнения.
Транзакция может вносить
Современные СУБД используют так называемый системный журнал, в который вносятся записи об изменениях в базе данных и завершении транзакций. Журнал используется сервером БД для отката или прокрутки транзакций после сбоев и для резервного копирования. Изменённые данные из журнала передаются репликационному серверу, обслуживающему этот узел. Репликационный сервер в соответствии с описанием тиражирования и подписками отправляет данные в специальном эффективном протоколе по месту назначения, то есть соответствующим репликационным серверам в удаленных узлах.