Системы управления базами данных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 16:33, реферат

Описание работы

Целью является изучить принцип работы системы управления базами данных.
Задачи:
• изучение взаимосвязи понятий информация и данные;
• дать определение, что такое система управления базами данных;
• проанализировать общие методы безопасности базы данных.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты СУБД…………….. ……………………………...4
1.1 Основные понятия баз данных………….. ………………………………4
1.2 Функции и компоненты СУБД……………… …………………………..6
1.3 Жизненный цикл СУБД…………………….. ……………………………7
1.4 Классификация баз данных……………………. …………………………8
1.5 Типы СУБД……………………………………. …………………………12
Заключение………………………………………… …………………………16
Библиографический список…………………………. ……………………….17

Файлы: 1 файл

системы управления базами данных.docx

— 54.78 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчет по учебной практике на тему:

«Системы управления базами данных»

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила студентка :

Работу принял:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара, 2013

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 
Введение……………………………………………………………………….3 
1. Теоретические аспекты СУБД…………….. ……………………………...4 
1.1 Основные понятия баз данных………….. ………………………………4 
1.2 Функции и компоненты СУБД……………… …………………………..6 
1.3 Жизненный цикл СУБД…………………….. ……………………………7 
1.4 Классификация баз данных……………………. …………………………8 
1.5 Типы СУБД……………………………………. …………………………12 
Заключение………………………………………… …………………………16 
Библиографический список…………………………. ……………………….17

 

Введение

 
База данных, говоря коротко – это средство для реляционного и эффективного хранения информации. Иными словами, такая база обеспечивает надежную защиту данных от случайной потери или порчи, экономно использует ресурсы (как людские, так и технические) и снабжена механизмами поиска информации, удовлетворяющим разумным требованиям к производительности. Само понятие база данных может означать как отдельный набор данных (например, список телефонов), так и гораздо более сложную систему (например, SQL Server). Базы данных – это один из самых сложных типов коммерческих приложений. Все остальные типы системы, как правило, имеют более – менее близкие аналогии в реальном мире. С точки зрения практического использования текстовые процессоры – это усовершенствованная пишущая машинка. Электронную базу данных, несомненно, освоит не только бухгалтер, но и другой любой пользователь.  
В настоящее время разработаны и используются на персональных компьютерах около двадцати систем управления базами данных. Они предоставляют пользователю удобные средства интерактивного взаимодействия с БД и имеют развитый язык программирования.  
Актуальность выбранной темы заключается в том, что на данный момент в современных системах управления базами данных имеется возможность не только хранить данные в своих структурах, но и хранить программный код, т.е. методы, с помощью которых происходит взаимодействие с потребителем или другим программно – аппаратным комплексом.  
Целью является изучить принцип работы системы управления базами данных.  
Задачи:  
·                   изучение взаимосвязи понятий информация и данные;  
·                   дать определение, что такое система управления базами данных;  
·                   проанализировать общие методы безопасности базы данных.  
Отчет по практике состоит из введения, теоретической части, заключения и библиографического списка.  
При написании работы использована научная и справочная литература, а также различные сайты. 

 

1. Теоретические  аспекты СУБД  
1.1 Основные понятия баз данных

 
В настоящее время жизнь человека настолько насыщена различного рода информацией, что для ее обработки требуется создание огромного количества хранилищ информации различного назначения.  
Современные информационные системы характеризуются огромными объемами хранимых данных, сложной организацией, необходимостью удовлетворять разнообразные требования многочисленных пользователей.  
Основой информационной системы является база данных.  
Целью любой информационной системы является обработка данных об объектах реального мира.  
В широком смысле слова база данных – это совокупность сведений о конкретных объектах реального мира, в какой – либо предметной области.  
Кроме того, база данных – это хранилище данных для совместного использования. При автоматизации деятельности человека происходит перенос реального мира в электронный формат. Для этого выделяется какая-то часть этого мира и анализируется на предмет возможности автоматизации. Она называется предметной областью и строго очерчивает круг объектов, которые изучаются, измеряются, оцениваются и т.д. В результате этого процесса выделяются объекты автоматизации и определяются реквизиты, по которым данные объекты оцениваются. Результатом данного процесса становится база данных, которая описывает конкретную часть реального мира со строго определенных позиций. Итак, оценивая все вышесказанное, можно сказать, что:  
Предметная область – это часть реального мира, подлежащего изучению для организации управления и автоматизации.  
Объект – это элемент предметной области, информацию о котором мы сохраняем.  
Реквизит (атрибут) – поименованная характеристика объекта. Он показывает, какая информация об объекте должна быть собрана.  
Объектами могут быть:  
·                   люди, например, перечисленные в какой-либо платежной ведомости или являющиеся объектами учетов органов внутренних дел; 
·                   предметы, например, номерные или имеющие характерные отличительные особенности вещи, средства автомототранспорта; 
·                   построения – воображаемые объекты; 
·                   события. 
Базы данных выполняют две основные функции. Они группируют данные по информационным объектам и их связям и предоставляют эти данные пользователям.  
Данные – это формализованное представление информации, доступное для обработки, интерпретации и обмена между людьми или в автоматическом режиме.  
Информация может храниться в неструктурированном виде, например, в виде текстового документа, где данные об объектах предметной области записаны в произвольной форме:  
Студент Иванов Иван родился 4 апреля 1981 года, обучается в 411 группе, номер его зачетной книжки 200205; студент Виктор Сидоров 06.08. 1982г.р., имеет зачетную книжку №200213, обучается в 413 группе; Женя  
Петров, родился в 1982 году 25 марта, номер зачетной книжки 200210, обучается в 411 группе.  
В качестве предметной области в данном примере может быть представлена сфера деятельности деканата факультета по учету студентов. Объектами этой предметной области выступают как сами студенты, так и данные их номеров зачетных книжек.  
Структурированный вид хранения информации предполагает введение соглашений о способах представления данных. Это означает, что в определенном месте хранилища могут находиться данные определенного типа, формата и содержания. Указанная выше информация о гражданах Петрове, Сидорове и Иванове в структурированном виде будет выглядеть следующим образом:

 

№ 

Фамилия 

Имя 

Дата  
рождения 

Учебная  
группа 

№ зачетной  
книжки 

ИВАНОВ 

ИВАН 

04.04.1981 

411 

200205 

ПЕТРОВ 

ЕВГЕНИЙ 

25.03.1982 

411 

200210 

СИДОРОВ 

ВИКТОР 

06.08.1982 

414 

200213 


Табл. 1. Пример структурированных данных 

 
Представление информации в таблице – наилучший способ структурирования данных. Все данные записаны в клеточках таблицы по определенным правилам – форматам, одинаковым для всего столбца. Все столбцы имеют названия. Кроме этого нетрудно заметить, что фамилии студентов записаны по алфавиту, при этом для записей имен и фамилий используются заглавные буквы. Каждая строка таблицы имеет порядковый номер.  
Автоматизировать обработку данных, которые хранятся в неструктурированном виде сложно, а порой и просто невозможно. Поэтому вырабатывают определенные соглашения о способах представления данных. Обычно это делает разработчик базы данных. В результате все реквизиты имеют одинаковый вид и тип данных, что делает их структурированными и позволяет создать базу данных. В результате можно сказать, что:  
База данных – это поименованная совокупность структурированных данных, относящихся к определенной предметной области.  
Обрабатывает структурированные данные централизованный программный механизм, который называется системой управления базами данных.  
Система управления базами данных (СУБД) – это программный механизм, предназначенный для записи, поиска, сортировки, обработки (анализа) и печати информации, содержащейся в базе данных.  
В компьютерной базе данных информация представляется в виде таблицы, очень похожей на электронную таблицу. Названия столбцов, представляющих «шапку» таблицы, называют именами полей или реквизитами, а сами столбцы - полями. Данные в полях называют значениями реквизитов или значениями полей. Для описания поля, кроме его имени, используются следующие характеристики и свойства полей:  
Тип поля. Подобно электронной таблице, работающей с тремя типами полей: текстовой, числовой и формула, в таблицах используется несколько большее количество типов полей.  
Длина поля – максимально возможное количество символов.  
Точность (для числовых типов полей) – количество знаков после запятой.  
Маска ввода – форма средства автоматизации ввода, в которой вводятся данные в поле. Например, одно и то же значение имеют поля даты: 03.03.95 или 03.03.1995, или 03 – март – 1995, но отличаются по формату.  
Сообщение об ошибке – текстовое сообщение, которое выдается в поле при попытке ввода ошибочных данных.  
Условие на значение – ограничение, используемое для проверки правильности ввода данных.  
Пустое и обязательное поле – свойство поля, определяющее обязательность заполнения поля при наполнении базы данных.  
Индексированное поле – дополнительное имя поля, позволяющее ускорить операции поиска и сортировки записей.  
Строки данных таблицы называются записями.  
Таким образом:  
Поле – это элементарная единица логической организации данных, которая соответствует неделимой единице информации - реквизиту.  
Запись – это совокупность логически связанных полей, представленных одной строкой таблицы.  
Файл (таблица) – совокупность экземпляров записей одной структуры. 

 
1.2 Функции и  компоненты СУБД

 
Основные функции СУБД:  
1.                Определение данных. СУБД должна допускать определения данных (внешние схемы, концептуальную и внутреннюю схемы, соответствующие отображения). Для этого СУБД включает в себя языковый процессор для различных языков определений данных.  
2.                Обработка данных. СУБД должна обрабатывать запросы пользователя на выборку, а также модификацию данных. Для этого СУБД включает в себя компоненты процессора языка обработки данных.  
3.                Безопасность и целостность данных. СУБД должна контролировать запросы и пресекать попытки нарушения правил безопасности и целостности.  
4.                Восстановление данных и дублирование. СУБД должна обеспечить восстановление данных после сбоев.  
5.                Словарь данных. СУБД должна обеспечить функцию словаря данных. Сам словарь можно считать системной базой данных, которая содержит данные о данных пользовательской БД, т.е. содержит определения других объектов системы. Словарь интегрирован в определяемую им БД и, поэтому, содержит описание самого себя.  
6.                Производительность. СУБД должна выполнять свои функции с максимальной производительностью.  
Обычно современная СУБД содержит следующие компоненты:  
·        ядро, которое отвечает за управление данными во внешней и оперативной памяти и журнализацию;  
·        процессор языка базы данных, обеспечивающий оптимизацию запросов на извлечение и изменение данных, и создание, как правило, машинно-независимого исполняемого внутреннего кода;  
·        подсистему поддержки времени исполнения, которая интерпретирует программы манипуляции данными, создающие пользовательский интерфейс с СУБД;  
·        а также сервисные программы (внешние утилиты), обеспечивающие ряд дополнительных возможностей по обслуживанию информационной системы. 

 
1.3 Жизненный цикл  СУБД

 
Жизненный цикл СУБД – это совокупность этапов, которые проходит база данных на своем пути от создания до окончания использования.  
Часто встречаемые этапы:  
1.                Исследование и анализ проблемы, для решения которой создается база данных.  
2.                Построение Инфологической и Даталогической модели.  
3.                Нормализация полученных Инфологических и Даталогических моделей. По окончанию этого этапа, как правило, получают заготовки таблицы БД и набор связей между ними (первичные и вторичные ключи).  
4.                Проверка целостности БД (Целостность базы данных).  
5.                Выбор физического способа хранения и эксплуатации (технического средства) базы данных.  
6.                Проектирование входных и выходных форм.  
7.                Разработка интерфейса приложения.  
8.                Функциональное наполнение приложения.  
9.                Отладка: проверка на корректность работы функционального наполнения системы.  
10.            Тестирование: тест на корректность ввода вывода данных, тест на максимальное количество активных сессий и т. д.  
11.            Ввод в эксплуатацию: отладка ИТ – инфраструктуры, обучение пользователей и ИТ – персонала.  
12.            При необходимости добавления выходных форм и дополнительной функциональности. В случае если необходимы более серьезные изменения, следует повторить все шаги с первого.  
13.            Вывод из эксплуатации: перенос данных в новую СУБД. 

 
1.4 Классификация  баз данных

 
Многообразие характеристик и видов баз данных порождает многообразие классификации. Рассмотрим основные виды классификации.  
По технологии обработки данных базы данных подразделяются на централизованные и распределенные.  
Централизованная база данных хранится в памяти одной вычислительной системы, к которой подключены несколько других компьютеров.  
Распределенная база данных состоит из нескольких, возможно пересекающихся или даже дублирующих друг друга частей, хранимых в различных ПК компьютерной сети. Работа с такой базой осуществляется с помощью системы управления распределенной базой данных (СУРБД).  
По способу доступа к данным базы данных подразделяются на базы данных с локальным доступом и базы данных с удаленным (сетевым) доступом.  
Системы централизованных баз данных с сетевым доступом предполагают различные архитектуры подобных систем:  
·                   Файл – сервер. Согласно этой архитектуре в компьютерной сети выделяется машина – сервер для хранения файлов централизованной базы данных. Файлы базы данных могут быть переданы на рабочие станции для обработки: ввода, корректировки, поиска записей. При большой интенсивности доступа к одним и тем же файлам производительность системы падает. В этой системе сервер и рабочие станции должны быть реализованы на достаточно мощных компьютерах.

На данный момент файл – серверные СУБД считаются устаревшими. 
Примеры: Microsoft Access, Borland Paradox.  
·                   Клиент – сервер – архитектура, используемая не только для хранения файлов централизованной базы данных на сервере, но и выполняющая на том же сервере основной объем работы по обработке данных. Таким образом, при необходимости поиска информации в базе данных рабочим станциям – клиентам передаются не файлы данных, а уже записи, отобранные в результате обработки файлов данных. Такая архитектура позволяет использовать маломощные компьютеры в качестве рабочих станций, но обязательно в качестве сервера используется очень мощный компьютер. 
Примеры: Firebird, Interbase, MS SQL Server, Sybase, Oracle, MySQL,  
PostgreSQL. 
Прежде чем создавать базу данных, с которой вам придется работать, необходимо выбрать модель данных, наиболее удобную для решения поставленной задачи.  
Модель данных – совокупность структур данных и операций их обработки.  
С помощью модели данных могут быть представлены объекты предметной области и взаимосвязи между ними. Модели данных, которые поддерживают СУБД, а, следовательно, и сами СУБД делят на:  
·                   иерархические; 
·                   сетевые; 
·                   реляционные. 
В иерархической модели данные представляются в виде древовидной (иерархической) структуры (рис. 1). Она удобна для работы с иерархически упорядоченной информацией и громоздка для информации со сложно логи-ческими связями.  
К основным понятиям иерархической структуры относятся: уровень, элемент (узел), связь.  
Узел – это совокупность атрибутов данных, описывающих некоторый объект. Каждый узел на более низком уровне связан только с одним узлом, находящимся на более высоком уровне.  
Иерархическое дерево имеет только одну вершину (корень дерева), не подчиненную никакой другой вершине и находящуюся на самом верхнем (первом) уровне. Зависимые (подчиненные) узлы находятся на втором, третьем и т.д. уровнях. Количество деревьев в базе данных определяется числом корневых записей. В каждой записи базы данных существует только один (иерархический) путь от корневой записи.  

Информация о работе Системы управления базами данных