Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 22:08, курсовая работа
ERP - интегрированная совокупность методов, процессов, технологий и средств. Его основу составляют: управление цепочкой поставок; усовершенствованное планирование и составление расписаний; автоматизация продаж; инструмент, отвечающий за конфигурирование; окончательное планирование ресурсов; интеллект-бизнес; OLAP-технологии; блок электронной коммерции; управление данными об изделии. Главным назначением ERP-систем является автоматизация взаимоувязанных процессов планирования, учета и управления по основным направлениям деятельности компании.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА КОРПОРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ SAP ERP
1.1 SAP ERP И ОБЪЕКТ АВТОМАТИЗАЦИИ
1.2 ОЦЕНКА РИСКА ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА ERP SAP
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ
2.1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О SAP ERP
2.2 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ SAP ERP
2.3 ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА РАБОТЫ SAP ERP
2.4 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И СОСТАВ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
2.5 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ АВТОМАТИЗАЦИИ БИЗНЕС ПРОЦЕССОВ С ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА SAP ERP
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Управление материальными потоками (MM). Модуль поддерживает функции снабжения и управления запасами, используемые в различных хозяйственных операциях. Ключевые элементы: Закупка материалов, Управление запасами, Управление складами, Контроль счетов, Оценка запасов материала, Аттестация поставщика, Обработка работ и услуг, Информационная система закупок и информационная система управления запасами.
Сбыт (SD). Модуль решает задачи распределения, продаж, поставок и выставления счетов. Ключевые элементы: Предпродажная поддержка, Обработка запросов, Обработка предложений, Обработка заказов, Обработка поставок, Выставление счетов (фактурирование), Информационная система сбыта.
Управление качеством (QM). Этот модуль включает в себя информационную систему и систему управления качеством. Он обеспечивает поддержку планирования качества, проверку и контроль качества при производстве и закупках. Ключевые элементы: Проверка качества, Планирование качества, Информационная система контроля качества (QMIS).
Техобслуживание и ремонт оборудования (PM). Модуль помогает учитывать затраты и планировать ресурсы на техобслуживание и ремонт. Ключевые элементы: Незапланированный ремонт, Управление сервисом, Планово-профилактический ремонт, Ведение спецификаций, Информационная система техобслуживания и ремонта.
Управление персоналом (HR). Полностью интегрированная система для планирования и управления работой персонала. Ключевые элементы: Администрирование персонала, Расчет зарплаты, Управление временными данными, Расчет командировочных расходов, Льготы, Набор новых сотрудников, Планирование и повышение квалификации персонала, Использование рабочей силы, Управление семинарами, Организационный менеджмент, Информационная система персонала.
Управление информационными потоками (WF). Эта часть системы связывает интегрированные прикладные модули с общими для всех приложений технологиями, сервисными средствами и инструментами. Управление потоком операций (workflow) автоматизирует хозяйственные процессы в соответствии с заранее определенными процедурами и правилами. Модуль включает многофункциональную офисную систему с встроенной электронной почтой, систему управления документами, универсальный классификатор и систему интеграции с САПР. Когда происходит определенное событие, запускается соответствующий процесс, и диспетчер потока операций инициирует единицу потока операций (Workflow Item). Данные и документы объединяются и обрабатываются на каждом шаге в соответствии с определенной логикой.
Отраслевые решения (IS). Объединяет прикладные модули SAP SAP R/3 и дополнительную функциональность, специфичную для отрасли. Сегодня имеются отраслевые решения для промышленности: авиационной и космической, оборонной, автомобильной, нефтяной и газовой, химической, фармацевтической, машиностроительной, товаров народного потребления, электронной и непроизводственной сферы: банки, страхование, государственные органы, телекоммуникации, коммунальное хозяйство, здравоохранение, розничная торговля.
Базисная система. Служит основой системы SAP R/3 и гарантирует интеграцию всех прикладных модулей и независимость от аппаратной платформы. Базисная система обеспечивает возможность работы в многоуровневой распределенной архитектуре клиент-сервер. Система SAP R/3 функционирует на серверах UNIX, AS/400, Windows NT, S/390 и с различными СУБД (Informix, Oracle, Microsoft SQL Server, DB2). Пользователи могут работать в среде Windows, OSF/Motif, OS/2 или Macintosh.
Базис занимает особое место среди других модулей.
Администраторы Базиса отвечают за функционирование SAP (сервера приложений) в целом.
Задачи:
Первоначальная установка и настройка параметров производительности.
Администрирование базы данных.
Установка пакетов обновлений и корректур (нот).
Осуществление переносов (транспортов) в продуктивную систему.
Администрирование (ввод и присвоение ролей) пользователей.
Резервное копирование данных.
Настройка взаимодействия систем (передачи данных между системами).
Мониторинг (контроль) системы с целью заблаговременного определения проблем и принятия мер.
Настройка доступа к системам со стороны службы поддержки SAP.
Поддержка в актуальном состоянии данных о системах на service. sap.com Предоставление доступа (выдача имени, пароля и полномочий) для работы с сервисом SAP.
Анализ дампов (ошибок).
Необходимо отметить, что здесь перечислены только основные функции системы SAP ERP и не упомянуты обширные возможности работы в Internet/intranet, доступ внешних систем к логике SAP ERP через интерфейсы BAPI (Business Application Programming Interface) и т.д.
SAP ERP - конфигурируемая система
SAP ERP - это самая обширная система на сегодняшний день. Не случайно многие лидеры мировой экономики именно ее выбрали в качестве основной корпоративной системы. Тем не менее, статистика показывает, что более трети компаний, покупающих SAP R/3 - это средние фирмы с годовым оборотом менее 200 млн долл. Дело в том, что SAP ERP - конфигурируемая система, поэтому, купив ее, предприятие будет работать с индивидуальной версией, настроенной именно под его параметры. Показателем технического уровня системы может служить способ ее настройки. Чем шире возможности конфигурирования и настройки системы без необходимости ее переписывания, тем выше технический уровень данной системы. Поэтому параметру SAP ERP также занимает лидирующее положение в мире.
Группа разработки (абаперы) конфигурируют SAP под конкретного клиента. Абапер - это программист на языке ABAP/4.
Задача: реализовать в системе некоторую функциональность или отчет на основе поставленного консультантом технического задания. Абапер разбирается в функционировании системы, но при этом не знает бизнес-процессов и не общается с пользователями. Абапер имеет "ключ разработчика" - пароль, который позволяет создавать и модифицировать код в системе в предусмотренных SAP местах. (Для модификации стандартных программ требуются дополнительные ключи)
Бизнес-инжиниринг в SAP ERP.
Внедрение любой финансово-экономической системы преследует вполне определенную цель - повышение эффективности работы и, в конечном итоге, выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы. Чтобы выжить, предприятию необходимо перейти от традиционных, ориентированных на функции структур к более гибким формам, ориентированным на процессы. На практике такой переход может быть рассчитан и осуществлен только при наличии соответствующих инструментальных средств - для SAP ERP это специализированный инструмент бизнес-инжиниринга Business Engineer. С его помощью можно сконфигурировать и настроить систему SAP ERP так, чтобы она удовлетворяла потребностям предприятия, поддерживать это соответствие в течение всего жизненного цикла системы.
Благодаря открытому стандартному пользовательскому интерфейсу Business-Engineer партнеры SAP и консультанты могут создавать предварительно сконфигурированные отраслевые решения на базе хозяйственных сценариев SAP ERP. Кроме того, открытые интерфейсы дают клиентам SAP возможность разрабатывать собственные шаблоны для внедрения системы SAP ERP. Business-Engineer включается в стандартную поставку системы SAP ERP и состоит из трех главных компонентов: Бизнес-конфигуратор SAP ERP, поддерживающий процедуры создания и ведения моделей предприятия с автоматической генерацией соответствующих задач и профилей настройки; Ссылочная модель SAP ERP - обширная метамодель внедрения SAP ERP, включающая организационную модель, модель процессов, модель данных, модель распределения функций и модель бизнес-объектов; Репозитарий SAP ERP - основной банк данных для Ссылочной модели, отраслевых моделей и созданных моделей предприятия.
Система обеспечивает динамическое графическое моделирование бизнесс-процессов и может работать в диалоговом режиме. Инструмент Business-Engineer значительно ускоряет и упрощает процесс конфигурирования системы SAP ERP. При создании модели предприятия могут использоваться типовые сценарии бизнес-процессов, поставляемые SAP и ее партнерами. Инструментарий бизнес-инжиниринга может применяться и для реализации собственных методов внедрения SAP ERP, в том числе с использованием привычных инструментов динамического моделирования бизнес-процессов от других производителей.
Рассмотрим основные понятия из области базиса SAP ERP. Система (центральная инстанция) - представляет собой сервер приложений вместе с СУБД.
Мандант (клиент) - это организационно независимая часть в системе R/3. Каждый мандант имеет собственную среду данных, т.е. собственные основные и переменные данные, присвоенные основные записи пользователей, планы счетов и специфические параметры настройки. В системе может быть несколько мандантов. Почти во всех таблицах БД с пользовательскими данными и настройками есть поле, являющиеся частью ключа, которое содержит номер манданта. Когда программа запрашивает какие-либо данные из такой таблицы, к запросу автоматом дописывается что-то вроде and mndt=НомерМандантаКудаВыВошли
На практике это означает, что в каждом манданте может работать отдельное предприятие не мешая работающим в других мандантам. Но программы на ABAP/4, формуляры (отчетные формы) при этом являются общими для всех мандантов одной системы.
Репозитарий - хранилище всех ABAP-программ и описания структуры данных и таблиц, с которыми работают программы. Репозитарий является общим для всех мандантов системы.
Запрос на перенос (транспорт) - содержит программы или настройки, которые можно переносить между мандантами или системами. Деблокированный запрос представляет собой несколько файлов, содержащих требуемую информацию.
Деблокированние - этот термин в SAP означает "утверждение", отправку в работу. Пока запрос, документ не деблокированы они считаются черновиками, их можно изменять и никаких действий они не вызывают.
Ландшафт - это несколько систем, между которыми можно переносить настройки и программы. Несколько систем требуются для обеспечения процесса разработки и настройки. SAP рекомендует следующий ландшафт:
1 - система разработки. Содержит 3 манданта (номера можно использовать другие).
300 - в нем можно менять настройки и программы. При этом любое изменение сразу попадает в запрос на перенос.
400 - менять в нем ничего нельзя. Используется для предварительного грубого тестирования программ (кои "возникают" там одновременно с 300) и настроек.
200 - песочница (Sandbox). Предназначен для экспериментирования с настройками. Поменяли настроечку - сразу там же посмотрели, как изменилась работа пользовательской транзакции. Запросы на перенос из песочницы не формируются и соответственно эксперименты никак не могут повредить другим мандантам в этой и других системах.
2 - контроль качества. В этой системе обычно два манданта:
500 - используется для обучения пользователей
600 - предназначен для проверки корректности разработки или настройки.
Настройка или разработка может попадать в эту систему после деблокирования. Вы должны тщательно проверить, что все работает, как задумано, прежде чем переносить запрос в продуктив.
3 - продуктивная система
Обычно один мандант, в котором работают пользователи. Согласно требованиям SAP, группа внедрения вообще не должна иметь доступа к этой системе. Ошибочные действия ведут к очень тяжелым последствиям. Также иногда на продуктивной системе делают копию продуктивного манданта (на разных проектах за этим могут стоять разные цели).
На компьютере пользователя устанавливается небольшая программа SAP GUI (Graphics User Interface - Графический Интерфейс Пользователя), функция которой сводится к отображению данных, принятых с сервера, и передаче на сервер данных и команд пользователя (иногда можно обойтись интернет-браузером вместо GUI).
Сервером называют специализированный мощный надежный компьютер, предназначенный для хранения и обработки передающихся по сети данных множества пользователей.
На сервере обычно устанавливают Систему Управления Базой Данных (СУБД) - программу, предназначенную для хранения данных в виде набора взаимосвязанных таблиц, с возможностью их (данных) добавления, изменения, удаления и извлечения по запросу пользователя в различных сочетаниях. Обращение к БД (Базе данных) осуществляется, как правило, с использованием специального языка SQL (Structured Query Language - Структурированный Язык Запросов). В нашем случае в БД, кроме собственно бизнес-данных, хранятся все настройки системы, репозитарий и тексты программ на языке ABAP/4.
Собственно SAP-ом называют Сервер Приложений (Application Server) - программу, работающую на сервере, которая осуществляет все действия над данными пользователей. Рассмотрим ее работу упрощенно на примере.
Логика работы с SAP ERP:
Запрос от пользователя |
SAP GUI |
Сервер приложений |
Запрос на языке ABAP/4 |
СУБД (Часть программы на языке ABAP/4, кот. может выполнить запрос) |
СУБД (извлечение данных и вып. запроса) |
|
SAP GUI |
|
Отображение результата у пользователя |
Схема № 1. Алготитм работы SAP ERP
Как уже пояснялось выше, в Продуктивной системе Ландшафта SAP ERP хранятся данные о пользователях программы.
Роль (отдельная) - описывает, какие именно действия может осуществлять пользователь в системе.
Роль (групповая) - состоит из отдельных ролей. Используется для облегчения работы с ролями.
Роли являются мандантозависимыми, создаются и переносятся так же, как настройки. Роль может содержать в себе:
1) дополнение к меню пользователя, т.е., транзакции с названиями, которые будет видеть пользователь;
2) объекты полномочий - описывают, что именно может делать пользователь. Например, какие транзакции он имеет право запускать, какие именно операции над данными может выполнять для данного подразделения и т.п.
Следует иметь в виду, что если пользователю присвоены несколько ролей, в которых есть один и тот же объект полномочий с разными параметрами, пользователь получит максимальные права из двух возможных (соответствует логической операции "или"). На программном уровне объект полномочий является специальным элементом языка ABAP/4 и проверяется при выполнении программы. В зависимости от результатов проверки программа может осуществлять различные действия, например, выдавать сообщение "Недостаточно полномочий".