Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 12:28, диссертация
Цель исследования состоит в изучении взаимосвязи структурного и объектно-ориентированного подходов к проектированию программного обеспечения распределенных информационных систем.
Введение
1 Технологии создания программного обеспечения
1.1 Технология структурного программирования
1.2 Технология объектно-ориентированного программирования
1.3 Технология Rational Unified Process (IBM Rational Software)
1.4 Технология Oracle
1.5 Технология Borland
2 Методические основы технологий создания программного обеспечения
2.1 Визуальное моделирование
2.2 Методы структурного анализа и проектирования программного обеспечения
2.3 Методы объектно-ориентированного анализа и проектирования программного обеспечения
2.4 Методы моделирования бизнес-процессов и спецификации требований
2.5 Методы анализа и проектирования программного обеспечения
3 Структурное и объектно-ориентированное программирование в проектировании программного обеспечения распределенных информационных систем
3.1 Проектирование программного обеспечения распределенных информационных систем
3.2 Структурный подход к проектированию информационных систем
3.3 Проектирование информационных систем на основе объектно-ориентированного подхода
3.4 Сопоставление и взаимосвязь структурного и объектно-ориентированного подходов
3.5 Проблемы преподавания структурного и объектно-ориентированного программирования
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Литература
Версия шаблона |
1.1 |
Филиал |
Петропавловский филиал ИТ |
Вид работы |
Электронная письменная предзащита |
Название дисциплины |
Научно-исследовательская работа |
Тема |
Сопоставление и взаимосвязь структурного и объектно-ориентированного подходов к проектированию программного обеспечения распределенных информационных систем |
Фамилия выпускника |
Жанбекова |
Имя выпускника |
Алтынай |
Отчество выпускника |
Есенкельдиновна |
№ контракта |
1421111403521 |
Введение
1 Технологии создания программно
1.1 Технология структурного
1.2 Технология объектно-
1.3 Технология Rational Unified Process (IBM Rational Software)
1.4 Технология Oracle
1.5 Технология Borland
2 Методические основы технологий создания программного обеспечения
2.1 Визуальное моделирование
2.2 Методы структурного анализа и проектирования программного обеспечения
2.3 Методы объектно-
2.4 Методы моделирования бизнес-
2.5 Методы анализа и
3 Структурное и объектно-
3.1 Проектирование программного обеспечения распределенных информационных систем
3.2 Структурный подход к
3.3 Проектирование информационных
систем на основе объектно-
3.4 Сопоставление и взаимосвязь структурного и объектно-ориентированного подходов
3.5 Проблемы преподавания
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Литература
Создание систем программного обеспечения - это сложная и трудоемкая работа, требующая высокой квалификации участвующих в ней специалистов. Однако создание таких систем выполняется на интуитивном уровне с применением неформализованных методов, основанных на искусстве, практическом опыте, экспертных оценках и дорогостоящих экспериментальных проверках качества функционирования программного обеспечения. По данным Института программной инженерии (Software Engineering Institute, SEI) в последние годы до 80% всего эксплуатируемого программного обеспечения разрабатывалось без использования какой-либо дисциплины проектирования, методом «code and fix» (кодирования и исправления ошибок).
В конце 60-х годов прошлого века в США было отмечено явление под названием «software crisis» (кризис программного обеспечения). Это выражалось в том, что большие проекты стали выполняться с отставанием от графика или с превышением сметы расходов, разработанный продукт не обладал требуемыми функциональными возможностями, производительность его была низка, качество получаемого программного обеспечения не устраивало потребителей.
Проблема исследования обусловлена противоречием между существующими подходами к обучению объектно-ориентированному программированию, требующему значительных временных затрат на освоение базовых знаний структурного программирования, не реализующими современные технологии разработки программных продуктов, и необходимостью реализации возможностей объектно-ориентированного программирования (без предварительного рассмотрения алгоритмических конструкций структурного языка).
Актуальность исследования определяется современными тенденциями проектирования программного обеспечения распределенных информационных систем со структурным и объектно-ориентированным подходом.
Цель исследования состоит в изучении взаимосвязи структурного и объектно-ориентированного подходов к проектированию программного обеспечения распределенных информационных систем.
Для достижения цели определены следующие задачи исследования:
1. Проведение анализа научно-
2. Изучение теоретических основ
структурного и объектно-
3. Ознакомление с методическими основами создания программного обеспечения.
4. Рассмотрение внедрения
5. Обосновать сопоставление и
взаимосвязь структурного и
Объект исследования - процесс обучения объектно-ориентированному программированию с предварительным рассмотрением алгоритмических конструкций структурного языка.
Предмет исследования - теоретические и методические подходы к обучению структурного и объектно-ориентированного программирования.
Гипотеза исследования - если методические подходы к обучению объектно-ориентированному программированию без предварительных знаний алгоритмических конструкций структурного языка реализуют принципы обучения объектно-ориентированному программированию, то они будут способствовать достижению творческого уровня обученности студентов объектно-ориентированному программированию.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: анализ работ в области теоретической информатики, ресурсов сети Интернет по проблемам объектно-ориентированного программирования; наблюдение, выявление взаимосвязанности структурного и объектно-ориентированного программирования.
Научная и практическая значимость исследования – создание и использование систем эффективной разработки программного обеспечения является важной задачей, требующей своего решения в самых разных областях деятельности.
Аналитические исследования и обзоры, выполняемые в течение ряда последних лет ведущими зарубежными аналитиками, показывали не слишком обнадеживающие результаты. Результаты исследований, выполненных в 1995 году компанией Standish Group, которая проанализировала работу 364 американских корпораций и итоги выполнения более 23 тысяч проектов, связанных с разработкой программного обеспечения, выглядели следующим образом:
- только 16,2% завершились в срок, не превысили запланированный бюджет и реализовали все требуемые функции и возможности;
- 52,7% проектов завершились с опозданием, расходы превысили запланированный бюджет, требуемые функции не были реализованы в полном объеме;
- 31,1% проектов были аннулированы до завершения;
- для двух последних категорий проектов бюджет среднего проекта оказался превышенным на 89%, а срок выполнения - на 122%.
В 1998 году процентное соотношение трех перечисленных категорий проектов лишь немного изменилось в лучшую сторону (26%, 46% и 28% соответственно).
В последние годы процентное соотношение трех перечисленных категорий проектов также незначительно изменяется в лучшую сторону, однако, по оценкам ведущих аналитиков, это происходит в основном за счет снижения масштаба выполняемых проектов, а не за счет повышения управляемости и качества проектирования.
В числе причин возможных неудач, по мнению разработчиков, фигурируют:
нечеткая и неполная формулировка требований к программному обеспечению;
недостаточное вовлечение пользователей в работу над проектом;
отсутствие необходимых ресурсов;
неудовлетворительное планирование и отсутствие грамотного управления проектом;
частое изменение требований и спецификаций;
новизна и несовершенство используемой технологии;
недостаточная поддержка со стороны высшего руководства;
недостаточно высокая квалификация разработчиков, отсутствие необходимого опыта.
Объективная потребность контролировать процесс разработки сложных систем программного обеспечения, прогнозировать и гарантировать стоимость разработки, сроки и качество результатов привела в конце 60-х годов прошлого века к необходимости перехода от кустарных к индустриальным способам создания программного обеспечения и появлению совокупности инженерных методов и средств создания программного обеспечения, объединенных общим названием «программная инженерия» (software engineering). В основе программной инженерии лежит одна фундаментальная идея: проектирование программного обеспечения является формальным процессом, который можно изучать и совершенствовать. Освоение и правильное применение методов и средств создания программного обеспечения позволяет повысить его качество, обеспечить управляемость процесса проектирования программного обеспечения и увеличить срок его жизни. В то же время, попытки чрезмерной формализации процесса, а также прямого заимствования идей и методов из других областей инженерной деятельности (строительства, производства) привели к ряду серьезных проблем. После двух десятилетий напрасных ожиданий повышения продуктивности процессов создания программного обеспечения, возлагаемых на новые методы и технологии, специалисты в индустрии программного обеспечения пришли к пониманию, что фундаментальная проблема в этой области - неспособность эффективного управления проектами создания программного обеспечения. Невозможно достичь удовлетворительных результатов от применения даже самых совершенных технологий и инструментальных средств, если они применяются бессистемно, разработчики не обладают необходимой квалификацией для работы с ними, и сам проект выполняется и управляется хаотически, в режиме «тушения пожара». Бессистемное применение технологий создания программного обеспечения, в свою очередь, порождает разочарование в используемых методах и средствах (анализ мнений разработчиков показывает, что среди факторов, влияющих на эффективность создания программного обеспечения, используемым методам и средствам придается гораздо меньшее значение, чем квалификации и опыту разработчиков). Если в таких условиях отдельные проекты завершаются успешно, то этот успех достигается за счет героических усилий фанатично настроенного коллектива разработчиков. Постоянное повышение качества создаваемого программного обеспечения и снижение его стоимости может быть обеспечено только при условии достижения организацией необходимой технологической зрелости, создании эффективной инфраструктуры как в сфере разработки программного обеспечения, так и в управлении проектами. В соответствии с моделью SEI СММ (Capability Maturity Model), в хорошо подготовленной (зрелой) организации персонал обладает технологией и инструментарием оценки качества процессов создания программного обеспечения на протяжении всего жизненного цикла программного обеспечения и на уровне всей организации.
Одна из причин распространенности «хаотического» процесса создания программного обеспечения - стремление сэкономить на стадии разработки, не затрачивая времени и средств на обучение разработчиков и внедрение технологического процесса создания программного обеспечения. Эти затраты до недавнего времени были довольно значительными и составляли, по различным оценкам (в частности, Gartner Group), более $100 тыс. и около трех лет на внедрение развитой технологии создания программного обеспечения, охватывающей большинство процессов жизненного цикла программного обеспечения, в многочисленной команде разработчиков. Причина - в «тяжести» технологических процессов. «Тяжелый» процесс обладает следующими особенностями:
- необходимость документировать каждое действие разработчиков;
- множество рабочих продуктов (в первую очередь - документов), создаваемых в бюрократической атмосфере;
- отсутствие гибкости;
- детерминированность (долгосрочное детальное планирование и предсказуемость всех видов деятельности, а также распределение человеческих ресурсов на длительный срок), охватывающий большую часть проекта.
Альтернативой «тяжелому» процессу является адаптивный (гибкий) процесс, основанный на принципах «быстрой разработки программного обеспечения», интенсивно развиваемых в последнее десятилетие.
В начале 2001 года ряд ведущих специалистов в области программной инженерии (Алистер Коберн, Мартин Фаулер, Джим Хайсмит,Кент Бек и другие) сформировали группу под названием Agile Alliance. Слово agile (быстрый, ловкий, стремительный) отражало в целом их подход к разработке программного обеспечения, основанный на богатом опыте участия в разнообразных проектах в течение многих лет. Этот подход под названием «Быстрая разработка программного обеспечения» (Agile software development) базируется на четырех идеях, сформулированных ими в документе «Манифест быстрой разработки программного обеспечения» (Agile Alliance’s Manifesto) и заключающихся в следующем:
- индивидуумы и взаимодействия между ними ценятся выше процессов и инструментов;
- работающее программное обеспечение ценится выше всеобъемлющей документации;
- сотрудничество с заказчиками ценится выше формальных договоров;
- реагирование на изменения ценится выше строгого следования плану.
При таком подходе технология занимает в процессе создания программного обеспечения вполне определенное место. Она повышает эффективность деятельности разработчиков при наличии любых из следующих четырех условий:
- когда она позволяет людям легче выразить свои мысли;