Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 09:01, курсовая работа
С начала 60-70хх началось бурное развитие компьютеризации всех крупных промышленных центров. Ближе к 80-ым, компьютеры стали появляться и в учебных заведениях, предмету «Информатика» стали уделять огромное внимание. Стали появляться языки программирования высокого уровня такие, как Delphi, C++.
Borland Delphi появляется в конце 1993 г. и сразу же завоевывает широкую популярность. Новые версии выходят практически каждый год. В них реализуются все новые мастера, компоненты и технологии программирования.
Введение...................................................................................................................3
1. Общие сведения о языке программирования Delphi........................................6
1.1. Главное меню..........................................................................................7
1.1.1. Пиктографические кнопки...............................................................10
1.1.2. Настройки окон..................................................................................11
1.1.3. Палитра компонентов.......................................................................11
1.2. Окно формы..........................................................................................12
1.3. Окно кода программы..........................................................................13
2.Создание Базы данных «Телефонный справочник».......................................17
2.1. Delphi и базы данных..............................................................................17
2.2. Как создавать и использовать базы данных Access.......................17
2.3. Пример работы с базами данных.........................................................20
2.4. Создание Data Module.................................................................23
2.5. Создание таблицы: Справочник городов...........................................26
2.6. Создание окна: Редактирования........................................................29
2.7. Улучшенный пример с поисковыми полями......................................32
2.8. Сортировка...............................................................................................33
2.9. Язык запросов SQL.................................................................................34
2.10. Связанные таблицы...............................................................................35
Заключение.............................................................................................................39
Список используемой литературы.......................................................................40
Приложение Листинг программы........................................................................41
Главное окно осуществляет основные функции управления проектом создаваемой программы. Это окно всегда присутствует на экране и упрямо занимает его самую верхнюю часть. Не пытайтесь его распахнуть на весь экран: даже в максимизированном состоянии его размеры и положение практически не отличаются от обычных.
Связано это с функциональностью главного окна: с одной стороны, оно несет в себе элементы, которые всегда должны быть под рукой у программиста, с другой - окно не должно отнимать у остальных окон Delphi значительного пространства экрана. Минимизация главного окна приводит к исчезновению с экрана других окон Delphi[ Эти окна появятся, как только будут восстановлены размеры главного окна. ], а его закрытие означает окончание работы программиста с системой программирования.
В главном окне располагается главное меню Delphi, набор пиктографических командных кнопок и палитра компонентов.
Главное меню [ Помимо главного меню в Delphi широко используется система вспомогательных меню, доступ к которым осуществляется правой кнопкой мыши. ] содержит все необходимые средства для управления проектом. Все опции главного меню представляют собой опции-заголовки, открывающие доступ к выпадающим меню второго уровня. Для начального знакомства с Delphi мы вполне обойдемся пиктографическими кнопками, и нам не понадобится обращаться к главному меню, вот почему подробное описание его опций вы найдете не здесь.
Все элементы главного окна располагаются на специальных панельках, в левой части которых имеются кнопки управления , позволяющие с помощью мыши перетаскивать панельки с помещенными на них элементами. Любую панельку (кроме главного меню) можно убрать из окна (сделать ее невидимой) или “пустить плавать” по экрану в отдельном окне. Для этого нужно лишь “стащить” панельку с помощью мыши за кнопку из пределов главного окна.
Для изменения состава показываемых на панельке кнопок нужно предварительно щелкнуть по ней правой кнопкой мыши. В появившемся после этого окне вспомогательного меню (рисунок 1) перечислены названия всех панелек и указан их статус (отмеченные флажками панельки видны в главном окне; если отметку убрать, панелька исчезнет). После выбора customize (Настройка) появится окно настройки (рисунок 2). Теперь можно “стаскивать” с панелек ненужные кнопки, выбирать из списка в окне commands (закладка Commands) нужные кнопки и перетаскивать их на экран.
Рис.1. Вспомогательное меню
Рис.2.Окно настройки с выбранной закладкой Command
Для примера на рисунке 3 показано главное окно с нестандартным расположением панелек и набором отображаемых в них кнопок.
При его создании мне хотелось, с одной стороны, получить больше места для размещения страниц галереи компонентов, а с другой поместить в главное окно пиктограммы часто используемых мною команд меню: Project | Syntax check (проверка синтаксиса кода программы), View | Debug Windows | Watches) доступ к окну наблюдения отладочного режима) и View | Debug windows | Breakpoints (доступ к окну точек останова).
Рис.3. Главное окно с нестандартным расположением своих элементов
Пиктографические кнопки открывают быстрый доступ к наиболее важным опциям главного меню. По функциональному признаку они разделены на 7 групп. Каждая группа занимает отдельную панельку. В следующей таблице описаны команды, реализуемые стандартным набором пиктографических кнопок.
Реализуемое кнопкой действие |
Группа Standard |
Открывает доступ к |
Открывает существующий файл. Эквивалент опции File | Open File |
Сохраняет файл на диске. Эквивалент опции File | Save File (клавиши быстрого доступа Ctrl-S) |
Сохраняв все файлы проекта. Эквивалент опции File | Save All |
Открывает созданный ранее проект программы. Эквивалент опции File | Open Project (клавиши быстрого доступа Ctrl-F11) |
Добавляет новый файл к
проекту. Эквивалент опции |
Удаляет файл из проекта. Эквивалент опции Project | Remove from Project |
Группа View |
Выбирает модуль из списка
модулей, связанных с текущим
проектом. Эквивалент опции View | units
(клавиши быстрого доступа |
Выбирает форму из списка форм, связанных с текущим проектом. Эквивалент опции View | Forms (клавиши быстрого доступа Ctrl-F12) |
Переключает активность |
Создает новую форму и |
Группа Debug |
Компилирует и выполняет |
Реализует паузу в работе
отлаживаемой программы. |
Осуществляет пошаговую трассировку программы с прослеживанием работы вызываемых подпрограмм. Эквивалент опции Run | Trace into (клавиша быстрого доступа F7) |
Осуществляет пошаговую трассировку программы, но не прослеживает работу вызываемых подпрограмм. Эквивалент опции Run | Step Over (клавиша быстрого доступа F8) |
Группа Custome |
Открывает доступ к встроенной справочной службе. Эквивалент опции Help | Delphi Help (этой кнопки нет в версиях 1, 2 и 3) |
Группа Desktops |
Список выбора возможных |
Сохраняет текущую настройку окон Delphi |
Выбирает настройку окон, соответствующую отладочному режиму |
1.1.2. Настройка окон
Начиная с версии 5, главное окно обогатилось тремя новыми интерфейсными элементами, указанными в группе Desktops предыдущей таблицы. С помощью этих инструментов программист может подготовить несколько вариантов расположения остальных окон Delphi и сохранить их в настроечном файле.
Обычно выбираются две или три основные конфигурации окон: для режима разработки форм, для кодирования и для отладки. При разработке формы на экране должна быть видна сама форма, Дерево объектов и Инспектор объектов. Настроив соответствующие размеры и положение этих окон, такую настройку можно сохранить под именем, например, Design Desk. Для режима кодирования обычно нужно только максимально распахнутое на экран окно кода с браузером Code Explorer и пристыкованное к нему окно Дерева объектов. Такую конфигурацию можно сохранить под именем code-Desk. Наконец, в отладочном режиме к окну кода желательно “прицепить” некоторые отладочные окна, такие как Watches (окно наблюдений за переменными/выражениями) и Breakpoints (окно создания/настройки точек контрольного останова). Такую конфигурацию можно сохранить под именем DebugDesk, например. Теперь при переходе к тому или иному режиму достаточно раскрыть список и выбрать из него нужную настройку. Если вы предварительно укажете с помощью кнопки настройку для отладочного режима, эта стройка появится автоматически, как только среда перейдет в режим отладки.
1.1.3. Палитра компонентов
Палитра компонентов - это главное богатство Delphi. Она занимает правую часть главного окна и имеет закладки, обеспечивающие быстрый поиск нужного компонента. Под компонентом понимается некий функциональный элемент, содержащий определенные свойства и размещаемый программистом в окне формы. С помощью компонентов создается каркас программы, во всяком случае - ее видимые на экране внешние проявления: окна, кнопки, списки выбора и т. д.
Как и панель кнопок, палитра компонентов может настраиваться. Для этого используется специальный редактор, окно которого появляется на экране после щелчка правой кнопкой мыши на любой пиктограмме в палитре компонентов и выбора опции properties (Свойства) (рисунок 4).
Нет смысла удалять какой-то из компонентов, а создавать новые мы с вами пока еще не умеем, поэтому я не рекомендую вам экспериментировать с редактором палитры. Тем не менее один совет все-таки дам. В стандартном наборе страниц палитры компонентов есть страница Samples, содержащая довольно часто используемые компоненты. В то же время ее закладка в палитре закрыта двумя небольшими кнопками “прокрутки” закладок палитры. Имеет смысл поменять ее местами с менее используемой страницей, например, со страницей ADO. Вы можете “перетащить” строку Samples в окне Pages редактора палитры вверх и “положить” ее на строку ADO. После такой перестановки закладка Samples станет доступна в любой момент. Если, к тому же, вы не планируете использовать в своих проектах технологию ADO для доступа к базам данных, перетащите строку ado в самый конец списка.
Рис.4. Окно редактора палитры компонентов
1.2. Окно формы
Окно формы представляет собой проект Windows-окна будущей программы. Вначале это окно пусто. Точнее, оно содержит стандартные для Windows интерфейсные элементы - кнопки вызова системного меню, максимизации, минимизации и закрытия окна, полосу заголовка и очерчивающую рамку. Вся рабочая область окна обычно заполнена точками координатной сетки, служащей для упорядочения размещаемых на форме компонентов (вы можете убрать эти точки, вызвав с помощью меню Tools | Environment options соответствующее окно настроек и убрав флажок в переключателе Display Grid на окне, связанном с закладкой Preferences).
Значительную часть
времени программист занят
1.3. Окно кода программы
Окно кода предназначено для создания и редактирования текста программы. Этот текст составляется по специальным правилам и описывает алгоритм работы программы. Совокупность правил записи текста называется языком программирования. В системе Delphi используется язык программирования Object Pascal, который представляет собой расширенную и усовершенствованную версию широко распространенного языка Паскаль, впервые предложенного швейцарским ученым Н. Виртом еще в 1970 г. и усовершенствованного сотрудниками корпорации Borland (созданные ими языки назывались Turbo Pascal, Borland Pascal и Object Pascal). Несмотря на то, что визуальная среда Delphi берет на себя многие рутинные аспекты программирования, знание языка Object Pascal является непременным условием для любого программиста, работающего в этой среде.
Первоначально окно кода содержит минимальный исходный текст, обеспечивающий нормальное функционирование пустой формы в качестве полноценного Windows-окна. В ходе работы над проектом программист вносит в него необходимые дополнения, чтобы придать программе нужную функциональность. Поскольку для создания даже простых программ вам понадобится создавать и изменять (редактировать) код программы, ниже описываются основные приемы работы с окном кода.
Сразу после открытия нового проекта в нем будут такие строки:
unit Unit1;
interface
uses
Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Frms, Dialogs;
type
TFormI = class(TForm) private
{ Private declarations } public
{ Public declarations } end;
var
Form1: TForm1;
implementation
{SR *.DFM}
end.
Эти строки Delphi автоматически вставляет в окно кода для новой формы. Как уже говорилось, окно кода определяет поведенческую сторону окна программы (т. е. окна, появляющегося после начала работы программы), а окно формы - его внешние проявления. Оба окна тесно связаны друг с другом, причем Delphi “хозяйничает” в его верхней части, вставляя необходимые строки между
unit Unit1;
и implementation
Пока не стоит изменять эту часть текста. В дальнейшем мы будем вставлять в окно текст программы между строками
{$R-*.DFM}
и
end.
в нижней части окна.
Чтобы вставить в окно новую строку (строки), нужно сначала, с помощью клавиш курсора или щелкнув по окну мышью, поставить текстовый указатель (мигающую вертикальную черту) на нужное место, а затем с помощью клавиатуры ввести текст. Обычно текст кода программы располагается в нескольких строках. Для перехода на новую строку используйте клавишу Enter. Если в процессе ввода вы ошиблись и тут же заметили свою ошибку, удалите ошибочный символ клавишей Backspace (продолговатая серая клавиша в правом верхнем углу зоны алфавитно-цифровых клавиш или расположенная там же клавиша с левой стрелкой). Клавиша Backspace удаляет символ слева от мигающего указателя, а клавиша Delete - справа от него. Если понадобится удалить сразу всю строку текста, поставьте в любое место строки мигающий указатель, нажмите клавишу Ctrl и, не отпуская ее, клавишу с латинской буквой Y. Такое совместное нажатие клавиш в дальнейшем будем обозначать символом “+”: Ctrl+Y. Чтобы отменить последнее изменение текста, нажмите Ctrl+Z или выберите
Пункт меню Edit | Undo.
Более полное руководство по работе с текстовым редактором окна кода приводится в прил. 1.
Примечание
Текстовый редактор версий Delphi 4, 5 и б имеет расширенные “интеллектуальные” возможности Code Insight cвяхaнные с контролем текста по мере его ввода программистом. К сожалению, этот контроль отнимает у компьютера определенные ресурсы. Чтобы избавиться от раздражающих пауз в момент набора кода, особенно заметных на ПК с памятью менее 32 Мб, оснащенных процессорами с тактовой частотой 100 и менее МГц, раскройте список опции Tools главного меню, щелкните по опции Editor Options (для вёрсии 4-на опции Environment options) и на странице, связанной с закладкой code insight, уберите флажки в переключателях Code Completion, Code Parameters И Tooltip Symbol Insight. Увы! Вы лишитесь чудесных возможностей режима Code Insight, но зато обретете полный контроль над клавиатурой. (Переключатель Tooltip Expression Evaluation разрешает/запрещает вычисление и показ значения переменной в режиме отладки, когда нау переменной останавливается указатель мыши. Убирать флажок в этом переключателе не имеет смысла, т. к. на этапе ввода текста программы этот, сервис среды заблокирован и активизируется лишь после перехода к режиму отладки).
Информация о работе Создание базы данных "Телефонный справочник"