Создание базы данных "Телефонный справочник"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 09:01, курсовая работа

Описание работы

С начала 60-70хх началось бурное развитие компьютеризации всех крупных промышленных центров. Ближе к 80-ым, компьютеры стали появляться и в учебных заведениях, предмету «Информатика» стали уделять огромное внимание. Стали появляться языки программирования высокого уровня такие, как Delphi, C++.
Borland Delphi появляется в конце 1993 г. и сразу же завоевывает широкую популярность. Новые версии выходят практически каждый год. В них реализуются все новые мастера, компоненты и технологии программирования.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
1. Общие сведения о языке программирования Delphi........................................6
1.1. Главное меню..........................................................................................7
1.1.1. Пиктографические кнопки...............................................................10
1.1.2. Настройки окон..................................................................................11
1.1.3. Палитра компонентов.......................................................................11
1.2. Окно формы..........................................................................................12
1.3. Окно кода программы..........................................................................13
2.Создание Базы данных «Телефонный справочник».......................................17
2.1. Delphi и базы данных..............................................................................17
2.2. Как создавать и использовать базы данных Access.......................17
2.3. Пример работы с базами данных.........................................................20
2.4. Создание Data Module.................................................................23
2.5. Создание таблицы: Справочник городов...........................................26
2.6. Создание окна: Редактирования........................................................29
2.7. Улучшенный пример с поисковыми полями......................................32
2.8. Сортировка...............................................................................................33
2.9. Язык запросов SQL.................................................................................34
2.10. Связанные таблицы...............................................................................35
Заключение.............................................................................................................39
Список используемой литературы.......................................................................40
Приложение Листинг программы........................................................................41

Файлы: 1 файл

Создание БД справочник.doc

— 896.50 Кб (Скачать файл)

 

    1. Главное меню

 

Главное окно осуществляет основные функции управления проектом создаваемой программы. Это окно всегда присутствует на экране и упрямо занимает его самую верхнюю часть. Не пытайтесь его распахнуть на весь экран: даже в максимизированном состоянии его размеры и положение практически не отличаются от обычных.

Связано это с функциональностью  главного окна: с одной стороны, оно  несет в себе элементы, которые  всегда должны быть под рукой у программиста, с другой - окно не должно отнимать у остальных окон Delphi значительного пространства экрана. Минимизация главного окна приводит к исчезновению с экрана других окон Delphi[ Эти окна появятся, как только будут восстановлены размеры главного окна. ], а его закрытие означает окончание работы программиста с системой программирования.

В главном окне располагается главное  меню Delphi, набор пиктографических командных  кнопок и палитра компонентов.

Главное меню [ Помимо главного меню в Delphi широко используется система вспомогательных меню, доступ к которым осуществляется правой кнопкой мыши. ] содержит все необходимые средства для управления проектом. Все опции главного меню представляют собой опции-заголовки, открывающие доступ к выпадающим меню второго уровня. Для начального знакомства с Delphi мы вполне обойдемся пиктографическими кнопками, и нам не понадобится обращаться к главному меню, вот почему подробное описание его опций вы найдете не здесь.

Все элементы главного окна располагаются  на специальных панельках, в левой части которых имеются кнопки управления , позволяющие с помощью мыши перетаскивать панельки с помещенными на них элементами. Любую панельку (кроме главного меню) можно убрать из окна (сделать ее невидимой) или “пустить плавать” по экрану в отдельном окне. Для этого нужно лишь “стащить” панельку с помощью мыши за кнопку из пределов главного окна.

Для изменения состава показываемых на панельке кнопок нужно предварительно щелкнуть по ней правой кнопкой мыши. В появившемся после этого окне вспомогательного меню (рисунок 1) перечислены названия всех панелек и указан их статус (отмеченные флажками панельки видны в главном окне; если отметку убрать, панелька исчезнет). После выбора customize (Настройка) появится окно настройки (рисунок 2). Теперь можно “стаскивать” с панелек ненужные кнопки, выбирать из списка в окне commands (закладка Commands) нужные кнопки и перетаскивать их на экран.

 

 

 

Рис.1. Вспомогательное  меню

 

 

Рис.2.Окно настройки с выбранной закладкой Command

 

Для примера на рисунке 3 показано главное окно с нестандартным расположением панелек и набором отображаемых в них кнопок.

При его создании мне  хотелось, с одной стороны, получить больше места для размещения страниц  галереи компонентов, а с другой поместить в главное окно пиктограммы часто используемых мною команд меню: Project | Syntax check (проверка синтаксиса кода программы), View | Debug Windows | Watches) доступ к окну наблюдения отладочного режима) и View | Debug windows | Breakpoints (доступ к окну точек останова).

 

 

 

 

Рис.3. Главное окно с нестандартным расположением своих элементов

 

      1. Пиктографические кнопки

 

Пиктографические кнопки открывают быстрый доступ к наиболее важным опциям главного меню. По функциональному признаку они разделены на 7 групп. Каждая группа занимает отдельную панельку. В следующей таблице описаны команды, реализуемые стандартным набором пиктографических кнопок.

 

Реализуемое кнопкой  действие

Группа Standard

  Открывает доступ к Репозиторию  Объектов. Эквивалент опции File | New | Other (этой кнопки нет в версиях  1, 2 и 3)

  Открывает существующий файл. Эквивалент опции File | Open File

  Сохраняет файл на диске.  Эквивалент опции File | Save File (клавиши  быстрого доступа Ctrl-S)

  Сохраняв все файлы проекта.  Эквивалент опции File | Save All

  Открывает созданный ранее проект программы. Эквивалент опции File | Open Project (клавиши быстрого доступа Ctrl-F11)

  Добавляет новый файл к  проекту. Эквивалент опции Project | Add to project (клавиши быстрого доступа Shift-F11)

  Удаляет файл из проекта.  Эквивалент опции Project | Remove from Project

Группа View

  Выбирает модуль из списка  модулей, связанных с текущим  проектом. Эквивалент опции View | units (клавиши быстрого доступа Shift-F12)

  Выбирает форму из списка  форм, связанных с текущим проектом. Эквивалент опции View | Forms (клавиши  быстрого доступа Ctrl-F12)

  Переключает активность между  окном формы и окном кода программы. Эквивалент опции View | Toggle Form/Unit (клавиша быстрого доступа F12)

  Создает новую форму и добавляет  ее к проекту. Эквивалент опции  File | New | Form (этой кнопки нет в версиях 1 и 2)

Группа Debug

  Компилирует и выполняет программу.  Эквивалент опции Run | Run (клавиша  быстрого доступа F9)

  Реализует паузу в работе  отлаживаемой программы. Эквивалент  опции Run | Program Pause

  Осуществляет пошаговую трассировку программы с прослеживанием работы вызываемых подпрограмм. Эквивалент опции Run | Trace into (клавиша быстрого доступа F7)

  Осуществляет пошаговую трассировку программы, но не прослеживает работу вызываемых подпрограмм. Эквивалент опции Run | Step Over (клавиша быстрого доступа F8)

Группа Custome

  Открывает доступ к встроенной справочной службе. Эквивалент опции Help | Delphi Help (этой кнопки нет в версиях 1, 2 и 3)

Группа Desktops

  Список выбора возможных вариантов  настройки остальных окон Delphi

  Сохраняет текущую настройку  окон Delphi

  Выбирает настройку окон, соответствующую отладочному режиму


 

1.1.2. Настройка  окон

 

Начиная с версии 5, главное  окно обогатилось тремя новыми интерфейсными  элементами, указанными в группе Desktops предыдущей таблицы. С помощью этих инструментов программист может  подготовить несколько вариантов расположения остальных окон Delphi и сохранить их в настроечном файле.

Обычно выбираются две  или три основные конфигурации окон: для режима разработки форм, для  кодирования и для отладки. При  разработке формы на экране должна быть видна сама форма, Дерево объектов и Инспектор объектов. Настроив соответствующие размеры и положение этих окон, такую настройку можно сохранить под именем, например, Design Desk. Для режима кодирования обычно нужно только максимально распахнутое на экран окно кода с браузером Code Explorer и пристыкованное к нему окно Дерева объектов. Такую конфигурацию можно сохранить под именем code-Desk. Наконец, в отладочном режиме к окну кода желательно “прицепить” некоторые отладочные окна, такие как Watches (окно наблюдений за переменными/выражениями) и Breakpoints (окно создания/настройки точек контрольного останова). Такую конфигурацию можно сохранить под именем DebugDesk, например. Теперь при переходе к тому или иному режиму достаточно раскрыть список и выбрать из него нужную настройку. Если вы предварительно укажете с помощью кнопки настройку для отладочного режима, эта стройка появится автоматически, как только среда перейдет в режим отладки.

 

1.1.3. Палитра компонентов

 

Палитра компонентов - это  главное богатство Delphi. Она занимает правую часть главного окна и имеет  закладки, обеспечивающие быстрый поиск  нужного компонента. Под компонентом  понимается некий функциональный элемент, содержащий определенные свойства и размещаемый программистом в окне формы. С помощью компонентов создается каркас программы, во всяком случае - ее видимые на экране внешние проявления: окна, кнопки, списки выбора и т. д.

Как и панель кнопок, палитра  компонентов может настраиваться. Для этого используется специальный редактор, окно которого появляется на экране после щелчка правой кнопкой мыши на любой пиктограмме в палитре компонентов и выбора опции properties (Свойства) (рисунок 4).

Нет смысла удалять какой-то из компонентов, а создавать новые мы с вами пока еще не умеем, поэтому я не рекомендую вам экспериментировать с редактором палитры. Тем не менее один совет все-таки дам. В стандартном наборе страниц палитры компонентов есть страница Samples, содержащая довольно часто используемые компоненты. В то же время ее закладка в палитре закрыта двумя небольшими кнопками “прокрутки” закладок палитры. Имеет смысл поменять ее местами с менее используемой страницей, например, со страницей ADO. Вы можете “перетащить” строку Samples в окне Pages редактора палитры вверх и “положить” ее на строку ADO. После такой перестановки закладка Samples станет доступна в любой момент. Если, к тому же, вы не планируете использовать в своих проектах технологию ADO для доступа к базам данных, перетащите строку ado в самый конец списка.

 

Рис.4. Окно редактора палитры компонентов

 

1.2. Окно формы

 

Окно формы представляет собой проект Windows-окна будущей программы. Вначале это окно пусто. Точнее, оно содержит стандартные для Windows интерфейсные элементы - кнопки вызова системного меню, максимизации, минимизации и закрытия окна, полосу заголовка и очерчивающую рамку. Вся рабочая область окна обычно заполнена точками координатной сетки, служащей для упорядочения размещаемых на форме компонентов (вы можете убрать эти точки, вызвав с помощью меню Tools | Environment options соответствующее окно настроек и убрав флажок в переключателе Display Grid на окне, связанном с закладкой Preferences).

Значительную часть  времени программист занят увлекательным  занятием, напоминающим работу с набором  деталей конструктора Lego: он “достает”  из палитры компонентов, как из коробки  с деталями, нужный компонент и  размещает его на “наборном поле” окна формы, постепенно заполняя форму интерфейсными элементами. Собственно, именно в этом процессе наполнения формы и заключается главная изюминка визуального программирования. Программист в любой момент времени контролирует содержание окна создаваемой программы и может внести в него необходимые изменения.

 

 

 

1.3. Окно кода программы

 

Окно кода предназначено  для создания и редактирования текста программы. Этот текст составляется по специальным правилам и описывает  алгоритм работы программы. Совокупность правил записи текста называется языком программирования. В системе Delphi используется язык программирования Object Pascal, который представляет собой расширенную и усовершенствованную версию широко распространенного языка Паскаль, впервые предложенного швейцарским ученым Н. Виртом еще в 1970 г. и усовершенствованного сотрудниками корпорации Borland (созданные ими языки назывались Turbo Pascal, Borland Pascal и Object Pascal). Несмотря на то, что визуальная среда Delphi берет на себя многие рутинные аспекты программирования, знание языка Object Pascal является непременным условием для любого программиста, работающего в этой среде.

Первоначально окно кода содержит минимальный исходный текст, обеспечивающий нормальное функционирование пустой формы в качестве полноценного Windows-окна. В ходе работы над проектом программист вносит в него необходимые дополнения, чтобы придать программе нужную функциональность. Поскольку для создания даже простых программ вам понадобится создавать и изменять (редактировать) код программы, ниже описываются основные приемы работы с окном кода.

Сразу после открытия нового проекта в нем будут  такие строки:

unit Unit1;

interface

uses

Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Frms, Dialogs;

type

TFormI = class(TForm) private

{ Private declarations } public

{ Public declarations } end;

var

Form1: TForm1;

implementation

{SR *.DFM}

end.

Эти строки Delphi автоматически  вставляет в окно кода для новой  формы. Как уже говорилось, окно кода определяет поведенческую сторону окна программы (т. е. окна, появляющегося после начала работы программы), а окно формы - его внешние проявления. Оба окна тесно связаны друг с другом, причем Delphi “хозяйничает” в его верхней части, вставляя необходимые строки между

unit Unit1;

и implementation

Пока не стоит изменять эту часть текста. В дальнейшем мы будем вставлять в окно текст  программы между строками

{$R-*.DFM}

и

end.

в нижней части окна.

Чтобы вставить в окно новую строку (строки), нужно сначала, с помощью клавиш курсора или щелкнув по окну мышью, поставить текстовый указатель (мигающую вертикальную черту) на нужное место, а затем с помощью клавиатуры ввести текст. Обычно текст кода программы располагается в нескольких строках. Для перехода на новую строку используйте клавишу Enter. Если в процессе ввода вы ошиблись и тут же заметили свою ошибку, удалите ошибочный символ клавишей Backspace (продолговатая серая клавиша в правом верхнем углу зоны алфавитно-цифровых клавиш или расположенная там же клавиша с левой стрелкой). Клавиша Backspace удаляет символ слева от мигающего указателя, а клавиша Delete - справа от него. Если понадобится удалить сразу всю строку текста, поставьте в любое место строки мигающий указатель, нажмите клавишу Ctrl и, не отпуская ее, клавишу с латинской буквой Y. Такое совместное нажатие клавиш в дальнейшем будем обозначать символом “+”: Ctrl+Y. Чтобы отменить последнее изменение текста, нажмите Ctrl+Z или выберите

Пункт меню Edit | Undo.

Более полное руководство  по работе с текстовым редактором окна кода приводится в прил. 1.

Примечание 

Текстовый редактор версий Delphi 4, 5 и б имеет расширенные  “интеллектуальные” возможности Code Insight cвяхaнные с контролем текста по мере его ввода программистом. К сожалению, этот контроль отнимает у компьютера определенные ресурсы. Чтобы избавиться от раздражающих пауз в момент набора кода, особенно заметных на ПК с памятью менее 32 Мб, оснащенных процессорами с тактовой частотой 100 и менее МГц, раскройте список опции Tools главного меню, щелкните по опции Editor Options (для вёрсии 4-на опции Environment options) и на странице, связанной с закладкой code insight, уберите флажки в переключателях Code Completion, Code Parameters И Tooltip Symbol Insight. Увы! Вы лишитесь чудесных возможностей режима Code Insight, но зато обретете полный контроль над клавиатурой. (Переключатель Tooltip Expression Evaluation разрешает/запрещает вычисление и показ значения переменной в режиме отладки, когда нау переменной останавливается указатель мыши. Убирать флажок в этом переключателе не имеет смысла, т. к. на этапе ввода текста программы этот, сервис среды заблокирован и активизируется лишь после перехода к режиму отладки).

Информация о работе Создание базы данных "Телефонный справочник"