Спецификации TCSEC и российская система оценки безопасности информационных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 13:55, реферат

Описание работы

Оценивание компьютерных систем осуществлялось и осуществляется на основании стандарта, известного как Критерии оценки пригодности компьютерных систем министерства обороны (Department of Defence Trusted Computer System Evaluation Criteria;TCSEC), установленного в 1983 году директивой министра обороны N5200.28-STD. TCSEC известен также под названием "Оранжевая книга" по цвету обложки книги. TCSEC определяет средства, которые должны быть включены в компьютерную систему для того, чтобы такая система была безопасной в отношении обработки критической информации.

Содержание работы

1.Спецификации TCSEC………………………………………………………………стр 3-6
2.Российская система оценки безопасности информационных систем.
1. Понятия и принципы информационной безопасности…………………………..стр 6-9
2. Общие термины и определения………………………………………….…………стр 9-14

3. Совместимость зарубежных и российских стандартов……………….……….....стр 14-15

Файлы: 1 файл

Реферат 1.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

· стандартизация –деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Примечательно также, что  в число принципов стандартизации, провозглашенных в статье 12 упомянутого закона, входит принцип применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если «такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям, либо Российская Федерация, в соответствии с установленными процедурами, выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения». С практической точки зрения, количество стандартов и спецификаций (международных, национальных, отраслевых и т.п.) в области информационной безопасности бесконечно. В курсе рассматриваются наиболее важные из них, знание которых необходимо и разработчикам средств защиты, и системным администраторам, и руководителям соответствующих подразделений и даже пользователям.

Среди множества различных  стандартов и спецификаций, можно выделить две группы документов, которые будут рассмотрены в данном курсе:

· оценочные стандарты, предназначенные для оценки и классификации информационных систем и средств защиты по требованиям безопасности;

· спецификации, регламентирующие различные аспекты реализации и использования средств и методов защиты.

Эти группы, разумеется, дополняют друг друга. Оценочные стандарты описывают важнейшие, с точки зрения информационной безопасности, понятия и аспекты информационных систем (ИС), играя роль организационных и архитектурных спецификаций. Спецификации определяют, как именно строить ИС предписанной архитектуры и выполнять организационные требования.

Из числа оценочных необходимо выделить стандарт Министерства обороны США «Критерии оценки доверенных компьютерных систем» (Trusted Computer System Evaluation Criteria –TCSEC) и его интерпретацию для сетевых конфигураций (Trusted Network Interpretation), «Гармонизированные критерии Европейских стран» (Information Technology Security Evaluation Criteria (ITSEC). Harmonised Criteria of France – Germany –the Netherlands –the United Kingdom), международный стандарт«Критерии оценки безопасности информационных технологий» (CommonCriteria for Information Technology Security Evaluation (CCITSE), и, конечно, Руководящие документы Гостехкомиссии России. К этой же группе относятся: Федеральный стандарт США (Federal Information Processing Standardization, FIPS) «Требования безопасности для криптографических модулей» (FIPS 140-2), Британский стандарт BS 7799 часть 2 «Управление информационной безопасностью. Практические правила» (Information Security Management Systems –Specification with guidance for use), а также международный стандарт ISO/IEC 17799 «Информационная технология.

Практический кодекс по менеджменту информационной безопасности» (Information Technology –Code of practice for information security management), являющийся изложением BS 7799 часть

1. Технические спецификации, применимые к современным распределенным ИС, создаются, главным образом, «Тематической группой по технологии Интернет» (Internet Engineering Task Force, IETF) и ее подразделением –рабочей группой по безопасности. Ядром рассматриваемых технических спецификаций служат документы по безопасности на IP- уровне (IPsec). Кроме этого, анализируется защита на транспортном уровне (Transport Layer Security, TLS), а также на уровне приложений (спецификации GSS-API, Kerberos). Акцентируется внимание на административном и процедурном уровнях безопасности («Руководство по информационной безопасности предприятия», «Как выбирать поставщика интернетуслуг», «Как реагировать на нарушения информационной безопасности»).

В вопросах сетевой безопасности невозможно разобраться без освоения спецификаций X.800 «Архитектура безопасности для взаимодействия открытых систем», X.500 «Служба каталогов: обзор концепций, моделей и сервисов» и X.509 «Служба каталогов: каркасы сертификатов открытых ключей и атрибутов».

Это «стандартный минимум», которым должны активно владеть  все

действующие специалисты  в области информационной безопасности.

По существу, проектирование системы безопасности подразумевает

ответы на следующие вопросы:

· какую информацию защищать;

· какого рода атаки на безопасность системы могут быть предприняты;

· какие средства использовать для защиты информации каждогвида.

Поиск ответов на данные вопросы называется формированием политики безопасности, которая помимо чисто технических аспектов включает также и решение организационных проблем. На практике реализация политики безопасности состоит в присвоении субъектам и объектамидентификаторов, фиксации набора правил, позволяющих определить,имеет ли данный субъект авторизацию, достаточную для предоставленияк данному объекту указанного типа доступа.

Формируя политику безопасности, необходимо учитывать несколько базовых принципов. Так, Зальтцер и Шредер на основе своего опыта работы сформулировали следующие рекомендации для проектирования системы безопасности операционных систем:

· Проектирование системы должно быть открытым. Нарушитель

и так все знает (криптографические  алгоритмы открыты).

· Не должно быть доступа по умолчанию. Ошибки с отклонением легитимного доступа будут обнаружены скорее, чем ошибки там, где разрешен неавторизованный доступ.

· Нужно тщательно проверять текущее авторство. Так, многие системы проверяют привилегии доступа при открытии файла и не делают этого после. В результате пользователь может открыть файл и держать его открытым в течение недели и иметь к нему доступ, хотя владелец уже сменил защиту.

· Давать каждому процессу минимум возможных привилегий.

· Защитные механизмы должны быть просты, постоянны и встроены в нижний слой системы, это не аддитивные добавки (известно много неудачных попыток «улучшения» защиты слабо приспособленной для этого ОС MS-DOS).

· Важна физиологическая приемлемость. Если пользователь видит, что защита требует слишком больших усилий, он от нее откажется.

· Ущерб от атаки и затраты на ее предотвращение должны быть сбалансированы.

Приведенные соображения  показывают необходимость продумывания и встраивания защитных механизмов на самых ранних стадиях проектирования системы.

 

2. Общие термины  и определения.

 

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации дается определение информационной безопасности. Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

В литературе отмечаются неоднозначные подходы к определению понятия информационной безопасности. Так, по мнению М.В. Арсентьева, информационная безопасность –снятие информационной неопределенности относительно объективно и субъективно существующих реальных и потенциальных угроз за счет контроля над мировым информационным пространством и наличие возможностей, условий и средств для отражения этих угроз, что в совокупности определяет уровень (степень) информационной безопасности каждого субъекта.

В.Ю. Статьев  и В.А. Тиньков определяют информационную безопасность как защиту информации и поддерживающей ее инфраструктуры с помощью совокупности программных, аппаратно-программных средств и методов с целью недопущения причинения вреда владельцам этой информации или поддерживающей его инфраструктуре.

А.Д. Урсул определяет информационную безопасность как состояние защищенности основных сфер жизнедеятельности по отношению к опасным информационным воздействиям.

Введем ряд  определений.

Информация –это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях и

процессах. Выделяется более двадцати видов информации по ее отраслевой принадлежности и востребованности в обществе (правовая, научная, финансовая, банковская, коммерческая, медицинская и т.д.). Нет объективной необходимости обеспечивать защиту всей информации, поэтому принято подразделять информацию на открытую и ограниченного доступа. Для эффективного решения задач защиты информации целесообразно в качестве объекта защиты выбирать информацию ограниченного доступа.

Информацию  ограниченного доступа можно подразделить на конфиденциальную информацию и государственную тайну. Конфиденциальная информация –доверительная, не подлежащая огласке информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством. Конфиденциальность информации определяет и доверяет посторонним лицам владелец этой информации.

К конфиденциальной информации относятся сведения, составляющие тайну частной жизни, профессиональную, служебную, коммерческую

тайну.

Тайна частной  жизни –это охраняемые законом конфиденциальные сведения, составляющие личную и семейную тайну лица, незаконное

собирание или  распространение которых причиняет вред правам и законным интересам этого лица и предоставляет ему право на защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Профессиональная  тайна –это охраняемые законом конфиденциальные сведения, доверенные или ставшие известными лицу исключительно в силу исполнения им своих профессиональных обязанностей, не связанных с государственной или муниципальной службой, незаконное получение или распространение которых может повлечь за собой вред правам и законным интересам другого лица, доверившего эти сведения, и привлечение к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Служебная тайна –это охраняемая законом конфиденциальная ин-

формация о  деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости, а также ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законном основании и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, имеющая действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.

Коммерческая  тайна –это охраняемые законом конфиденциальные

сведения в  области производственно-хозяйственной, управленческой, финансовой деятельности организации, имеющие действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к ним нет свободного доступа на законном основании, обладатель сведений принимает меры к их конфиденциальности, незаконное получение, использование или разглашение которых создает угрозу причинения вреда владельцу этих сведений и предоставляет ему право на возмещение причиненных

убытков или  уголовно-правовую защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В отличие от конфиденциальной информации государственная тайна определяется государством через соответствующие государственные органы, получение и разглашение этой информации строго регламентировано нормативными актами, информация имеет гриф секретности. Содержание государственной тайны находит свое законодательное закрепление в Законе РФ «О государственной тайне». Государственная тайна –защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

В этом же Законе РФ «О государственной тайне» прописаны такие принципы как законность, обоснованность и своевременность.

Принцип законности –в широком смысле принцип точного и неукоснительного исполнения всеми органами государства, должностными лицами и гражданами требований закона. Принцип законности служит базой для законотворчества в части правового обеспечения защиты информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, системы регулирования возникающих при этом отношений.

Принцип обоснованности. Защите подлежит прежде всего информация ограниченного доступа, т.е. информация, незаконное получение и распространение которой может причинить вред гражданину, обществу и государству. Необоснованная защита информации, прежде всего ограничение доступа к ней, посягает на конституционные права граждан на ин формацию, а в отдельных случаях препятствует развитию экономики, научно-технического прогресса, отношений в жизненно важных областях деятельности общества и государства. Принцип обоснованности заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности ограничения доступа к конкретной информации, выделении вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов личности, общества, государства, разработки адекватных мер противодействия внешним и внутренним угрозам информационной безопасности.

Принцип своевременности защиты информационной сферы позволяет реализовать процедуру предварительного ограничения доступа к защищаемой информации, осуществлять ее защиту и заключается в установлении ограничений на распространение этой информации с момента ее получения, разработки или заблаговременно. Значение этого принципа заключается прежде всего в том, что ограничение доступа к защищаемой информации, информационным системам, если не исключает полностью, то делает маловероятной возможность совершения преступных посягательств в данной сфере. На практике своевременность достигается путем разработки и четкого исполнения положений концепции и системы защиты объекта. Особое значение данного принципа проявляется в тех случаях, когда та или иная тема, проект, исследование находятся на стадии разработки, изучения, анализа, и при этом разработчики не уделяют должного внимания ограничению доступа к результатам работы, используют незащищенные каналы и средства связи, ЭВМ, привлекают к работе непроверенных специалистов и т.д. Как известно, новые разработки, на правления исследований, технологии представляют повышенный интерес и являются приоритетным направлением в деятельности разведывательных органов иностранных государств, промышленного шпионажа, конкурентов, преступных элементов.

Информация о работе Спецификации TCSEC и российская система оценки безопасности информационных систем