Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 13:55, реферат
Оценивание компьютерных систем осуществлялось и осуществляется на основании стандарта, известного как Критерии оценки пригодности компьютерных систем министерства обороны (Department of Defence Trusted Computer System Evaluation Criteria;TCSEC), установленного в 1983 году директивой министра обороны N5200.28-STD. TCSEC известен также под названием "Оранжевая книга" по цвету обложки книги. TCSEC определяет средства, которые должны быть включены в компьютерную систему для того, чтобы такая система была безопасной в отношении обработки критической информации.
1.Спецификации TCSEC………………………………………………………………стр 3-6
2.Российская система оценки безопасности информационных систем.
1. Понятия и принципы информационной безопасности…………………………..стр 6-9
2. Общие термины и определения………………………………………….…………стр 9-14
3. Совместимость зарубежных и российских стандартов……………….……….....стр 14-15
· стандартизация –деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Примечательно также, что
в число принципов
Среди множества различных стандартов и спецификаций, можно выделить две группы документов, которые будут рассмотрены в данном курсе:
· оценочные стандарты, предназначенные для оценки и классификации информационных систем и средств защиты по требованиям безопасности;
· спецификации, регламентирующие различные аспекты реализации и использования средств и методов защиты.
Эти группы, разумеется, дополняют друг друга. Оценочные стандарты описывают важнейшие, с точки зрения информационной безопасности, понятия и аспекты информационных систем (ИС), играя роль организационных и архитектурных спецификаций. Спецификации определяют, как именно строить ИС предписанной архитектуры и выполнять организационные требования.
Из числа оценочных необходимо выделить стандарт Министерства обороны США «Критерии оценки доверенных компьютерных систем» (Trusted Computer System Evaluation Criteria –TCSEC) и его интерпретацию для сетевых конфигураций (Trusted Network Interpretation), «Гармонизированные критерии Европейских стран» (Information Technology Security Evaluation Criteria (ITSEC). Harmonised Criteria of France – Germany –the Netherlands –the United Kingdom), международный стандарт«Критерии оценки безопасности информационных технологий» (CommonCriteria for Information Technology Security Evaluation (CCITSE), и, конечно, Руководящие документы Гостехкомиссии России. К этой же группе относятся: Федеральный стандарт США (Federal Information Processing Standardization, FIPS) «Требования безопасности для криптографических модулей» (FIPS 140-2), Британский стандарт BS 7799 часть 2 «Управление информационной безопасностью. Практические правила» (Information Security Management Systems –Specification with guidance for use), а также международный стандарт ISO/IEC 17799 «Информационная технология.
Практический кодекс по менеджменту информационной безопасности» (Information Technology –Code of practice for information security management), являющийся изложением BS 7799 часть
1. Технические спецификации, применимые к современным распределенным ИС, создаются, главным образом, «Тематической группой по технологии Интернет» (Internet Engineering Task Force, IETF) и ее подразделением –рабочей группой по безопасности. Ядром рассматриваемых технических спецификаций служат документы по безопасности на IP- уровне (IPsec). Кроме этого, анализируется защита на транспортном уровне (Transport Layer Security, TLS), а также на уровне приложений (спецификации GSS-API, Kerberos). Акцентируется внимание на административном и процедурном уровнях безопасности («Руководство по информационной безопасности предприятия», «Как выбирать поставщика интернетуслуг», «Как реагировать на нарушения информационной безопасности»).
В вопросах сетевой безопасности невозможно разобраться без освоения спецификаций X.800 «Архитектура безопасности для взаимодействия открытых систем», X.500 «Служба каталогов: обзор концепций, моделей и сервисов» и X.509 «Служба каталогов: каркасы сертификатов открытых ключей и атрибутов».
Это «стандартный минимум», которым должны активно владеть все
действующие специалисты в области информационной безопасности.
По существу, проектирование системы безопасности подразумевает
ответы на следующие вопросы:
· какую информацию защищать;
· какого рода атаки на безопасность системы могут быть предприняты;
· какие средства использовать для защиты информации каждогвида.
Поиск ответов на данные вопросы называется формированием политики безопасности, которая помимо чисто технических аспектов включает также и решение организационных проблем. На практике реализация политики безопасности состоит в присвоении субъектам и объектамидентификаторов, фиксации набора правил, позволяющих определить,имеет ли данный субъект авторизацию, достаточную для предоставленияк данному объекту указанного типа доступа.
Формируя политику безопасности, необходимо учитывать несколько базовых принципов. Так, Зальтцер и Шредер на основе своего опыта работы сформулировали следующие рекомендации для проектирования системы безопасности операционных систем:
· Проектирование системы должно быть открытым. Нарушитель
и так все знает (криптографические алгоритмы открыты).
· Не должно быть доступа по умолчанию. Ошибки с отклонением легитимного доступа будут обнаружены скорее, чем ошибки там, где разрешен неавторизованный доступ.
· Нужно тщательно проверять текущее авторство. Так, многие системы проверяют привилегии доступа при открытии файла и не делают этого после. В результате пользователь может открыть файл и держать его открытым в течение недели и иметь к нему доступ, хотя владелец уже сменил защиту.
· Давать каждому процессу минимум возможных привилегий.
· Защитные механизмы должны быть просты, постоянны и встроены в нижний слой системы, это не аддитивные добавки (известно много неудачных попыток «улучшения» защиты слабо приспособленной для этого ОС MS-DOS).
· Важна физиологическая приемлемость. Если пользователь видит, что защита требует слишком больших усилий, он от нее откажется.
· Ущерб от атаки и затраты на ее предотвращение должны быть сбалансированы.
Приведенные соображения показывают необходимость продумывания и встраивания защитных механизмов на самых ранних стадиях проектирования системы.
2. Общие термины и определения.
В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации дается определение информационной безопасности. Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
В литературе отмечаются неоднозначные подходы к определению понятия информационной безопасности. Так, по мнению М.В. Арсентьева, информационная безопасность –снятие информационной неопределенности относительно объективно и субъективно существующих реальных и потенциальных угроз за счет контроля над мировым информационным пространством и наличие возможностей, условий и средств для отражения этих угроз, что в совокупности определяет уровень (степень) информационной безопасности каждого субъекта.
В.Ю. Статьев и В.А. Тиньков определяют информационную безопасность как защиту информации и поддерживающей ее инфраструктуры с помощью совокупности программных, аппаратно-программных средств и методов с целью недопущения причинения вреда владельцам этой информации или поддерживающей его инфраструктуре.
А.Д. Урсул определяет информационную безопасность как состояние защищенности основных сфер жизнедеятельности по отношению к опасным информационным воздействиям.
Введем ряд определений.
Информация –это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях и
процессах. Выделяется более двадцати видов информации по ее отраслевой принадлежности и востребованности в обществе (правовая, научная, финансовая, банковская, коммерческая, медицинская и т.д.). Нет объективной необходимости обеспечивать защиту всей информации, поэтому принято подразделять информацию на открытую и ограниченного доступа. Для эффективного решения задач защиты информации целесообразно в качестве объекта защиты выбирать информацию ограниченного доступа.
Информацию ограниченного доступа можно подразделить на конфиденциальную информацию и государственную тайну. Конфиденциальная информация –доверительная, не подлежащая огласке информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством. Конфиденциальность информации определяет и доверяет посторонним лицам владелец этой информации.
К конфиденциальной информации относятся сведения, составляющие тайну частной жизни, профессиональную, служебную, коммерческую
тайну.
Тайна частной жизни –это охраняемые законом конфиденциальные сведения, составляющие личную и семейную тайну лица, незаконное
собирание или распространение которых причиняет вред правам и законным интересам этого лица и предоставляет ему право на защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Профессиональная тайна –это охраняемые законом конфиденциальные сведения, доверенные или ставшие известными лицу исключительно в силу исполнения им своих профессиональных обязанностей, не связанных с государственной или муниципальной службой, незаконное получение или распространение которых может повлечь за собой вред правам и законным интересам другого лица, доверившего эти сведения, и привлечение к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Служебная тайна –это охраняемая законом конфиденциальная ин-
формация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости, а также ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законном основании и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, имеющая действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.
Коммерческая тайна –это охраняемые законом конфиденциальные
сведения в
области производственно-хозяйс
убытков или уголовно-правовую защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В отличие от конфиденциальной информации государственная тайна определяется государством через соответствующие государственные органы, получение и разглашение этой информации строго регламентировано нормативными актами, информация имеет гриф секретности. Содержание государственной тайны находит свое законодательное закрепление в Законе РФ «О государственной тайне». Государственная тайна –защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
В этом же Законе РФ «О государственной тайне» прописаны такие принципы как законность, обоснованность и своевременность.
Принцип законности –в широком смысле принцип точного и неукоснительного исполнения всеми органами государства, должностными лицами и гражданами требований закона. Принцип законности служит базой для законотворчества в части правового обеспечения защиты информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, системы регулирования возникающих при этом отношений.
Принцип обоснованности. Защите подлежит прежде всего информация ограниченного доступа, т.е. информация, незаконное получение и распространение которой может причинить вред гражданину, обществу и государству. Необоснованная защита информации, прежде всего ограничение доступа к ней, посягает на конституционные права граждан на ин формацию, а в отдельных случаях препятствует развитию экономики, научно-технического прогресса, отношений в жизненно важных областях деятельности общества и государства. Принцип обоснованности заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности ограничения доступа к конкретной информации, выделении вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов личности, общества, государства, разработки адекватных мер противодействия внешним и внутренним угрозам информационной безопасности.
Принцип своевременности защиты информационной сферы позволяет реализовать процедуру предварительного ограничения доступа к защищаемой информации, осуществлять ее защиту и заключается в установлении ограничений на распространение этой информации с момента ее получения, разработки или заблаговременно. Значение этого принципа заключается прежде всего в том, что ограничение доступа к защищаемой информации, информационным системам, если не исключает полностью, то делает маловероятной возможность совершения преступных посягательств в данной сфере. На практике своевременность достигается путем разработки и четкого исполнения положений концепции и системы защиты объекта. Особое значение данного принципа проявляется в тех случаях, когда та или иная тема, проект, исследование находятся на стадии разработки, изучения, анализа, и при этом разработчики не уделяют должного внимания ограничению доступа к результатам работы, используют незащищенные каналы и средства связи, ЭВМ, привлекают к работе непроверенных специалистов и т.д. Как известно, новые разработки, на правления исследований, технологии представляют повышенный интерес и являются приоритетным направлением в деятельности разведывательных органов иностранных государств, промышленного шпионажа, конкурентов, преступных элементов.