Спиральная модель жизненного цикла ЭИС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 10:52, реферат

Описание работы

В настоящее время просматривается тенденция в сторону увеличения объема работ, связанных с разработкой программного обеспечения по сравнению с работами, выполнение которых позволит получить аппаратные средства ЭВМ.
В основе деятельности по созданию и использованию программного обеспечения лежит понятие жизненного цикла. В общем случае различают понятия жизненного цикла программного обеспечения и технологического процесса его разработки.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………………………..3
Спиральная модель процесса разработки ……………………………………………………………..4
Заключение ………………………………………………………………………………………………..5

Файлы: 1 файл

Спиральная модель жизненного цикла ЭИС.doc

— 52.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Московский  государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине

 

Проектирование  экономических информационных систем

 

Тема:

 «Спиральная модель жизненного цикла ЭИС»

 

 

 

 

 

Выполнил:  студент группы Влг05ПИЭ

 

                                                (подпись студента)   Добров В.В.                             

                                         «16» августа 2011г.

 

                                                              Руководитель:

______________

                                                                                                   (должность, ученая степень)

                                                                             Вейцман В.М.

                            

                                                                             (подпись руководителя)                     ФИО

                                       «___» ________ 2011г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ярославль, 2011

 

Содержание

 

 

 

Введение ………………………………………………………………………………………………..3

Спиральная  модель процесса разработки ……………………………………………………………..4

Заключение ………………………………………………………………………………………………..5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

В настоящее время просматривается тенденция в сторону увеличения объема работ, связанных с разработкой программного обеспечения по сравнению с работами, выполнение которых позволит получить аппаратные средства ЭВМ. 
      В основе деятельности по созданию и использованию программного обеспечения лежит понятие жизненного цикла. В общем случае различают понятия жизненного цикла программного обеспечения и технологического процесса его разработки. Более четко различия между данными понятиями просматривается в отношении программных средств. Жизненный цикл является моделью создания и использования программного обеспечения, отражающей его различные состояния, начиная с момента возникновения необходимости в данном ПО и заканчивая моментом его полного выхода из употребления у пользователей.

 
      Существует несколько моделей жизненного цикла. Традиционно выделяют следующие основные этапы жизненного цикла :

 
· стратегическое планирование; анализ требований; 
· проектирование (предварительное и детальное);  
· кодирование (программирование);  
· тестирование и отладка;  
· эксплуатация и сопровождение.

 

Под моделью обычно понимается структура, определяющая последовательность выполнения и взаимосвязи процессов, действий и задач на протяжении жизненного цикла. Из существующих в настоящее  время моделей наиболее распространены две: каскадная и спиральная.

Каждому этапу соответствуют определенный результат и набор документации, являющейся исходными данными для  следующего этапа. В заключение каждого  этапа производится верификация  документов и решений с целью проверки их соответствия первоначальным требованиям заказчика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спиральная модель процесса разработки

 

В реальной жизни оказывается, что  на стадии формулировки требований заказчик не может точно определить все  требования к программному продукту. Для преодоления данной проблемы во второй половине 80-х годов был предложен "спиральный" процесс создания программ (рис. 1.3), делающий упор на этапы анализа и проектирования. Разработка системы по данной методологии происходит итерациями, и после прохождения каждого витка спирали пользователь получает очередную версию системы. После получения заказчиком каждой версии уточняются цели и характеристики проекта, определяется его качество и планируются работы следующего витка спирали.

 

 

         Рис 1.3. Спиральная модель

Итерации по спирали

Спиральная модель разработки ПО, в тех или иных версиях используемая во множестве конкретных прикладных методик, построена на следующем шаблоне. Прежде всего в ходе общения с заказчиком определяется набор наиболее важных и критичных возможностей будущей системы. Далее совместными усилиями определяются желаемые сроки для реализации этой базовой функциональности. Формируется план, начинаются работы и отслеживается их выполнение .

 

В основу спиральной модели заложены две посылки. Многочисленными исследованиями подтверждено, что и заказчик и исполнитель обычно слишком оптимистично относятся к срокам и бюджету, даже при использовании хороших методик оценки объема работ (по функциональным точкам и т. п.). Поэтому результаты таких оценок предлагается увеличивать (ухудшать) достаточно серьезно - примерно на 50%. Кроме того, заказчик обычно слабо представляет архитектуру будущей системы, поэтому ее следует проектировать, закладываясь на открытые технологии и максимально гибкие возможности расширения и наращивания функциональности. Уточнение конкретных требований выполняется итерационно, при этом на каждом витке проектной спирали создается все более точная версия, соответствующая пожеланиям заказчика.

 

Шесть шагов спиральной модели

1. В процессе общения с заказчиком  формируется общее видение проекта,  а также описываются функциональные  возможности, которые необходимо  реализовать в определенные сроки  с нужным качеством. 

2. Расставляются приоритеты, задающие порядок реализации основных функциональных возможностей.

3. Согласовываются временные рамки  проекта. Часто для этого применяются  методики стоимостного прогнозирования  . Далее исполнитель решает, сколько  функциональных возможностей в  соответствии с их приоритетами удастся реализовать в оговоренный срок.

 

4. На данном этапе определяются  архитектура и ядро будущей  системы. Это наиболее ответственный  момент, так как здесь необходимо  учесть пока еще не детализированные  полностью требования к проекту - а они вполне могут быть противоречивыми.

Ядро должно представлять собой  законченный работающий вариант  системы с небольшим набором  необходимых возможностей. Не исключено, что заказчик видит архитектуру  как жесткую конструкцию и  не предусматривает средств ее расширения для обеспечения дополнительной или менее приоритетной функциональности. Поэтому далее определяется способ реализации требований с более низкими приоритетами - это можно делать, например, с помощью встроенного языка сценариев или подключением динамических библиотек, для чего необходимо определить внутренние интерфейсы ядра.

Этот шаг выполняется, как правило, в два и большее число итерационных циклов.

5. Готовится план работ. Он  ориентирован на сроки, определенные  на третьем этапе, и нацелен на скорейшую реализацию ядра системы. Взаимодействуя с работающим прототипом, заказчик быстрее и точнее вырабатывает и уточняет дальнейшие требования и корректирует приоритеты.

6. Разработка системы в соответствии  с планом.

Для этого этапа характерны три типичных класса проблем:

- изменения в требованиях к  проекту;

- изменения параметров самого  проекта (сроков, бюджета, качества);

- временные задержки, связанные  с текущими вопросами (техникой, персоналом).

В ходе их решения приходится избавляться  от задач с меньшими приоритетами и, возможно, изменять критический путь проекта. Все изменения вносятся с учетом основного критерия - сохранения сроков проекта.

Данный подход, конечно, не гарантирует  соблюдения сроков - они могут быть сорваны, например, в случае резкого сокращения бюджета или серьезного изменения требований.

Заключение

 

Сравнивая каскадную и спиральную модели, можно сказать, что каскадная  модель более универсальна, т. е. она  применима к производству разных изделий, будь то отбойный молоток  или графический редактор. Для разных изделий просто будут изменяться количество и название этапов модели. Спиральная же модель более ориентирована именно на информационные системы, особенно на программные продукты, поэтому при разработке информационных систем и их программного обеспечения она предпочтительнее каскадной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            




Информация о работе Спиральная модель жизненного цикла ЭИС