Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 22:40, лекция
Технология электронной обработки учетных задач — совокупность строго регламентированных человеко-машинных операций, выполняемых в определенной последовательности, начиная от момента создания первичного бухгалтерского документа и заканчивая составлением сводной финансовой отчетности. Основой обработки учетных задач являются различные виды информационных массивов. Первый вид информационных массивов связан с процессами сбора и регистрации первичных документов. При использовании ПЭВМ появляется возможность формирования их машиной, что автоматизирует процесс создания документов. Однако не исключена возможность поступления на ПЭВМ и первичных документов, заполненных ручным способом.
1. Характерные черты новой информационной технологии обработки учетных задач.
2. Этапы технологического процесса в условиях децентрализованной обработки учетных данных.
3. Технология электронного документооборота в информационной системе предприятия.
Однако следует отметить, что не всегда каждый первичный документ регистрируется непосредственно в книге журнал-Главная. При большом количестве первичных документов сначала составляются накопительные и группировочные ведомости, затем на их основе составляются мемориальные ордера, которые в свою очередь регистрируются в книге журнал-Главная (рис. 5.8).
Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета (рис. 5.9) имеет следующие учетные регистры:
■ журналы-ордера;
■ вспомогательные ведомости;
■ Главная книга.
Форма бухгалтерского учета определяет организацию документооборота в бухгалтерии предприятия.
Согласно п. 15 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, первичные учетные документы оформляются и передаются в бухгалтерию для отражения в бухучете в соответствии с утвержденным на предприятии графиком документооборота. Этот график разрабатывается под руководством главного бухгалтера и утверждается руководителем предприятия.
График документооборота составляется
в виде схемы или таблицы, в
которой указываются
Отсутствие графика
Наличие же правильно составленного графика документооборота и его соблюдение позволяют рационально распределить должностные обязанности между работниками, вести точный учет и своевременно составлять отчетность. График документооборота отражает взаимосвязи между структурными подразделениями по поводу создания и сроков представления документов.
Современные информационные системы управления предприятием включают в себя подсистему документооборота. Модель документооборота зависит от уровня автоматизации функций управления. В корпоративных информационных системах предпочтение отдается модели полного документооборота, в которой документ представляет собой полноправную информационную единицу. При этом в рамках системы автоматизации управления четко устанавливаются информационные связи подразделений и прослеживается движение отдельных документов и их взаимосвязи. В бухгалтерских информационных системах реализуются следующие модели документооборота:
Модель документооборота «проводка—> первичный документ» не рассматривает документ как основу для фиксации хозяйственной операции. Первичный документ трактуется лишь как выходная форма, которая является дополнением к хозяйственной операции. Информационной основой учета становится проводка. Heдостаток этой модели состоит в том, что введенная запись о хозяйственной операции сразу же становится актуальной и определяемые ею проводки участвуют в расчетах оборотов и сальдо. На практике между выпиской первичного документа и совершением на его основании самой хозяйственной операции существует промежуток времени, в пределах которого могут произойти события, отменяющие или откладывающие хозяйственную операцию. Поэтому бухгалтеру приходится проводить дополнительный контроль, состоялась ли хозяйственная операция и является ли проводка реальной.
Модель документооборота «первичный документ —» проводка» ближе к практике ведения бухгалтерского учета. В ней первичному документу отводится важная роль как основе для отражения хозяйственной операции в учете. Однако и в этой модели подготовка первичного документа и отражение хозяйственной операции не разнесены во времени.
Наиболее приемлемой считается модель документооборота «первичный документ —> хозяйственная операция — проводка». Основным достоинством этой модели является отделение действий по регистрации документов в базе данных от их преобразования в Записи массива информации о хозяйственных операциях. В ходе реализации этой модели документооборота бухгалтер заполняет экранную форму первичного документа, документ формируется, печатается, регистрируется в реестре документов и сохраняется в электронном архиве. После совершения хозяйственной операции бухгалтер вновь обращается к документу через реестр и дает программе команду сформировать по документу проводки, которые регистрируются в информационном массиве хозяйственных операций. При этом соблюдается естественная последовательность работы с документами за счет разделения моментов формирования самого первичного документа и соответствующих ему проводок. Данная модель обработки документов реализована в бухгалтерских информационных системах фирм «Парус», «Интеллект-Сервис», «Авер», «Олникс», «Контур» и др.
Модель документооборота «первичный документ —> хозяйственная операция -> проводка» позволяет в дальнейшем перейти к модели полного документооборота всего предприятия.
На российском рынке предлагается достаточно широкий выбор прикладных программ для автоматизации управления документооборотом.
Программа «1С: Электронный документооборот»
предназначена для
В программе «Галактика» модуль «Управление документооборотом» предназначен для учета, хранения и обработки документов (договоров, писем, приказов, протоколов совещаний и т. п.) в электронном виде. Документы могут быть получены в результате сканирования, по электронной почте или подготовлены в текстовом редакторе. Модуль «Управление документооборотом» обеспечивает создание и ведение перечня дел фирмы, продвижение документов по маршруту обработки, контроль исполнения документов, поиск документов, массовую рассылку в подразделения.
Программа «Кодекс: Документооборот»
предусматривает комплексное
Система «Кодекс: Документооборот» имеет модульную структуру и включает в себя следующие функциональные подсистемы: Служебную корреспонденцию, Контроль положения документов, Письма и обращения граждан, Электронную протокольную службу и др. Система «Кодекс: Документооборот» внедрена в администрации Санкт-Петербурга, на ее основе организовано 150 рабочих мест, предполагается расширение до 500 рабочих мест.
Система автоматизации документооборота «БОСС-референт» (фирма «АйТи») выполнена на базе Lotus Notes. Система Lotus Notes — это сетевая платформа типа клиент-сервер для разработки и размещения прикладных программ, обеспечивающих совместную работу людей над общими проектами, выполнение общих функций.
Рабочее пространство Notes представляет собой графическую пользовательскую панель с пиктограммами баз документов. База документов сочетает в себе свойства базы данных и приложения. Она содержит разноформатные документы, бланки документов, макросы и средства просмотра содержимого базы и ее документов. База документов, как правило, находится в коллективном использовании и располагается на одном или нескольких серверах, но может быть и локальной, например, для размещения незавершенной разработки или копии коллективной базы данных при удаленной работе. Документ является базовым понятием системы Notes. Его структура определяется бланком и может содержать числовые, текстовые и «расширенные» поля. Последние составляют основу документов и обеспечивают их разнообразие. Они могут содержать текст, таблицы, графику, звук, видео, а также объекты, вложенные средствами OLE (Windows), в том числе и мультимедиа-продукты.
В системе Lotus Notes является устойчивой и безопасной средой разработки приложений, посредством которой разработчики могут быстро создавать кросс-платформные приложения в архитектуре клиент-сервер. Эти приложения совместного использования информации позволяют многим пользователям обрабатывать сложные документы, обмениваться информацией и осуществлять автоматизацию бизнес-процессов для географически рассредоточенных объектов.
Наряду с объектно-
Фирма «АйТи» разрабатывает системы автоматизации документооборота для конкретного заказчика на базе Lotus Notes. Возможна интеграция созданной системы с другими продуктами, например с системами управления базами данных.
Среди клиентов компании «АйТи» — государственные структуры и ведомства, крупнейшие промышленные, торговые, строительные предприятия, предприятия связи, финансовые учреждения.
Одним из крупнейших заказчиков и пользователей системы «БОСС-референт» является Магнитогорский металлургический комбинат (ММК). На комбинате работает более 50 тыс. человек. Система объединяет в единую инфраструктуру документооборота более 40 подразделений предприятия, создано 160 рабочих мест системы электронного документооборота «БОСС-референт», в перспективе Планируется оснастить системой еще 50 — 60 рабочих мест. Масштаб документооборота на предприятии колоссален — около 10 тыс. документов в день, причем укрупнение структуры ММК, усложнение происходящих внутри и вне предприятия технологических и бизнес-процессов влечет за собой еще большее увеличение документооборота. Руководство ММК планирует завершить полномасштабное внедрение системы электронного документооборота, для эффективного развития системы внешнего документооборота внедрить в систему средства криптозащиты и электронно-цифровой подписи.
Помимо перечисленных выше фирм, активное участие в разработке систем электронного документооборота принимают такие российские компании, как Documentum, «Оптима», «Ланит», ABBYY, «Весть — Метатехнология», «ТерраЛинк», НПЦ «ИРМ» и др.
Совершенствование средств связи и обработки, использование вычислительных сетей и электронной почты оказывают большое влияние на организацию документооборота и его автоматизацию. Электронный документооборот способствует повышению оперативности и качества решения всех задач в системе управления предприятием, в том числе бухгалтерского учета.
Рис. 1. Концептуальная модель обработки данных в АИС-БУ.
Рис. 2. Структура простой проводки.
Рис. 3. Структура расширенной
Рис. 4. Двухуровневая структура бухгалтерской операции.
Информация о работе Технологии автоматизированной обработки данных в условиях АРМ