Творческие способности основаны
на развитии воображения и характеризуют
возможность своеобразного, нестандартного
решения познавательных задач. Сегодня
творческие способности определяются
как креативность .
Обратимся к работе Б.М. Теплова:
«Главное условие, которое надо обеспечить
в детском творчестве, – искренность.
Без нее все другие достоинства теряют
значение»[11]. Этому условию, естественно,
удовлетворяет то творчество, которое
возникает у ребенка самостоятельно, исходя
из внутренней потребности, без какой-либо
преднамеренной педагогической стимуляции.
Таким образом, возникает большая педагогическая
проблема – поиск таких стимулов к творчеству,
которые рождали бы у ребенка подлинное
действенное желание «сочинять».
Л.Н. Толстой[9], обучая крестьянских
ребятишек, считал важной задачу развития
творчества и предложил одно из возможных
решений ее («Кому у кого учиться писать…»).
Этот прием у Л.Н. Толстого заключался в
том, что он сам начинал вместе с детьми
писать на ту же тему, что и дети: «Ну, кто
лучше напишет? И я с вами». Момент того
способа вовлечения детей в творчество,
который нашел Л.Н. Толстой, выражался в
том, чтобы показать детям не только продукт,
но и сам процесс творчества, процесс писания,
рисования и т.д. с тем, чтобы они собственными
глазами увидели, как «это делается».
Таким образом, творческие способности
– это умение творчески мыслить; гибкость,
точность, быстрота, оригинальность мышления
(дивергентное мышление); нестандартность,
неординарность в решении проблем; возможность
прогнозирования, предвосхищения; способность
к созданию нового, идеального; желание
проводить исследовательскую деятельность;
положительная познавательная мотивация,
активность, интерес, увлеченность творческим
делом. Выделенные компоненты наиболее
полно отражают особенности творческой
личности. Говоря о формировании способностей,
необходимо остановиться на вопросе о
том, когда, с какого возраста следует
развивать творческие способности детей.
Существует гипотеза, что развивать творческие
способности необходимо с самого раннего
возраста. Эта гипотеза находит подтверждение
в физиологии. С психологической точки
зрения дошкольное и школьное детство
является благоприятным периодом для
развития творческих способностей потому,
что в этом возрасте дети чрезвычайно
любознательны, у них есть огромное желание
познавать окружающий мир. И учителя, поощряя
любознательность, сообщая детям знания,
вовлекая их в различные виды деятельности,
способствуют расширению детского опыта.
А накопление опыта и знаний – это необходимая
предпосылка для будущей творческой деятельности.
Из всего выше сказанного можно
сделать вывод, что дошкольный и школьный
возраст, даёт прекрасные возможности
для развития способностей к творчеству.
И от того, насколько были использованы
эти возможности, во многом будет зависеть
творческий потенциал взрослого человека.
Творческий потенциал личности
формируется во всех контактах ребенка
со средой. Знание только тогда становится
достоянием ученика, когда оно является
результатом его собственного мышления,
понимания или рефлексии.
Для развития творческого мышления
в учебном процессе необходимо создать
поле для творчества, своеобразные ситуации,
которые позволили бы развивать творческие
способности. Детское творчество – это
результат потребности ребенка открыть
свой внутренний мир, и к нему надо отнестись
с уважением.
Исследователи выделяют условия
и факторы, способствующие развитию творческих
способностей ребенка. Важнейшие из них:
правильная организация обучающей
среды, т.е. создание психологической безопасности;
отсутствие внешнего оценивания;
Придерживаясь позиции ученых,
определяющих креативные способности
как самостоятельный фактор, развитие
которых является результатом обучения
творческой деятельности младших школьников,
выделяют компоненты творческих (креативных)
способностей:
применение методов организации
творческой деятельности.
Таким образом, для успешного
решения задачи развития творческих способностей
младших школьников необходима систематическая
работа учителя в этом направлении, опирающаяся
на достижения психолого-педагогической
науки с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей.
В настоящее время многие педагоги знают
и широко применяют такие понятия как
внеклассная, внеурочная и внеучебная
деятельность школьников. При этом мы
часто заменяем одно понятие другим, не
задумываясь о происхождении или значении
этих понятий. Например, проведение конкурсов
самодеятельности и постановку спектаклей
часто называют внеучебной деятельностью
школьников. Однако многие такие мероприятия
решают и учебные задачи (конкурс чтецов
по программным произведениям), что относит
их к внеурочной деятельности школьников.
Попробуем разобраться в этом вопросе,
рассмотрев различные виды деятельности
школьников и их взаимосвязь.
Виды деятельности школьников условно
можно классифицировать по следующим
признакам:
по месту проведения (классная
и внеклассная деятельность);
по времени проведения (урочная
и внеурочная деятельность);
по отношению к решению учебных
задач (учебная и внеучебная деятельность).
Рассмотрим взаимосвязь классификаций
по месту и по времени проведения деятельности
школьников.
В классе могут проводиться как урочные,
так и внеурочные занятия. Многие урочные
занятия проводятся вне класса (урок информатики
в музее Мультипликации или Политехническом
музее). Экскурсии, турпоходы проводятся
вне класса и во внеурочное время.
В связи с вышесказанным допустимо отождествлять
понятия классной и урочной деятельности,
а так же внеклассной и внеурочной деятельности.
Рассмотрим взаимосвязь деятельности
школьников по времени проведения и по
отношению к решению учебных задач.
Невозможно провести взаимосвязь
между урочной и внеучебной деятельностью,
т.к. на уроках непосредственно решаются
поставленные учебные задачи. Многие внеурочные
занятия, такие как кружки и факультативы
призваны решать учебные задачи. Художественные,
театральные студии, спортивные секции
проводятся во внеурочное время, но могут
быть не связанными или опосредованно
связанными с решением учебных задач,
что относит их либо к внеучебной, либо
к внеурочной деятельности школьников
соответственно.
Учебная деятельность – один
из основных видов деятельности школьников,
направленный на усвоение теоретических
знаний и способов деятельности в процессе
решения учебных задач.
В свою очередь, внеучебная
деятельность – это один из видов деятельности
школьников, направленный на социализацию
обучаемых, развитие творческих способностей
школьников во внеучебное время.
Внеклассная работа – составная
часть учебно-воспитательного процесса
школы, одна из форм организации свободного
времени учащихся.
Внеклассная работа ориентирована на
создание условий для неформального общения
ребят одного класса или учебной параллели,
имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую
направленность (дискуссионные клубы,
вечера встреч с интересными людьми, экскурсии,
посещение театров и музеев с последующим
обсуждением, социально значимая деятельность,
трудовые акции). Внеклассная работа –
это хорошая возможность для организации
межличностных отношений в классе, между
обучающимися и классным руководителем
с целью создания ученического коллектива
и органов ученического самоуправления.
В процессе многоплановой внеклассной
работы можно обеспечить развитие общекультурных
интересов школьников, способствовать
решению задач нравственного воспитания.
Цель внеклассной деятельности – развитие
мотивации детей к познанию и творчеству,
содействие личностному и профессиональному
самоопределению учащихся, их адаптации
к жизни в обществе, приобщение к здоровому
образу жизни. Оправдывают себя такие
виды внеурочной работы: различные факультативы,
школьные научные общества, объединения
профессиональной направленности, учебные
курсы по выбору.
Хотя цели и задачи учебной
и внеклассной работы полностью совпадают,
в содержании, организации и формах проведения
последней наблюдаются существенные различия.
Основными отличиями внеклассной
работы от учебной являются:
1. Добровольный характер
участия учащихся во внеклассной
работе в отличие от обязательности
учебной деятельности. Учащиеся
решают для себя вопрос об
участии в тех или иных видах
внеклассной работы прежде всего
в соответствии со своими интересами,
желаниями узнать что-то новое,
заняться языком дополнительно
с какими-то определенными целями.
Этот ведущий принцип организации
внеклассной работы обязывает
учителя своевременно обнаружить
заинтересованность учеников внеклассной
работой и языком, вовлечь их в интересующую
их деятельность во внеурочное время и
тем самым пробудить в них интерес к ней.
Этот принцип определяет содержание и
форму внеклассной работы – она должна
постоянно поддерживать, углублять и развивать
интерес к иностранному языку.
2. Внеурочный характер
занятий, который выражается, во-первых,
в отсутствии строго урочной
регламентации, касающийся времени,
места, формы их проведения. Местом
проведения работы может быть
парк, зал музея, школьный сад
и т.д. Во-вторых, в отсутствии
строгого учета знаний, навыков
и умений, оценок в баллах. Проверка
результатов внеклассной работы
осуществляется в форме отчетных
вечеров, концертов, сборов, выпуска
стенгазет на иностранном языке
и т.д.
3. Большая самостоятельность
и инициативность учащихся в
выполнении внеурочных поручений. В отличие
от учебной работы, где помощь учителя
играет ведущую роль, во внеклассной работе
учащиеся проявляют больше самостоятельности,
изобретательности, творчества, как в
выполнении, так и в организации внеурочных
мероприятий, в выборе форм работы, отвечающих
интересам отдельных возрастных групп
учащихся, их склонностям.
Таким образом, все перечисленные
выше виды деятельности школьников, несмотря
на наличие индивидуальных специфических
характеристик, тесно связаны между собой.
Однако, мы считаем, что именно во внеурочной
деятельности возможно в наибольшей степени
развитие мотивации детей к познанию и
творчеству.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование учебной деятельности,
как способа активного добывания знаний,
является одним из направлений развития
личности обучаемого. Специфика этого
способа заключается в последовательной
и целенаправленной отработке активности
самих учащихся (понимание учебной задачи,
овладение способами активных преобразований
объекта усвоения, овладение способами
самоконтроля). На этой основе встает задача
формирования все большей самостоятельности
перехода обучаемых от выполнения одного
компонента учебной деятельности к другим,
то есть формирования способов самоорганизации
деятельности.
Для достижения данной цели
были решены следующие задачи:
1.Изучили сущность форм
обучения и ее виды.
В процессе выполнения работы
выявили, какие существуют формы обучения.
Формы обучения бывают конкретными
(урок, дом. работа, факультативные занятия,
курсовые, консультации, доп. занятия,
формы контроля и т.п.) и общими.
Нами были рассмотрены следующие
виды обучения:
1.Традиционное обучение
2. Дистанционная
форма обучения (ДО)
3. Развивающая
форма обучения
Сегодня наиболее распространенным
является традиционный вариант обучения.
Выявили отличительные
признаки традиционной классно-урочной
технологии следующие:
учащиеся приблизительно одного
возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет
в основном постоянный состав на весь
период школьного обучения;
класс работает по единому годовому
плану и программе согласно расписанию;
основной единицей занятий
является урок;
урок, как правило, посвящен
одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают
над одним и тем же материалом;
работой учащихся на уроке руководит
учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету,
уровень обученности каждого ученика
в отдельности и в конце учебного года
принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
учебные книги (учебники) применяются,
в основном, для домашней работы.
Несомненным достоинством
традиционного обучения является возможность
за короткое время передать большой объем
информации. При таком обучении учащиеся
усваивают знания в готовом виде без раскрытия
путей доказательства их истинности.