Вариант 19

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 16:11, контрольная работа

Описание работы

Целью изучения учебной дисциплины “Информатика” является усвоение студентами знаний и навыков эффективного использования средств и методов информатики при решении разнообразных экономических и управленческих задач

Файлы: 1 файл

Информатика.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

 

 

УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ 1 И 2

 

В начале каждого раздела контрольной  работы следует привести полную формулировку соответствующего задания (как его  общую часть, так и текст индивидуального  варианта).

Рекомендуемый объем материала  по каждому из заданий - не менее  8 страниц рукописного текста средней плотности в тетради. По некоторым темам, не нашедшим достаточно полного освещения в литературе и прочих информационных источниках, объем изложения может быть сокращен.

Если соответствующая тема курса  рассматривалась на лекциях, то использование лекционного материала обязательно.

Не допускается "слепое" копирование  крупных текстовых блоков из используемых книг и журналов.

Высоко будет оцениваться субъективное мнение студента в части оценки эффективности (перспективности) использования описываемых аппаратных или программных средств того или иного вида (типа).

Следует обратить внимание на необходимость  проявления студентами высокой степени  самостоятельности и активности в поиске необходимых для контрольной  работы сведений. При этом не следует ограничиваться лекционным материалом и рекомендованной литературой. В качестве дополнительных источников информации могут быть использованы периодические издания, популярные и профессиональные журналы компьютерной тематики, документация по программному обеспечению и пр.

Приветствуется поиск необходимой  информации в компьютерной сети Internet.

В исключительных случаях при обосновании  студентом невозможности отыскать необходимые сведения тематика индивидуального  задания может быть скорректирована или заменена по согласованию с лектором потока.

Выполняя задание, полезно приводить  рисунки, схемы, таблицы, формулы, графики. Не допускается использование в  тексте работы профессионального жаргона. Можно использовать только общепринятые аббревиатуры. Все другие аббревиатуры должны быть правильно введены автором в тексте работы.

Вся совокупность тем первых двух заданий почти полностью раскрывает содержательную часть рабочей программы  дисциплины. Следовательно, перечисленные  темы окажут непосредственную помощь студенту при изучении дисциплины и при подготовке к сдаче зачета и экзамена.

 

УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ 3

 

При описании используемых в разрабатываемом  алгоритме переменных в качестве их типов могут быть использованы: текстовый, числовой, денежный, процентный или “Дата/Время”. Следует иметь в виду, что процентный формат обеспечивает видимое домножение числа на 100. В вычислениях же участвуют соответствующие значения меньше или равные 1.

При введении переменных для исходных данных следует вводить обозначения и для тех исходных значений, которые заданы в виде констант, так как предполагается, что эти значения после разработки алгоритма могут быть подвергнуты изменению, что не должно повлечь за собой модификацию алгоритма.

Для упрощения расчетов и приданию им большей наглядности возможно также введение переменных для фиксации результатов промежуточных расчетов. В таблице для таких переменных следует предусмотреть соответствующие столбцы, которые в окончательной компьютерной версии надлежит “скрыть”.

В некоторых вариантах задания  потребуется использование описываемых  ниже функций, наименования которых  совпадают с соответствующими встроенными  функциями MS Excel, а аргументы представлены условно и в упрощенной версии:

СУММ( X 1 : XN ) - суммирование N элементов массива X (двоеточие здесь используется в качестве разделителя крайних элементов суммируемой части массива;

СРЗНАЧ( X 1 : XN ) - вычисление среднеарифметического  значения для N элементов массива X;

МИН( X 1 : XN ) - нахождение минимального значения среди N элементов массива X;

МАКС( X 1 : XN ) - нахождение максимального  значения среди N элементов массива X;

ИЛИ(L1; L2; ...) - возвращает значение “истинно”, если хотя бы одно из логических выражений L1, L2, ... “истинно”, и “ложно”, если все исходные логические выражения имеют значение “ложно”;

И(L1; L2; ...) - возвращает значение “истинно”, если все логические выражения L1, L2, ... имеют значение “истинно”, и “ложно”, если хотя бы одно из исходных логических выражений “ложно”;

ЕСЛИ( L; V1; V2) - возвращает значение выражения V1, если логическое выражение L “истинно” и V2, если “ложно”.

Примеры обращения к некоторым  функциям:

C = СРЗНАЧ(A 1 : AN)

Ri = ЕСЛИ(T i =“Да”; S i*(1+P); Si)

Ci = ЕСЛИ(Z i<U; Zi +500; ЕСЛИ( Z i> Q; Zi -250; Zi))

Di = ЕСЛИ(И( E i>=4; Vi>=4); B+X; B+Y)

Последние два примера демонстрируют  вариант вложенных функций.

Если в операциях сравнения  используются текстовые константы, то их необходимо заключать в двойные  кавычки (см. пример выше).

При выполнении операций над календарными датами следует иметь в виду, что разность двух дат - это целое число дней отделяющих эти даты.

В структуре таблицы следует  предусмотреть первый столбец для  № по порядку.

Исходные значения общего плана, такие  как суммы распределяемых средств, разнообразные процентные ставки, рекомендуется размещать над таблицей, снабдив их соответствующими текстовыми комментариями.

Одиночные расчетные значения, такие  как средняя зарплата, минимальный  или максимальный показатели, рекомендуется  размещать под таблицей.

При подборе исходных данных для отладки алгоритма, содержащего развилки (функции ЕСЛИ), следует обеспечить проверку расчетов во всех ветвях алгоритма.

ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 3

Рассмотрим все этапы выполнения задания на конкретном примере. Пусть  дан список преподавателей, которым предложена почасовая учебная нагрузка в вузе за некоторый период. Известны планируемые объемы часов нагрузки для каждого из преподавателей и общая сумма оплаты всего объема часов (в рублях). Определить долю участия (в процентах) преподавателей в общей нагрузке и размер оплаты их труда при соблюдении принципа распределения денежных средств пропорционально объемам планируемой нагрузки. Уменьшить расчетные значения получаемых сумм на величину подоходного налога с физических лиц.

На первом этапе решения поставленной задачи выполняется ее формализация (математическая постановка). При этом вводится разумная система обозначений для исходных, промежуточных и искомых значений с указанием их типов:

N - количество преподавателей в  списке (тип - числовой);

Vi - объемы часов нагрузки для  отдельных преподавателей, где i = 1, ..., N (тип - числовой);

S - общая сумма оплаты труда  преподавателей (тип - денежный);

P - единая ставка подоходного  налога с физических лиц (тип  - процентный);

C - стоимость одного часа учебной нагрузки (тип - денежный);

Di - доли участия отдельных преподавателей  в общей нагрузке, где i = 1, ..., N (тип - процентный);

Zi - размеры рассчитываемой зарплаты  для отдельных преподавателей, где  i = 1, ..., N (тип - денежный);

Ri - суммы к выдаче на руки отдельным преподавателям с учетом подоходного налога (тип - денежный);

VN - итоговая сумма часов нагрузки  для всех преподавателей, где  символ “N” - это часть имени  переменной, а не индекс (тип - числовой);

DN - итоговый процент участия преподавателей в нагрузке, вычисляемый для контроля (тип - процентный);

ZN - итоговая сумма зарплаты преподавателей, вычисляемая для контроля (тип  - денежный);

RN - итоговая сумма зарплаты к  выдаче преподавателям с учетом  подоходного налога (тип - денежный).

Далее намечается ход необходимых  вычислений, записываются требуемые  формульные соотношения. Очевидно, этот этап может быть реализован с помощью  обычного анализа и знаний, полученных в средней школе:

VN = СУММ(V 1 : VN)

C = S / VN

Di = Vi / VN, где i = 1, ..., N

Zi = Vi * C, где i = 1, ..., N

Ri = Zi * (1 - P), i = 1, ..., N

DN = СУММ(D 1 : DN)

ZN = СУММ(Z 1 : ZN)

RN = СУММ(R 1 : RN)

На следующем этапе выполняется  конструирование необходимой для  решения поставленной задачи табличной  формы.

Таблица, как и любой другой документ, всегда имеет наименование. Оно показывает, для чего предназначена таблица и какие по смыслу результаты получаются с помощью необходимых табличных вычислений. В то же время текст наименования таблицы должен быть компактным.

Под наименованием таблицы могут размещаться исходные данные, относящиеся ко всей таблице в целом. В нашем случае имеется два таких значения - S и P.

Результатом конструирования табличной  формы задания является структура, приводимая в таблице 2, в которой  уже проведены необходимые расчеты.

Таблица 2

Табличная форма задания с результатами расчетов

РАСЧЕТ ЗАРПЛАТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-ПОЧАСОВИКОВ 

 

 

На зарплату -

32 000 р. 

 

Подоходный налог -

13%

Преподаватель

Учебная нагрузка

Доля

Зарплата 

С учетом налога

1

Буровцев

70 час.

23,3%

7 467 р. 

6 496 р. 

2

Варов

38 час.

12,7%

4 053 р. 

3 526 р. 

3

Григорьев

52 час. 

17,3%

5 547 р. 

4 826 р. 

4

Кислицын

40 час. 

13,3%

4 267 р. 

3 712 р. 

5

Степанов 

100 час. 

33,3%

10 667 р. 

9 280 р. 

 

Всего

300 час.

100,0%

32 000 р. 

27 840 р.

 

 

 

 

 

Стоимость 1 часа -

106,67 р. 

 

 

В приведенной таблице с целью  компактного изложения используется сокращенный набор исходных данных (N=5). В студенческих же вариантах  следует принять N = 10 - 12.

Как уже указывалось выше, разработанный вычислительный алгоритм и табличная форма будут использованы студентом для реализации задания в среде табличного процессора MS Excel на практических заданиях в период второй сессии. Для этого еще до освоения соответствующего раздела дисциплины “Информатика” полезно представить хотя бы в общих чертах технологию создания документа на рабочем листе табличного процессора.

Первоначально следует ввести наименование таблицы в целом и наименования ее отдельных столбцов. Далее вводятся исходные данные.

Для организации повторяющихся  вычислений сначала вводятся базовые  расчетные формулы чаще в первую строку основной части таблицы. Затем  базовые формулы размножаются вниз по столбцам с работой скрытого механизма  модификации адресов ячеек в  копируемых формулах. В случаях, когда надо зафиксировать в формуле адрес какой-либо ячейки применяют абсолютную адресацию посредством ввода символа “$” перед соответствующей координатой в адресе ячейки.

Подытоживание в столбцах проще  всего выполнить с помощью  операции автосуммирования. При использовании в формулах функций следует вызвать Мастера функций, который в пошаговом диалоге предложит выбрать раздел и имя необходимой функции, а также подготовить соответствующие аргументы.

В обычном режиме при вводе в  ячейку формулы в ней наблюдается результат расчета, подвергнутый установленному форматированию. В специальном отладочном режиме в таких ячейках можно наблюдать введенные в них формулы, как это показано в таблице 3 .

Таблица 3

Таблица задания в среде MS Excel в  режиме вывода формул

 

A

B

C

D

E

F

1

РАСЧЕТ ЗАРПЛАТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-ПОЧАСОВИКОВ

2

 

 

На зарплату -

32000

 

Подоходный налог -

0,13

3

Преподаватель

Учебная нагрузка

Доля

Зарплата 

С учетом налога

4

1

Буровцев

70

=C4/$C$9

=C4*$E$10

=E4*(1-$F$2)

5

2

Варов

38

=C5/$C$9

=C5*$E$10

=E5*(1-$F$2)

6

3

Григорьев

52

=C6/$C$9

=C6*$E$10

=E6*(1-$F$2)

7

4

Кислицын 

40

=C7/$C$9

=C7*$E$10

=E7*(1-$F$2)

8

5

Степанов 

100

=C8/$C$9

=C8*$E$10

=E8*(1-$F$2)

9

 

Всего

=СУММ(C4:C8)

=СУММ(D4:D8)

=СУММ(E4:E8)

=СУММ(F4:F8)

10

 

 
   

Стоимость 1 часа -

=C2/C9

 

 

Информация о работе Вариант 19