Влияние информационных технологий на жизнь современного человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 13:31, реферат

Описание работы

Современная жизнь, производство, здравоохранение и прочие сферы деятельности человека сегодня немыслимы без информационных технологий: каждая из сфер нуждается в переработке огромного количества информации, а также в информационном обслуживании. Наиболее оптимальным и единственно универсальным средством обработки информации является компьютер, исполняющий роль дополнительного усилителя интеллектуальных способностей человека.

Файлы: 1 файл

Информатика реферат.docx

— 33.08 Кб (Скачать файл)

Современная жизнь, производство, здравоохранение и прочие сферы  деятельности человека сегодня немыслимы  без информационных технологий: каждая из сфер нуждается в переработке  огромного количества информации, а  также в информационном обслуживании. Наиболее оптимальным и единственно  универсальным средством обработки  информации является компьютер, исполняющий  роль дополнительного усилителя  интеллектуальных способностей человека.

 

Информационные технологии в жизни самого обыкновенного  человека играют огромное значение, оспаривать которое уже никто не осмелится. ИТ стимулируют развитие самых разнообразные сфер деятельности человека, начиная с узкоспециализированных областей тяжёлой промышленности вплоть до социальных сетей.

 

Даже самые простые  операции на современном предприятии  принято проводить при помощи компьютеризованных систем. Использование  последних разработок в области  технологий и технических средств  не всегда в состоянии решить ряд  возникших проблем, но упростить  их в значительной степени информационным технологиям под силу. Более чётко  этот процесс прослеживается на сложных  участках аналитической деятельности в ходе формирования отчётов и  справок различного характера. Особенный  вклад ИТ внесли в сферу образования, где были полностью компьютеризованы все учебные заведения, что в конечном итоге позволяет в значительной степени облегчить процесс обучения и образования. Благодаря информационным технологиям современный человек имеет практически мгновенный доступ к любой необходимой информации.

 

 

 

Информационные технологии - залог комфорта современного общества

 

Информационные технологии, как неотъемлемая составляющая современной  жизни человека, позволяют управлять  огромными потоками информации с  применением компьютеров (вычислительной техники). В целом, информационные технологии – это комплекс инженерных и технологических  наук, обеспечивающих организацию жизнедеятельности  современного общества. ИТ способны обрабатывать информацию, хранить огромные объемы информации, а также передавать информацию в краткие сроки на любые расстояния.

 

Стремительно растущий потенциал  информационных технологий обеспечивает столь же стремительное сокращение издержек в производственной сфере, способствует облегчению и улучшению  уровня жизни, открывает все новые  и новые возможности для людей. Поскольку нововведения информационных технологий проявляются в каждой сфере жизнедеятельности человека (работа, семья, образование, обслуживающий сектор, отдых и пр.), на сегодняшний день все сложнее представить жизнь без ИТ.

 

По оценкам специалистов, в настоящее время в США  более 65% трудоспособного населения так или иначе задействовано в сфере информационных технологий, а в России – более 40%. Если до начала 80-х годов прошлого века информационные технологии были представлены огромными ЭВМ, применяемыми лишь для внутренних нужд корпораций или исследовательских институтов, то в настоящее время практически весь мир окутан взаимосвязанными между собой сетями. Благодаря информационным технологиям, сегодня созданы миллионы рабочих мест с помощью распространяющихся в сетях услуг.

 

Поскольку информационные технологии обеспечивают минимальные расходы  при обработке, хранении и передаче информации, производственная сфера, в  которой задействованы ИТ, стала более рентабельной. Более того, непрерывно развивающиеся информационные технологии постоянно предлагают все новые и новые продукты (программное обеспечение, вспомогательные процессы и пр.), производство которых, как правило, перенесено в страны третьего мира, что позволяет не только обеспечивать работой население, но и сократить стоимость вспомогательных продуктов.

 

Ни один современный человек  не станет отрицать огромную роль информационных технологий в его жизни. Более  того, вряд ли сегодня можно назвать  хоть одну сферу, где прямо или  косвенно не задействованы информационные технологии. Это и серьезные производственные процессы, которые обеспечивают жизнедеятельность  человека, и весь спектр услуг, и  даже отдых - каждый сегмент работает благодаря ИТ.

 

Представьте себе современного школьника: он не пойдет в библиотеку, чтобы отыскать необходимую для  реферата литературу. Буквально за несколько минут, задав поиск  в Интернете, он скачает массу  необходимой информации, которую  затем попросту скомпонует. Во многих учебных заведениях все большей  популярностью пользуются электронные  учебники, в которых накоплена  вся необходимая для учебного года информация. Школьнику уже нет  необходимости таскать тяжеленные ранцы, достаточно взять с собой компактную электронную книгу - одну! Более того, ученики даже домашние задания могут делать в сети Интернет, получая задание, решая его и отправляя на проверку преподавателю.

 

Этот небольшой пример говорит о том, что информационные технологии все глубже и глубже проникают  в современную жизнь, наполняя ее практичностью, удобством и комфортом. Информационные технологии - это настоящее  и будущее человечества, и общество уже не сможет отказаться от такого комфортного помощника и советчика.

Человек и информационная среда: проблемы взаимодействия

 

В современную эпоху информационного  взрыва и информационной революции  человечество вынуждено за ограниченное время осуществить приспособление к новым условиям своего бытия. Это  резко актуализирует необходимость  философского обсуждения самой проблемы взаимодействия человека с информационной средой. На первый план выходит проблема успешной адаптации человека в современной  информационной среде. Проблема адаптации  человека неотделима от вопроса о  самой его сущности, актуального  для философов во все времена.

 

 

Информационная среда, становясь  все более важной и неотъемлемой частью окружающей среды, предъявляет  к человеку возрастающие адаптивные требования. Человечество было вынуждено  адаптироваться к природной и  искусственно созданной информационной среде на всем протяжении своего развития, однако, жизнь современного человека определяется новыми реалиями, новыми экологическими и социальными обстоятельствами. Поэтому сейчас весьма актуальна  задача анализа позитивных и негативных аспектов процесса адаптации, осмысления новых путей адаптации человека к среде обитания и новых форм построения информационной среды, максимально  отвечающей запросам общества и личности. Ныне необходимо искать контуры современной  целостной концепции человека как  адаптивно-адаптирующего существа на основе философского анализа единства и взаимозависимости социального  и природного аспектов адаптации.

 

 

Проблема адаптации человеческого  социума осуществляется не столько  за счет адаптивных физиологических  способностей, сколько за счет построения надиндивидуальной адаптивной системы – культуры. Социум (сообщество людей, осознающих свое единство и стремящееся его сохранить) является саморегулирующейся системой, обладающей способностью к адаптивному поведению в окружающей среде. В отличие от активности животных человеческая деятельность представляет собой не просто адаптивный, а адаптивно-адаптирующий процесс, то есть приспособление к природной среде путем ее масштабной предметной переработки, ведущей к созданию искусственной среды существования человека или артефактной «второй природы». Все вышесказанное свидетельствует о том, что проблема адаптации человека к информационной среде является остро современной, очень актуальной, смысложизненной для нынешнего этапа цивилизационного развития человечества. Прежде чем анализировать проблему адаптации человека в изменяющейся информационной среде, нужно четко определить, что же такое информационная среда, какие этапы прошла она в своем развитии – с древних времен до той эпохи, в которую живет современный человек – информационной эпохи. На заре человечества информационная среда совпадала с окружающей природной средой. Основным источником информации была природа, от которой полностью зависела жизнь людей.

 

 

С развитием общества происходило  накопление вторичной, социальной информации, которая на сегодня играет определяющую роль в развитии отдельной личности и общества в целом. Современную  информационную среду можно определить как совокупность информационных условий  существования субъекта (наличие  информационных ресурсов и их качество, развитость информационной инфраструктуры), а также социально-экономических  и культурных условий реализации процессов информатизации. Информационная среда со всеми своими составляющими (электронные средства массовой коммуникации – радио, телевидение, Интернет; компьютеризация  всех сфер жизни) стала настолько  глобальным явлением в жизни современного человека, что нынешнюю эпоху можно  с полным правом назвать информационной эпохой. Конечным результатом информационно-компьютерной революции, происходящей на наших глазах, должно стать создание новой информационной цивилизации. В основе процессов  управления и самоорганизации в  живой природе и в человеческом обществе лежит информация, поэтому  возникновение информационного  общества представляет собой качественно  новый этап в процессах самоорганизации  информационных структур. Возникающее  информационное общество, по-видимому, будет характеризоваться:

 

 

а) усилением роли информации и знаний в жизни общества и  человека, овеществлением информации и превращением ее в ведущий фактор экономического развития, в основную экономическую ценность;

 

 

б) интеграцией различных  способов коммуникации (устных, письменных и аудиовизуальных) в интерактивные  информационные сети. Информационное общество – это сетевое общество: оно создано сетями производства, власти и опыта, которые формируют  «культуру реальной виртуальности» (М. Кастельс).

 

 

В) сосредоточением на технологии улучшения обработки информации, поэтому процесс воздействия  знания на само знание является специфическим  для информационного общества.

 

 

Г) развитием творческого  потенциала личности и возрастанием роли сознания в историческом процессе. Информационное общество – это «высокоорганизованное  креативное общество» (Й. Масуда, А. Турен).

 

 

Можно выделить следующие  ключевые этапы развития информационной среды, различающиеся по основным способам адаптирования информации: бесписьменное общество, общество с появлением письменности и современное информационное общество. До изобретения алфавитного письма информация хранилась в виде образов, с изобретением алфавитного письма европейская культура отдала предпочтение кодированию информации в символьном виде. С наступлением информационно-технической революции для записи, хранения и передачи информации используются оба способа (образный и символьный). Таким образом, во все времена человек старался максимально использовать доступные для него способы накапливать информацию. Использование накопленной информации явилось одним из факторов, давших возможность человеку, как биологическому виду, выжить в борьбе за существование. Особенности адаптирования информации современным человеком заключаются в следующем:

 

 

1) Развитие аудиовизуальных  средств передачи информации (телефон,  радио, кино, телевидение) и, в  особенности, компьютерных технологий  во много раз расширило и  качественно изменило поток обрушивающейся  на человека информации, до крайности  обострив проблему адаптации  человека к этой информации. Средства информационного воздействия оказывают огромное влияния на сознание человека и культуру. В нашем обществе дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации. Символическое содержание, представленное в этих СМИ, оказывает глубокое воздействие на процесс социальной адаптации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения.

 

 

2) Появляются такие адаптивные  механизмы, как образование социальных  структур по группам идентичности  и стереотипность массовой культуры  и массового сознания. Образование  социальных структур по группам  идентичности можно рассматривать  как адаптивный механизм в  борьбе человека за сохранение  своего коллективного «Я» в  мире, где распадаются старые  социальные связи. Массовая культура, как и стереотипизация, является адаптационным механизмом, выполняющим роль психологического регулятора в жизни общества и отдельного индивида. Без стереотипов человек не справился бы с тем объемом информации, который он получает из внешнего мира.

 

 

3) Выделяются проблемы  экологии человека, связанные с  бурным развитием информационных  технологий. В этой связи наблюдается  отрицательная адаптация как  на биологическом (компьютерный  зрительный синдром, нервно-мышечные  заболевания), так и на социально-психологическом  уровне (зависимость от Интернета  и компьютерных игр, травмирование детской психики сценами насилия на экране).

 

 

В последней четверти ХХ века развернулась индустрия досуга, обогатившая  рынок развлечений компьютерными  играми. Компьютер вытесняет традиционные формы игры и игрового общения, что  имеет как позитивные, так и  негативные последствия. Компьютерные игры с детских лет сопровождают подрастающее поколение, вызывая, с  одной стороны, гиподинамию, атрофию  опорно-двигательного аппарата и  мышечной мускулатуры, что можно  трактовать как отрицательную адаптацию, с другой стороны, - быстро развивая интеллект, логическое мышление и воображение  человека. В отличие от традиционных игр, особенно в ходе какого-либо празднества, имеющего нередко ритуальный, нетворческий характер, электронные игры зачастую находятся на грани с искусством, требуя дополнения электронных образов  воображением и включения в действие интеллектуальной активности. В то же время компьютерные игры могут  вырабатывать у некоторых индивидов  пассивную позицию, тогда как  в реальных играх происходит контакт  с живыми партнерами и развивается  физический и духовный потенциал  личности. Компьютерный игрок привыкает  перемещаться из одного виртуального мира в другой, быстро воспринимать незнакомые ситуации и адаптироваться к ним. В бурно изменяющемся обществе 21 века развитая интеллектуальная гибкость обеспечит приспособление к новым, неожиданным реалиям. Компьютерные игры выполняют, таким образом, функцию  социализации молодежи в постиндустриальном обществе, подобно древним мистериям. В результате создания человеком  новой окружающей среды (городской, информационной) возникает ситуация, при которой организм человека не имеет эволюционно подготовленной нормы реакции и, поэтому, реагирует  на изменения среды появлением новых  профессиональных заболеваний, хроническим  напряжением адаптационных систем. Диапазон приспособительных возможностей человека, как любого живого существа, ограничен. Перечисленные проблемы, возникающие в ходе взаимодействия человека и современной информационной среды, требуют дальнейшего комплексного осмысления для поиска оптимальных  путей их решения. Подводя итоги, необходимо отметить, что информационная среда является фактором, требующим  фундаментально новой адаптации  человека. Специфика современной  информационной среды ведет к  коррекции существующих природных  и социальных механизмов адаптации  человека и выработке новых. Информационные технологии, став стержнем современной  цивилизации, изменяют не просто качество и содержание жизни современного человека, они грозят трансформировать сам способ его бытия в мире.

Информация о работе Влияние информационных технологий на жизнь современного человека