Влияние информатизации на сферу образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 16:39, реферат

Описание работы

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), характерное для 80-90-х гг. XX в. привело к значительной перестройке информационной среды современного общества, открывая новые возможности общественного прогресса и в сфере образования.
В условиях развивающегося информационного общества в российской системе образования осуществляется пересмотр его основных содержательных позиций, формируется новая образовательная парадигма «информационного образования», трансформируется образовательное пространство в целом, в котором усиливается влияние информационных технологий, а информация выступает в качестве основного компонента обучения и самообразования личности.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

§2 Степень влияния информатизации на сферу образования

 

 Широкомасштабное применение таких современных информационных систем в сфере науки и образования обеспечивают принципиально новый уровень получения и обобщение знаний, их распространение и использование [4].

Внедрение информационно – коммуникационных и интерактивных технологий в различные области современной системы образования принимает все более масштабный и комплексный характер. Повышению качества образования в России на основе информатизации в последние годы уделяют особое внимание. В концепции информатизации общего образования отмечается, что «состояние сферы образования России и тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе информационных технологий, создания в стране единой образовательной информационной среды. Информатизация предполагает сущностное изменение содержания, методов и организационных форм образования».

Информационная интерактивность (по определению Осиповой О.П.) – это заложенное в программное обеспечение взаимодействие, нацеленное на представление информации, навигацию по содержанию и размещение каких-либо сведений. Это взаимодействие включает использование гиперссылок, заполнение форм, поиск данных по ключевым словам и прочие формы диалога с пользователем. Особое место среди методов и приемов организации учебного процесса занимают электронные образовательные комплексы, которые помогают более наглядно и демонстративно представить учебный материал, а также с помощью интерактивного тестирования, проверить насколько учащийся освоил материал. К таким электронным изданиям можно отнести учебные электронные издания фирмы 1С и составляющие их цифровые образовательные ресурсы.

О.П. Осипова дает следующее определение: «Интерактивные технологии – программное обеспечение, которое работает в режиме диалога с пользователем и позволяет управлять процессом обучения». Факт возможности управления является принципиально важным в понятии интерактивности.

Современные информационные и коммуникационные технологии позволяют сформировать образовательную среду, в которой возможно достижение важнейших целей образования следующих групп:

  • общие, универсальные цели;
  • специализированные, относящиеся к определенной сфере человеческой деятельности цели;
  • цели, непосредственно связанные с информационными процессами в современном мире и участием человека в этих процессах.

Рассмотрим основные информационно – коммуникационные технологии, которые используются в учебном процессе:

  • офисные технологии – позволяют подготовить большинство учебных материалов в MS Word, MS Excel, MS PowerPoint, MS Access;
  • сетевые технологии – позволяют использовать учебные материалы в рамках локальной сети учебного заведения, а также глобальной сети Интернет;
  • телекоммуникационные технологии – теле-, видео- и почтовые конференции, чаты, форумы, электронная почта;
  • специализированное программное обеспечение – обеспечивает электронный документооборот учебного заведения, различные контролирующие мероприятия, управление учебным заведением [6].

Хотелось бы особо отметить технологии, использующие интерактивное оборудование, а именно – электронные доски, которые представляют собой современное мультимедиа-средство, обладающее всеми качествами традиционной учебной доски, но имеющее более широкие возможности графического комментирования экранных изображений, контроля и мониторинга работы всех обучаемых одновременно, а также обеспечение эргономичности обучения и создание новых мотивационных предпосылок к обучению.

Совершенствование методик применения ИКТ в преподавании различных дисциплин и формировании образовательной среды должно способствовать достижению главной цели - обеспечению современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Современный уровень информатизации России, оцениваемый по степени развития парка персональных ЭВМ, отстает сегодня от уровня развития США примерно в 15 раз. Объем информационного рынка России составляет лишь 4% от западноевропейского рынка. «Запаздывание» российского образования в сфере информатизации, низкий уровень обеспеченности информационными технологиями образовательных структур в сельской местности и небольших городах обуславливает потерю нашей страной ведущих позиций в глобальном образовательном пространстве и негативно влияет на инновационный потенциал общества. Неравенство в пользований компьютером и вхождение в Интернет еще более усугубляет информационное, технологическое и коммуникативное неравенство [1].     

На государственном уровне можно выделить пять блоков проблем связанных с влиянием информационной и телекоммуникационной среды на развитие науки и образования:

    • электронизация информационных ресурсов и реализация современного телекоммуникационного доступа украинских ученых к информационным ресурсам ведущих национальных центров - генераторов баз данных;
    • создание единого унифицированного интерфейса доступа к ресурсам и электронным каталогам научных библиотек, а также создание системы цифровых библиотек - в первую очередь на базе информационных ресурсов ведущих украинских библиотек;
    • внедрение информационных методов в процессы научных исследований: компьютерное моделирование, корреляционный анализ типа «структура-свойство», статистический анализ и др. Реализация телекоммуникационного доступа к научным базам данных, создаваемым в научных организациях страны. Интеграция научно-исследовательской и информационной деятельности посредством внедрения альтернативной информационной технологии. Ученые могут производить новые знания (научную продукцию) путем проведения эксперимента, теоретических расчетов, обобщения известен, путем сбора фактов, их систематизации. К настоящему времени в украинской науке - по крайней мере, в ряде предметных областей (математика, геология, химия и др.) - накоплен огромный объем известен, информации, требующий очень большого объема работ по ее обобщению, систематизации, для создания условий широкого использования этой информации учеными и специалистами;
    • реконструкция на качественно новой основе информационного обмена между информационными центрами западноевропейских стран и стран - бывших республик СССР;
    • реализация:

а) телекоммуникационного доступа  украинских ученых к зарубежным базам  данных с научной и технической  информацией;

б) доступа мирового научного сообщества к украинским автоматизированным информационным ресурсам [2].     

Следовательно, информационные и телекоммуникационные проекты, которые направлены на развитие науки и образования, не обеспечены достаточной поддержкой правительства, потому при внедрении ИКТ непосредственно в образование и науку необходимо вводить определенные нормативно-правовые акты, которые смогут усовершенствовать процесс внедрения ИКТ в учебу и стать реальным толчком к развитию электронного образования и науки.

Итак, мы видим, что общество не может существовать без информатизации, т.к. она активно внедряется во все сферы жизнедеятельности человека. Это доказывает такой простой пример, как мобилизация и компьютеризация. И, именно, поэтому необходимо идти навстречу и осваивать новые технологии, ведь именно информатизация облегчает жизнь.

 
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе мы выявили, что информатизация образования проявляется в новых технологиях получения и хранения знания, ускорении получения информации, выступает как институциональный фактор, вызывающий структурные и функциональные перемены в образовании, санкционированные как новые социокультурные нормы и принципы образовательной деятельности.

Информатизация образования является источником как социокультурных инноваций (которые характеризуются распространением модульных образовательных программ, индивидуализацией образовательных стратегий, формированием информационной культуры, развитием системы непрерывного образования и дистанционной технологий обучения), так и негативных последствий, социальных и культурных противоречий (снижение фундаментальности знаний, риск «фундаментальной безграмотности», дегуманизации образования, усиление информационного неравенства и социокультурной дифференциации авторов образования).

Внедрение информационных моделей в деятельности образовательных учреждений в России не привело к ожидаемому переходу на принципы «сетевой» организации и горизонтальных интегрированных воздействий. Напротив, информатизация образования в условиях социально – экономического раскола общества, деформируемая экономическими, организационными и социокультурными барьерами, вызвала иерархическую дифференциацию образовательных учреждений на ведущие, средние и периферийные, формирование замкнутых информационно – образовательных сегментов, что приводит к росту аберрантных инноваций и использование задач информатизации в адаптивном контексте.

Информационная культура, рассматриваемая нами как система норм информационного диалога в образовании, образцов осуществления, использования и оценки информатизации, вступает во взаимодействие с культурой «передачи знаний и традиционных форм обучения», которая по-прежнему доминирует в отечественном образовании. Информационная культура вузов, которая предполагает способность преподавателей и студентов эффективно формировать и использовать информационные ресурсы, современные средства информационных коммуникаций и информационных технологий как для обеспечения и развития образовательной деятельности, так и для поиска нового знания, по оценке большинства авторов образования, еще не сформировалась. Хотя существует отношение к информационной культуре как к «моде», заимствованию или «причине формализаций знаний», превалирует конструктивный подход, направленный на внедрение информационной культуры для развития инновационных форм обучения и минимизации неравенства в доступе к ресурсам образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

  1. Горбачук З. И. Информатизация образования [Электронный ресурс] - Режим доступа:// http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/125006.html
  2. Информационные технологии и телекоммуникации в науке и образовании (IT&T ES’2007). Материалы международной научной конференции /Редкол.:А.Н.Тихонов (пред.) и др.; ФГУ ГНИИ ИТТ «Информатика».-М.:ЭГРИ, 2007.-222 стр.:ил.
  3. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М: Издательский центр «Академия», 2001 – 256 с.
  4. Осипова О.П. Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе. Интернет и образование, Август 2009, Том № 11. Опубликовано на сайте Открытый класс: http://www.openclass.ru/io/11/osipova
  5. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. – М.: ИИО РАО, 2010. – 140 с.
  6. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ito.evnts.pw/materials/140/18195/
  7. Экономический словарь [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://abc.informbureau.com/html/eioidiaoecaoess.html
  8. Юзвенко Г.В. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: Учебное пособие для студентов. –Люберцы: НОУ «Гуманитарно-социальный институт», 2006. –57 с.
  9. Юридический словарь [Электронный ресурс] - Сетевой режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/15125

 

 


Информация о работе Влияние информатизации на сферу образования