Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 16:39, реферат
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), характерное для 80-90-х гг. XX в. привело к значительной перестройке информационной среды современного общества, открывая новые возможности общественного прогресса и в сфере образования.
В условиях развивающегося информационного общества в российской системе образования осуществляется пересмотр его основных содержательных позиций, формируется новая образовательная парадигма «информационного образования», трансформируется образовательное пространство в целом, в котором усиливается влияние информационных технологий, а информация выступает в качестве основного компонента обучения и самообразования личности.
Широкомасштабное применение таких современных информационных систем в сфере науки и образования обеспечивают принципиально новый уровень получения и обобщение знаний, их распространение и использование [4].
Внедрение информационно – коммуникационных и интерактивных технологий в различные области современной системы образования принимает все более масштабный и комплексный характер. Повышению качества образования в России на основе информатизации в последние годы уделяют особое внимание. В концепции информатизации общего образования отмечается, что «состояние сферы образования России и тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе информационных технологий, создания в стране единой образовательной информационной среды. Информатизация предполагает сущностное изменение содержания, методов и организационных форм образования».
Информационная интерактивность (по определению Осиповой О.П.) – это заложенное в программное обеспечение взаимодействие, нацеленное на представление информации, навигацию по содержанию и размещение каких-либо сведений. Это взаимодействие включает использование гиперссылок, заполнение форм, поиск данных по ключевым словам и прочие формы диалога с пользователем. Особое место среди методов и приемов организации учебного процесса занимают электронные образовательные комплексы, которые помогают более наглядно и демонстративно представить учебный материал, а также с помощью интерактивного тестирования, проверить насколько учащийся освоил материал. К таким электронным изданиям можно отнести учебные электронные издания фирмы 1С и составляющие их цифровые образовательные ресурсы.
О.П. Осипова дает следующее определение: «Интерактивные технологии – программное обеспечение, которое работает в режиме диалога с пользователем и позволяет управлять процессом обучения». Факт возможности управления является принципиально важным в понятии интерактивности.
Современные информационные и коммуникационные технологии позволяют сформировать образовательную среду, в которой возможно достижение важнейших целей образования следующих групп:
Рассмотрим основные информационно – коммуникационные технологии, которые используются в учебном процессе:
Хотелось бы особо отметить технологии, использующие интерактивное оборудование, а именно – электронные доски, которые представляют собой современное мультимедиа-средство, обладающее всеми качествами традиционной учебной доски, но имеющее более широкие возможности графического комментирования экранных изображений, контроля и мониторинга работы всех обучаемых одновременно, а также обеспечение эргономичности обучения и создание новых мотивационных предпосылок к обучению.
Совершенствование методик применения ИКТ в преподавании различных дисциплин и формировании образовательной среды должно способствовать достижению главной цели - обеспечению современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
Современный уровень информатизации России, оцениваемый по степени развития парка персональных ЭВМ, отстает сегодня от уровня развития США примерно в 15 раз. Объем информационного рынка России составляет лишь 4% от западноевропейского рынка. «Запаздывание» российского образования в сфере информатизации, низкий уровень обеспеченности информационными технологиями образовательных структур в сельской местности и небольших городах обуславливает потерю нашей страной ведущих позиций в глобальном образовательном пространстве и негативно влияет на инновационный потенциал общества. Неравенство в пользований компьютером и вхождение в Интернет еще более усугубляет информационное, технологическое и коммуникативное неравенство [1].
На государственном уровне можно выделить пять блоков проблем связанных с влиянием информационной и телекоммуникационной среды на развитие науки и образования:
а) телекоммуникационного доступа украинских ученых к зарубежным базам данных с научной и технической информацией;
б) доступа мирового научного сообщества к украинским автоматизированным информационным ресурсам [2].
Следовательно, информационные и телекоммуникационные проекты, которые направлены на развитие науки и образования, не обеспечены достаточной поддержкой правительства, потому при внедрении ИКТ непосредственно в образование и науку необходимо вводить определенные нормативно-правовые акты, которые смогут усовершенствовать процесс внедрения ИКТ в учебу и стать реальным толчком к развитию электронного образования и науки.
Итак, мы видим, что общество не может существовать без информатизации, т.к. она активно внедряется во все сферы жизнедеятельности человека. Это доказывает такой простой пример, как мобилизация и компьютеризация. И, именно, поэтому необходимо идти навстречу и осваивать новые технологии, ведь именно информатизация облегчает жизнь.
В данной работе мы выявили, что информатизация образования проявляется в новых технологиях получения и хранения знания, ускорении получения информации, выступает как институциональный фактор, вызывающий структурные и функциональные перемены в образовании, санкционированные как новые социокультурные нормы и принципы образовательной деятельности.
Информатизация образования является источником как социокультурных инноваций (которые характеризуются распространением модульных образовательных программ, индивидуализацией образовательных стратегий, формированием информационной культуры, развитием системы непрерывного образования и дистанционной технологий обучения), так и негативных последствий, социальных и культурных противоречий (снижение фундаментальности знаний, риск «фундаментальной безграмотности», дегуманизации образования, усиление информационного неравенства и социокультурной дифференциации авторов образования).
Внедрение информационных моделей в деятельности образовательных учреждений в России не привело к ожидаемому переходу на принципы «сетевой» организации и горизонтальных интегрированных воздействий. Напротив, информатизация образования в условиях социально – экономического раскола общества, деформируемая экономическими, организационными и социокультурными барьерами, вызвала иерархическую дифференциацию образовательных учреждений на ведущие, средние и периферийные, формирование замкнутых информационно – образовательных сегментов, что приводит к росту аберрантных инноваций и использование задач информатизации в адаптивном контексте.
Информационная культура, рассматриваемая нами как система норм
информационного диалога в
Информация о работе Влияние информатизации на сферу образования