Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 11:32, реферат
Информация все больше наполняет жизнь современного человека, постепенно вступающего в информационную цивилизацию, где производится и потребляется интеллект, знания, что обязательно приводит к увеличению доли умственного труда. От человека требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. Уменьшается доля физического труда и сокращается объем рутинного умственного труда. В информационном обществе складываются новые формы массовой коммуникации, социального общения, стиль мышления и образа жизни, новые парадигмы экономики, политики, управления, к чему необходимо готовиться. На это и должна быть направлена сфера образования и воспитания.
Введение
1. Представление об информационном обществе
2. Опасности информационного общества
3. Влияние процесса информатизации общества на развитие информатизации образования
4. О процессах информатизации в российском образовании
Заключение
Список литературы
Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт психологии, социологии и социальных отношений
Кафедра клинической и специальной психологии
Реферат на тему:
Влияние процесса информатизации общества на развитие информатизации образования
Выполнила: Косолапова Анастасия Денисовна
4 курс очное отделение
специальность «Специальная психология»
Проверила: Усова Н.А.
Москва
2013
Содержание
Введение
1. Представление об
2. Опасности информационного общества
3. Влияние процесса
4. О процессах информатизации в российском образовании
Заключение
Список литературы
Введение
Информация все больше
наполняет жизнь современного человека,
постепенно вступающего в информационную
цивилизацию, где производится и
потребляется интеллект, знания, что
обязательно приводит к увеличению
доли умственного труда. От человека
требуется способность к
В информационном обществе складываются новые формы массовой коммуникации, социального общения, стиль мышления и образа жизни, новые парадигмы экономики, политики, управления, к чему необходимо готовиться. На это и должна быть направлена сфера образования и воспитания.
Происходящий сейчас процесс
информатизации общества влечёт за собой
радикальные изменения в
1.Представление об
Информатизация общества - организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов[7].
Деятельность отдельных
людей, групп, коллективов и организаций
сейчас все в большей степени
начинает зависеть от их информированности
и способности эффективно использовать
имеющуюся информацию. Прежде чем
предпринять какие-то действия, необходимо
провести большую работу по сбору
и переработке информации, ее осмыслению
и анализу. Отыскание рациональных
решений в любой сфере требует
обработки больших объемов
Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее. Образование больших потоков информации обусловливается:
чрезвычайно быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., в которых излагаются результаты научных исследований и опытно-конструкторских работ; постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям человеческой деятельности; появлением разнообразных данных (метеорологических, геофизических, медицинских, экономических и др.), записываемых обычно на магнитных лентах и поэтому непопадающих в сферу действия системы коммуникации. Как результат - наступает информационный кризис (взрыв), который имеет следующие проявления : появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10лет, к 1970 г. - уже каждые 5 лет, с 1990 г. - ежегодно; существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации; возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться работники разных ведомств.
Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию - в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития.
2.Опасности информационного общества
Информатизация современного общества имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Перечислим некоторые опасности и проблемы на пути к информационному обществу:
реальная возможность
разрушения информационными технологиями
частной жизни людей и
опасность большого влияния на общество со стороны средств массовой информации;
проблема отбора качественной и достоверной информации при большом ее объеме;
проблема адаптации людей
к среде информационного
столкновение с виртуальной реальностью, имеющее различные психологические и психические последствия для молодежи;
переход к информационному обществу не сулит каких - либо перемен в социальных благах и усиливает социальную напряженность;
сокращение числа рабочих мест ведет к массовой безработице;
информационные войны - открытое
или скрытое информационное воздействие
государственных систем друг на друга
с целью получения
Информатизация общества вносит фундаментальные изменения в профессиональную деятельность, преобладающей формой которой становится умственная деятельность. При этом мозг подвергается неведомым прежде нервно-психологическим нагрузкам, пропорциональным все возрастающему потоку информации (знаний). Человек добровольно переходит из родного ему естественного мира в искусственный мир информационной техники, что таит угрозу самой человеческой природе. В процессы информатизации молодежь вовлекается чаще и интенсивнее, чем старшие поколения. В этих условиях дети, юноши и девушки, у которых завершается анатомо-физиологическое формирование организма и становление личности, подвергаются скрытой опасности, исходящей от неблагоприятных факторов с их кумулятивным (накопительным) механизмом воздействия.
Ежедневное
3. Влияние процесса информатизации общества на развитие информатизации образования общество информация
В современном информационном
обществе основой развития цивилизации
выступают информационные процессы,
в которых широкое применение
находят информационно-
Проблемы информатизации образования
является фундаментальной и важнейшей
глобальной проблемой XXI века в силу следующих
основных причин: стремительное развитие
процесса информатизации общества, которое
является проявлением общей закономерности
развития цивилизации. Сегодня этот процесс
приобрел поистине глобальный характер
и уже охватывает практически все развитые
страны мира, в том числе и Россию. При
этом информатизация общества влечет
за собой многие весьма радикальные социальные
изменения. Она существенным образом изменяет
практически все стороны жизни людей;
функциональные возможности и технические
характеристики средств информатики,
информационно-
4. О процессах информатизации в российском образовании
Информатизация образования - это процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационно - коммуникационных технологий, ориентированных на реализацию психолого - педагогических целей обучения и воспитания и используемых в комфортных и здоровье сберегающих условиях.
Исследование проблем
информатизации образования предполагает
использование определенного
Таким образом, начнет осуществляться переход на конструктивистский и коннективистский подходы к обучению. Первый предполагает значительное расширение самостоятельной поисковой деятельности учащихся, а второй - поиск обучаемыми связей между понятиями и явлениями, представляющимися на первый взгляд разрозненными и несвязанными между собой. Внедрение НИТ в учебно-воспитательный процесс приводит к коренному изменению функций педагога, который становится исследователем, организатором, консультантом. Можно утверждать, что внедрение НИТО способствует: индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учетом уровня подготовленности, способностей, индивидуально-типологических особенностей усвоения материала, интересов и потребностей обучаемых; изменению характера познавательной деятельности учащихся в сторону ее большей самостоятельности и поискового характера; стимулированию стремления учащихся к постоянному самосовершенствованию и готовности к самостоятельному переобучению; усилению междисциплинарных связей в обучении, комплексному изучению явлений и событий; повышению гибкости, мобильности учебного процесса, его постоянному и динамичному обновлению; изменению форм и методов организации вне учебной жизнедеятельности воспитанников и организации их досуга.
Информация о работе Влияние процесса информатизации общества на развитие информатизации образования