Зачем нужна презентация?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:08, реферат

Описание работы

Презентация – это ультрасовременная форма обучения, которая имеет ряд преимуществ перед традиционными формами самостоятельной работы студентов (рефераты, доклады, сочинения и пр.). Она способна совмещать в себе как информационный, так и гуманистический потенциал. В этом случае она представляет собой некий компромисс или даже некую альтернативу тотальной информатизации и рационализации общества и человека. Ведь, с одной стороны, презентация есть форма обработки, представления и упорядочивания информации при помощи изначально заданной схемы.

Файлы: 1 файл

Презентация по философии и социальной философии, выполняемая сту.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)
  1. Зачем нужна презентация?

Презентация – это ультрасовременная  форма обучения, которая имеет  ряд преимуществ перед традиционными  формами самостоятельной работы студентов (рефераты, доклады, сочинения  и пр.). Она способна совмещать  в себе как информационный, так и гуманистический потенциал. В этом случае она представляет собой некий компромисс или даже некую альтернативу тотальной информатизации и рационализации общества и человека. Ведь, с одной стороны, презентация есть форма обработки, представления и упорядочивания информации при помощи изначально заданной схемы. Но, с другой стороны, презентация есть творчество, созидание. Ее создатель подобен скульптору, задача которого – отсечение всего лишнего, что только на первый взгляд кажется механическим делом. За этим отсечением стоит огромная творческая работа, ведь необходимо из бесформенного и разрозненного объема информации, найденного в книгах, учебниках, журналах, а чаще всего в Интернете, создать и явить нечто новое – свое собственное осмысленное, ценностно окрашенное и обоснованное отношение к проблеме. В этой связи презентация служит выработке определенного взгляда на мир, в ней и через нее реализуется свобода, творчество студента. Можно утверждать, что данная методика обучения – это некая форма, с одной стороны, недетерминированная, оставляющая простор для самореализации, свободных размышлений и выводов а, с другой стороны, направляющая студента в нужное русло, дающая ему какие-то ориентиры, например, в виде критериев оценки. Тот, кто идет по пути создания философской презентации, в руках держит нить Ариадны, которая не дает заблудиться в лабиринтах бессмыслицы и пустословия. Этой своеобразной нитью, руководством является предлагаемая преподавателем тщательно продуманная схема или шаблон.

Презентация по философии и социальной философии, выполняемая студентами в течение одного семестра, представляет собой разновидность учебной деятельности, которая по своему содержанию и структуре совпадает с научной. Существует множество причин использования в учебном процессе данной формы работы.

Студенту необходима работа над  презентациями, чтобы:

  1. научиться работать с большим объемом информации и отсортировывать нужное от ненужного;
  2. расширять свои познания в области философии, социальной философии и других смежных наук;
  3. уметь находить, ставить и в некоторых случаях решать актуальные философские проблемы;
  4. научиться мыслить логично и систематично;
  5. тезисно формулировать основные мысли;
  6. уметь отстаивать собственную философскую позицию;
  7. уметь работать с библиографией, правильно оформлять ссылки, список литературы;
  8. испытать на себе, что значит «заниматься наукой», тем самым, подготавливая себя к написанию курсовых, дипломов и, возможно, диссертаций;
  9. реализовать в себе творческое начало (умение красиво оформлять презентацию, подбирать необходимые по смыслу тексты культуры, создавать свои схемы).

Преподавателю нужна презентация, чтобы:

  1. добиться от студентов полной самостоятельности, исключить возможность скачивания рефератов из Интернета;
  2. иметь возможность продемонстрировать презентацию студента на практических занятиях (при помощи мультимедийного оборудования), задать необходимые вопросы, разобрать достоинства и недостатки и коллективно оценить всю работу;
  3. в связи с большой загруженностью преподавателя сократить время на проверку работы студента.
  4. иметь четкие критерии оценки презентации.
  5. Требования и порядок работы

Главное требование, предъявляемое  к презентациям, - это ее самостоятельный характер. Важно, чтобы выбранная студентом тема вызвала изначальный интерес, побудила к творческой работе, позволила выразить на философском языке собственные мысли и идеи. Не менее важно и то, что презентация, являясь современной формой представления знаний и информации, имеет определенную, непохожую на другие научные формы работы (диплом, курсовую работу, диссертацию, статью, реферат, контрольную работу и пр.) структуру.

Порядок работы над презентацией

  1. Выбор темы.
  2. Подбор литературы.
  3. Написание презентации.
  4. Оформление презентации.
  5. Защита презентации.

 

    1. Выбор темы.

Выбор темы осуществляется студентом произвольно из общего списка тем по согласованию с преподавателем, но в одной учебной группе темы не должны повторяться. Тему следует выбирать с учетом интереса студента к определенным вопросам курса, наличия литературы, доступа к дополнительным источникам. Допускается в некоторых случаях выбрать свою тему презентации или видоизменить тему из предложенного списка. Главным условием является согласование выбранной самостоятельно темы с преподавателем.

    1. Подбор литературы.

Подбор литературы - дело ответственное и достаточно трудоемкое. Данная методичка значительно облегчает задачу, поскольку в заключительной части дается список рекомендуемой литературы по каждой теме, а также список Интернет-ресурсов. Однако следует помнить, что предложенные перечни носят рекомендательный характер, они не исчерпывающие и могут быть самостоятельно откорректированы в зависимости от возможностей студента, в связи с появлением новых, не вошедших в эти списки, работ и публикаций.

На этой стадии нужно:

  • Ознакомиться с настоящей методичкой, а также программой по курсу философии.
  • Просмотреть систематический и алфавитный каталоги библиотеки ВГТУ и научной библиотеки им. Никитина, а также других библиотек и выяснить наличие литературы. Одним из вариантов является приобретение базовых источников в книжных магазинах.
  • Обратиться к философским словарям (печатным и электронным): там можно найти основные определения, степень разработанности проблемы, какие-то идеи.
  • Просмотреть названия опубликованных статей по выбранной теме в научно-теоретических журналах за последние 5 лет, по последним номерам за каждый год и номера журналов за текущий год. Следует обратить внимание на публикации в журналах «Вопросы философии», «Общественные науки», «Человек», «Здравый Смысл» и пр.
  • Просмотреть данные о литературных источниках по исследуемой теме в изучаемых работах: в списках литературы, в сносках.

После подбора литературы и ее получения  необходимо приступить к ее изучению, руководствуясь при этом рекомендуемым планом.

При чтении отобранной литературы следует делать краткие выписки, записи в виде цитат, характеризующих ту или иную проблему, раскрывающих содержание рассматриваемых проблем.

В ходе изучения литературы, выписок, подбора примеров, необходимо каждый раз делать для себя пометку о  выходных данных источника (фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, страницы), чтобы в будущем правильно оформить презентацию.

    1. Оформление работы.

Презентация должна быть надлежащим образом оформлена. Она выполняется  в программе Power Point (приложение к Microsoft Office).

Общий объем не должен превышать 15 страниц текста. Шрифт, его размер подбирается произвольно, главное  требование, чтобы текст и вставленные  картинки были читаемыми и распознаваемыми.

Следует располагать каждый пункт  презентации (актуальность, объект исследования, положения и пр.) по горизонтали на отдельном слайде (странице). Необходимо выделить заглавие слайда.

Заголовки печатаются в середине строки без точки в конце.

Все страницы текста должны иметь  сквозную нумерацию арабскими цифрами в верхней части страницы (по центру или справа).

Текст должен соответствовать структуре  презентации.

    1. Защита презентации.

К защите не допускаются презентации со следующими недостатками: не выдержан объем, допущено значительное количество ошибок, выполнено небрежно, без выводов, а также списка использованной литературы, в работе отсутствуют сноски или их недостаточное количество (например 1-2  для всей работы), ксерокопированные работы или работы взятые из Интернета (возникает сомнение по поводу авторства).

Выполненная с соблюдением всех указаний презентация сдается в  календарные сроки, объявленные  преподавателем.  За несколько дней до защиты презентации автор получает от оппонента (рецензента) отзыв, с которым знакомится. Особое внимание следует обратить на указанные в отзыве недоработки, упущения, замечания, вопросы. Следует заранее подготовиться, чтобы ответить в аудитории на все замечания оппонента, иначе это существенно может снизить оценку работы.

Во время защиты необходимо в  течение 5-10 минут изложить актуальность, основные положения презентации и четко ответить на вопросы аудитории (если они возникнут).

Оценка работы складывается с учетом полноты и глубины освещения  темы презентации; степени самостоятельности  в их изложении; полноты использования имеющейся по данной теме литературы; а также полноты ответов на вопросы.

  1. Структура презентации
  2. Титульный лист.
  3. Цитата, отражающая тему исследования.
  4. Основные понятия и их определения.
  5. Актуальность темы исследования.
  6. Степень разработанности проблемы.
  7. Объект и предмет исследования.
  8. Цели и задачи исследования.
  9. Положения, выносимые на защиту (основные тезисы).
  10. Схема.
  11. Текст культуры.
  12. Выводы.
  13. Список литературы.

 

    1. Титульный лист.

Титульный лист – первая страница вашей презентации. Он должен содержать следующие сведения:

  • Название федерального агентства, учебного заведения и факультета.
  • Полное название работы.
  • Фамилия и инициалы студента с указанием курса.
  • Фамилия и инициалы научного руководителя (консультанта), его ученой степени (звания).
  • Фамилия и инициалы вашего оппонента (рецензента).
  • Место и год написания работы.

Образец оформления титульного листа  вы найдете в Приложении 1.

    1. Цитата, характеризующая тему исследования.

Цитата, характеризующая тему исследования, является визитной карточкой вашей  презентации. Она полностью должна предвосхищать все последующие части вашей работы, настраивать читателя, создавать определенный контекст понимания вашей проблемы.

В цитате должна быть заложена какая-то мысль, которую вы полностью разделяете или же которая представляется спорной.

Цитата должна принадлежать какому-то очень известному автору, в первую очередь, философу. Однако можно использовать также цитаты виднейших ученых, нобелевских  лауреатов, религиозных деятелей, мыслителей. Не забудьте указать, кому принадлежит данная цитата (фамилия и инициалы автора ставится справа под цитатой).

Цитата располагается на отдельном  слайде (странице) по центру, крупным  шрифтом.

    1. Основные понятия.

Важно выделить и дать определения  основным понятиям, используемым в  презентации. В определении понятия зафиксирован в предельно лаконичной, ясной и прозрачной форме основной смысл вашей темы. Поэтому работа с понятиями позволяет создать понятийное ядро вашей научной работы.

Понятия и их определения должны иметь философский характер. Они должны быть взяты только из современных философских словарей с указанием первоисточника (например: Гайденко П.П. Существование / П.П. Гайденко  // Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М.: Мысль, 2001. – Т.3. - С. 677-679). Не следует использовать определения понятий из сомнительных источников и без указания выходных данных (без ссылки на первоисточник).

    1. Актуальность темы исследования.

Отвечая на вопрос о том, почему именно сейчас необходимо данное исследование, вы тем самым освещаете его актуальность. Актуальность может быть теоретической (т.е. обнаруженная проблема находится на переднем крае науки, она разрабатывается современными учеными и т.п.), или практической, т.е. вытекающей из злободневных запросов практики общественной жизни. Обосновывая актуальность, вы можете упомянуть об исследованиях, проводимых в смежных областях, например, в медицине.

Основными аспектами актуальности философского исследования могут быть:

  1. неразработанность, неизученность данной проблемы на сегодняшний день;
  2. противоречивость самого изучаемого явления, проблемы, мнений по какому-то вопросу;
  3. важность данной проблемы для любого человека, каких-то групп людей или целого общества;
  4. извечным интересом к проблеме и пр.
    1. Степень разработанности проблемы.

Информация о работе Зачем нужна презентация?