Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 22:17, реферат
Жизненный цикл информационной системы — период времени, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания информационной системы и заканчивается в момент ее полного изъятия из эксплуатации.
Понятие жизненного цикла является одним из базовых понятий методологии проектирования информационных систем.
Методология проектирования информационных систем описывает процесс создания и сопровождения систем в виде жизненного цикла (ЖЦ) ИС, представляя его как некоторую последовательность стадий и выполняемых на них процессов.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Жизненный цикл информационных систем……………………………….4
1.2. Модель жизненного цикла и технология проектирования………….…4
2. Стандарты, регламентирующие жизненный цикл ИС……………………11
Заключение…………………………………………………………………………13
Список использованных источников……………………………………………..14
РЕФЕРАТ на тему:
«Жизненный цикл ИС».
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………..
Введение.
В последние десятилетия эффективность
управления и развития бизнеса, других
значимых сфер жизнедеятельности человека
определяют профессионально-
Жизненный цикл информационной системы — период времени, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания информационной системы и заканчивается в момент ее полного изъятия из эксплуатации.
Понятие жизненного цикла является одним из базовых понятий методологии проектирования информационных систем.
Методология проектирования информационных систем описывает процесс создания и сопровождения систем в виде жизненного цикла (ЖЦ) ИС, представляя его как некоторую последовательность стадий и выполняемых на них процессов. Для каждого этапа определяются состав и последовательность выполняемых работ, получаемые результаты, методы и средства, необходимые для выполнения работ, роли и ответственность участников и т.д. Такое формальное описание ЖЦ ИС позволяет спланировать и организовать процесс коллективной разработки и обеспечить управление этим процессом.
Жизненный цикл информационных систем
В начале нужно дать определение, что же такое жизненный цикл ИС.
Под жизненным циклом информационной системы обычно понимается непрерывный процесс, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания системы и заканчивается в момент ее полного изъятия из эксплуатации.
Современные сети разрабатываются на основе стандартов, что позволяет обеспечить, во-первых, их высокую эффективность и, во-вторых, возможность их взаимодействия между собой.
Вообще говоря, все стандарты на информационные системы (как и на любые системы вообще) можно разбить на следующие два основных класса:
Модели, определяемые стандартами этих двух классов, конечно же взаимосвязаны, однако решают совершенно разные задачи и характеризуются принципиально различными подходами к их построению.
Модель жизненного цикла ИС – это модель создания и использования ИС, отражающая ее различные состояния, начиная с момента возникновения необходимости в данном комплексе средств и заканчивая моментом его полного выхода из употребления у пользователей.
Модель жизненного цикла и технология проектирования
Известно, что технология проектирования задает последовательность действий, необходимых для получения проекта ИС. Очевидно, что выполнение каждого из таких действий означает переход информационно системы из одного состояния в другое. Таким образом, всякая технология проектирования однозначно описывает некоторую модель жизненного цикла. С другой стороны, построив модель жизненного цикла информационной системы, то есть определив:
получим однозначное описание выбранной нами технологии проектирования. Таким образом, модель жизненного цикла – это неотъемлемая и важнейшая часть технологии проектирования информационных систем.
Как известно, модель жизненного цикла ИС состоит из следующих стадий:
Формирование требований к системе (предпроектная стадия, стадия системного анализа). В рамках данной стадии проводится исследование и анализ деятельности автоматизируемого объекта; значение имеют, разумеется, только те процессы, которые соответствуют целям и задачам этого объекта. В результате получается модель объекта, которую обычно описывают в терминах бизнес-процессов и бизнес-функций. Параллельно с этим выявляются недостатки существующих информационных систем и формулируются потребности в совершенствовании системы управления объектом и/или автоматизации его отдельных функций. Требования должны быть экономически обоснованными. Результатом выполнения описанных этапов стадии является оформление технико-экономического обоснования (ТЭО) и технического задания (ТЗ) на разработку ИС. Обычно ТЭО оформляется как часть ТЗ. Кроме того, в ТЗ обязательно отражаются требования к ИС и ограничения на ресурсы проектирования (в первую очередь, сроки исполнения). Требования к ИС определяются как множество функций, реализуемых системой, а также описание предоставляемой ей информации.
Проектирование (техническое проектирование, логическое проектирование). В соответствии с полученными требованиями проектировщики разрабатывают функциональную архитектуру ИС, которая отражает структуру выполняемых ей функций, и системную архитектуру ИС, которая представляет собой состав обеспечивающих подсистем. Построение системной архитектуры проводится на базе описания функциональной архитектуры ИС и фактически заключается в составлении технологии обработки информации с участием всех обеспечивающих подсистем ИС (в первую очередь, информационного, технического, и программного обеспечения). Результатом выполнения стадии проектирования обычно являются: 1) концептуальная, логическая и физическая модели данных ИС; 2) спецификации модулей ИС; 3) спецификация пользовательских интерфейсов ИС; 4) множество выбранных проектных решений, определяющих архитектуру ИС – в том числе выбранная платформа ПО, количество звеньев в архитектуре (однозвенная, двухзвенная [клиент-сервер или файл-сервер], трехзвенная) и др. Итоговый документ, завершающий стадию проектирования, – технический проект (ТП).
Реализация (рабочее проектирование, физическое проектирование, программирование). Заключается в разработке и настройке программ информационной системы и наполнении информацией соответствующих баз данных. Важным этапом реализации является составление инструкций по эксплуатации для персонала ИС. Стадия завершается оформлением рабочего проекта (РП).
Тестирование и внедрение (опытная эксплуатация). На этой стадии производится комплексная отладка ИС, проверка на соответствие модулей системы их спецификациям (наличие всех необходимых функций, отсутствие лишних функций), проверка надежности работы (восстанавливаемость после сбоев программного и аппаратного обеспечения, наработка на отказ и т.п.), обучение персонала. Сложные информационные системы обычно требуют опытного внедрения: например, сначала ИС устанавливается в одном отделе организации, затем постепенно к автоматизации подключаются остальные подразделения. Стадия внедрения завершается подписанием акта приемо-сдаточных испытаний – который устанавливает соответствие реализованной ИС требованиям заказчика.
Эксплуатация (сопровождение). На этой стадии обеспечивается процесс штатной эксплуатации ИС, который помимо всего прочего включает в себя сбор рекламаций (претензий) и статистики о функционировании ИС, исправление ошибок и недоработок, оформление требований к модернизации ИС.
В настоящее время известны и используются следующие модели жизненного цикла:
Достоинства каскадного подхода:
Основным недостатком этого подхода является то, что реальный процесс создания информационной системы (за исключением самых простых) никогда полностью не укладывается в его жесткую схему, но постоянно возникает потребность в возврате к предыдущим этапам и уточнении или пересмотре ранее принятых решений. В результате реальный процесс создания ИС оказывается соответствующим поэтапной модели с промежуточным контролем
Однако и эта схема не позволяет оперативно учитывать возникающие изменения и уточнения требований к системе. Согласование результатов разработки с пользователями производится только в точках, планируемых после завершения каждого этапа работ, а общие требования к ИС зафиксированы в виде технического задания на все время ее создания. Таким образом, пользователи зачастую получают систему, не удовлетворяющую их реальным потребностям.
Спиральная модель жизненного цикла была предложена для преодоления перечисленных проблем. На этапах анализа и проектирования реализуемость технических решений и степень удовлетворения потребностей заказчика проверяется путем создания прототипов. Каждый виток спирали (каждая итерация) соответствует созданию работоспособного фрагмента или версии системы. Полученный прототип оценивается с точки зрения качества разработки, а также соответствия текущих требований к ИС и стратегии развития проекта. На основе проведенного анализа требования, цели и характеристики проекта могут быть уточнены. После этого планируются и выполняются работы следующего витка спирали. Таким образом, с каждой итерацией проект информационной системы становится все более конкретным и детализированным. Разработка проекта по спиральной модели ведется «сверху-вниз» – от формирования требований к функциональности и решения общесистемных вопросов (таких как организация интегрированной базы данных, выработка технологии сбора, передачи и накопления информации и т.п.) до решения конкретных алгоритмических задач. С другой стороны, реализация обратной связи с заказчиками и пользователями системы проводится на каждой итерации, что характерно для подхода «снизу-вверх».
Достоинства спиральной модели ЖЦ:
-Позволяет как можно скорее показать заказчику системы работоспособный продукт, активизируя тем самым процесс уточнения и дополнения требований;
-Позволяет заказчику принимать
активное участие при
-Позволяет минимизировать
-Обеспечивает разбиение
-Объединяет достоинства
-Обеспечивает предсказуемое
-При использовании модели не обязательно заранее распределять все необходимые для создания ИС ресурсы.
Недостатки спиральной модели ЖЦ:
-Организация проектирования
-Модель имеет сложную
-Спираль может продолжаться до бесконечности, поскольку каждая ответная реакция заказчика на созданную версию может порождать новый цикл работ;
-Большое количество
-Возникают затруднения в
Стандарты, регламентирующие жизненный цикл ИС
На сегодняшний день существует немало стандартов, регламентирующих жизненный цикл информационных систем: