Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 15:08, контрольная работа
Главным и единственным субъектом коммуникации является человек, который для обеспечения своей жизнедеятельности вступает во взаимосвязь с другими людьми. Система человеческих взаимоотношений опосредуется культурой, которая определяет характер и эффективность человеческого общения. Но в ходе различных видов деятельности человека складывается потребность в поиске более совершенных и эффективных форм общения, что порождает различные роли и назначение тех или иных форм общения. Иными словами, в зависимости от разнообразных причин различные формы общения приобретают соответствующее назначение в жизнедеятельности людей, то есть функцию.
01-1 Функции коммуникации. 4
02-2 Типы коммуникации. 8
03-3 Коммуникационная революция индустриального общества. 10
04-4 Механизмы и условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации. 14
05-5 Роль коммуникации в корпоративной деятельности. 21
Список использованных источников. 26
Внутри
отдельных стран
Соответствующие
образовательным целям,
Степень
эффективности межличностной
Совместимость партнеров как коммуникативных личностей предполагает совместимость по всем трем параметрам. Наличие коммуникативных потребностей, даже при различии коммуникативных установок, способствует установлению контакта, что важно для начального этапа коммуникации, Сигналом для контакта могут служить как вербальные, так и невербальные средства. Здесь очень важно, чтобы их актуализация соответствовала принятым социальным нормам речевого поведения. Это в значительной степени облегчает речевое взаимодействие. Наибольшую роль тут играет совместимость когнитивных параметров, которые организованы в определенном когнитивном пространстве в виде блоков идентификации, рефлексии, знаний о вербальных и невербальных средствах коммуникации и др. Несмотря на то, что у каждого индивида объем этих блоков и их структура различны, поскольку они формируются на основе не только общественного познавательного опыта, но и личного, несмотря на то, что они зависят от особенностей работы полушарий головного мозга, отличающихся асимметрией, наличие готовых блоков позволяет оперировать ими с достаточной эффективностью, чтобы воспринять и оценить информацию и сформулировать свою реакцию.
Отмечено,
что уже на начальном этапе
межличностной коммуникации оба
партнера, опираясь на свой познавательный
опыт, решают одновременно несколько
задач: 1) Что я думаю о себе
- кто я такой? 2) Что я думаю
о партнере - кто он такой? 3) Что
я думаю о том, как партнер
думает обо мне? 4) Что думает партнер
о себе? 5) Что думает партнер обо
мне? 6) Что думает партнер о том,
как я его себе представляю. Здесь
задействованы блоки
В контексте межличностной коммуникации восприятие - это, прежде всего, сложный процесс приема и переработки смысловой и оценочной информации, необходимое условие для актуализации межличностной коммуникации. Эффективность межличностной коммуникации зависит от степени адекватности смыслового восприятия, так как с этим связана правильность интерпретации информации, коммуникативной установки партнера и прогнозирование последующих этапов коммуникации.
Среди объективных
факторов, обусловливающих восприятие,
отмечаются особенности речевого сообщения
(высказывания, дискурса), которое может
отличаться по своему типу (описание, повествование,
аргументация и др.), по структуре (последовательности
высказываний - уточняющих, обобщающих
и т.п.) или по композиции дискурса
(вступление, основная часть, заключение).
Имеет значение и постоянство
восприятия - его относительная
К субъективным факторам относят функциональные особенности процесса восприятия, обусловленные когнитивными характеристиками человека: осмысленность восприятия, дискретность этого процесса, обусловленность восприятия прошлым опытом человека, опережающий характер восприятия. Способность предвосхищения, как показали исследования отечественных психологов, носит вероятностный характер и является одной из важнейших характеристик процесса восприятия.
Некоторые
субъективные факторы, которые затрудняют
адекватное восприятие, связаны с
недооценкой или незнанием
- неумение
отделить главное от
- склонность обращать внимание на внешние детали речевого поведения;
- зависимость от стереотипных представлений и предубеждений;
- ошибочное
представление о том, что
- -незнание
обстоятельств, которые
- концентрация
в первую очередь на
- зависимость
правильной оценки от
- отсутствие чувства юмора.
Поэтому не лишены ценности конкретные рекомендации по совершенствованию способности к восприятию, включающие задачи:
- научиться
наблюдать, замечать даже
- научиться слушать своего партнера;
- определить,
что для вас является лучшим
индикатором понимания - взгляд,
жест, выражение лица, одежда, акцент,
тон или слова, речевые
- фиксировать свои неточности в восприятии;
- осознавать, как вас воспринимают;
- развивать
ориентацию на собеседника - проявлять
сопереживание,
Воздействие
через убеждение, проходящее в условиях
межличностного общения, представляет
собой еще более сложный
На вербальном
и невербальном уровнях коммуникации
могут быть использованы разнообразные
способы воздействия - приказ, команда,
предупреждающий или
Убеждение - сложный процесс, обремененный этическими нормами, объективностью оценки социальных реалий, факторами достоверности и доверия, сопереживания и, безусловно, умением эффективно пользоваться коммуникативным кодом. Большинство исследователей подчеркивают многоступенчатость процесса убеждения, выделяя следующие этапы: 1) привлечение внимания реципиента, 2) достижение понимания, осмысление, 3) принятие, или так называемое внутреннее присвоение информации, аргумента, свидетельства и т.п., 4) поддержание внимания, 5) действие как результат. Самым ответственным этапом считается третий, когда доводы или аргументы как элементы внешней структуры усваиваются реципиентом как внутренние, свои собственные. Этот этап важен прежде всего в социологическом аспекте процесса убеждения, так как в результате напряженной борьбы в осмыслении различных мнений у реципиенту фиксируется определенный сдвиг в оценке поступков и мотивов, и он делает осознанный выбор.
Ряд условий, способствующих воздействию методом убеждения, является общим для межличностной и массовой коммуникации, например:
- привлекательность
и коммуникативная
- внушение
доверия, которое определяется
моральным обликом убеждающего,
- использование
стереотипа, что связано со стремлением
индивида к идентификации
- ссылка
на личный опыт других как
наглядное свидетельство; при
этом рассказ-повествование
- использование
в речи повторений, сравнений,
контрастов и аналогий, поскольку
это создает у реципиента
Для эффективности
убеждения в межличностной
- будьте откровенны в высказываниях о своих чувствах и убеждениях;
- в обществах,
где взаимодействие ценится
- будьте
точны при передаче информации,
не допускайте искажения
- избегайте намеренного обмана, это неэтично;
- согласуйте
смысл вербальных и
- не обрывайте своего партнера, не выслушав его до конца.
Для успешной актуализации коммуникации в малых группах разработан также ряд рекомендаций практического характера:
- члены
группы должны иметь
- особенно
следует поощрять веские
- критика идей и предложений не должна переноситься на личности;
- представляя информацию для обсуждения в группе, не обходимо добиваться точности и объективности;
- следует
уважать мнение и других групп,
Существуют и рекомендации, касающиеся частных приемов убеждения, которые рассчитаны на использование в своих целях психологических особенностей или эмоционального состояния реципиента. Так, например, чтобы получить от реципиента положительный ответ, рекомендуется построить свой дискурс таким образом, чтобы он спровоцировал по крайней мере трижды положительный ответ. Это усыпляет бдительность и сопротивляемость реципиента - в четвертый раз он скорее всего ответит «да». Не рекомендуется начинать вопрос с если (вы сумеете закончить работу?), лучше спросить когда (вы сумеете закончить работу?). Допускается ответить на вопрос вопросом, если есть необходимость тщательнее продумать ответ по существу.