Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 19:58, доклад
Свою задачу в исследовании роли средств массовой коммуникации Г.Маклюэн видел в том, чтобы понять развитие элементов культуры как совокупности средств общения. Смена исторических эпох рассматривается им как переворот в развитии культуры, как смена типов коммуникации. Новое средство общения, понимаемое Г.Маклюэном как технологическое продолжение органов человеческого тела, оказывает обратное воздействие на человека. Полностью меняется весь сенсорный баланс – соотношение органов чувств в восприятии действительности, жизненный стиль, ценности, формы организации общества.
Массовая коммуникация –
процесс передачи информации с помощью
технических средств на численно
большие, рассредоточенные аудитории.
Первым в истории средством массовой
информации стала печать. Её задачи
менялись с течением времени. Так, в
XYI-XYII вв. господствовала авторитарная
теория печати, в XYII в. – теория свободной
печати, в XIX в. возникла теория пролетарской
печати, а в середине ХХ в. появилась
теория социально-ответственной
Появление и развитие технических
средств общения обусловило формирование
нового социального пространства –
массового общества. Данное общество
характеризуется наличием специфических
средств связи – средств
Человеко-ориентированный подход, который поддерживал модель минимального эффекта. Суть этого подхода в том, что люди скорее приспосабливают средства массовой коммуникации к своим нуждам и потребностям. Сторонники человеко-ориентированного подхода исходили из того, что люди выборочно воспринимают поступающую информацию. Они выбирают ту часть информации, которая совпадает с их мнением, и отвергают ту, которая в это мнение не укладывается. Среди моделей массовой коммуникации здесь можно выделить: конструкционистскую модель Вильяма Гэмсона; “спираль молчания” Элизабет Ноэль-Нойман.
Медиа-ориентированный подход. Этот подход основывается на том, что человек подчиняется действию средств массовой коммуникации. Они воздействуют на него как наркотик, которому невозможно сопротивляться. Наиболее видным представителем данного подхода является Герберт Маршал Маклюэн (1911-1980 гг.).
Г.Маклюэн первым обратил
внимание на роль средств массовой
коммуникации, особенно телевидения, в
формировании сознания независимо от
содержания сообщения. На основании
этого он сделал вывод, что сообщением,
передаваемым средством общения, является
само это средство. По мнению Г.Маклюэна,
телевидение - это не труба, по которой
можно передавать все, что угодно.
При передаче сообщения техническое
средство не нейтрально, а передает
сообщению свои свойства. Все, что
передается по телевидению, само становится
телегенным. Телевидение, собирая на
экране все времена и пространства
сразу, сталкивает их в сознании телезрителей,
придавая значимость даже обыденному.
Привлекая внимание к тому, что
уже произошло, телевидение сообщает
аудитории о конечном результате.
Это создает в сознании телезрителей
иллюзию того, что демонстрация самого
действия ведет к данному результату.
Получается, что реакция предшествует
акции. Телезритель, таким образом,
вынужден принимать и усваивать
структурно-резонансную
Свою задачу в исследовании
роли средств массовой коммуникации
Г.Маклюэн видел в том, чтобы
понять развитие элементов культуры
как совокупности средств общения.
Смена исторических эпох рассматривается
им как переворот в развитии культуры,
как смена типов коммуникации.
Новое средство общения, понимаемое
Г.Маклюэном как
Функции средств массовой
коммуникации: социальной ориентировки,
социальной идентификации, контакта с
другими людьми, самоутверждения, утилитарная,
эмоциональной разрядки. Помимо этих
социально-психологических
Среди методов исследований
массовой коммуникации выделяется анализ
текстов (с использованием контент-анализа),
пропагандистский анализ, анализ слухов,
наблюдения, опросы (анкеты, интервью,
тесты, эксперименты). Контент-анализ (анализ
содержания) – один из методов изучения
документов (текстов, видео- и аудио-материалов).
Процедура контент-анализа