Интерактивная сторона общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 12:35, реферат

Описание работы

Еще в начале века было доказано, что общий эффект деятельности группы в одном случае может быть значительно лучше любого индивидуального решения членов группы, но в другом случае значительно хуже (эффект “групповой деформацией” или “ групповой глупостью”). Чтобы не создавать такую групповую глупость, необходимо учиться организовывать групповое общение

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3
1.Совместная деятельность и общение………………………………….. 5
2.Действие – главное содержание общения.
Транзактный анализ и его виды………………………………………… 8
3.Экспериментальные схемы регистрации взаимодействий……............ 13
4.Типы взаимодействий…………………………………………………... 18
5.Конфликты в общении………………………………………………….. 22
Заключение………………………………………………………………… 25
Список литературы…………

Файлы: 1 файл

Интерактивная сторона общения.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………… 3

1.Совместная деятельность  и общение………………………………….. 5

2.Действие – главное  содержание общения. 

Транзактный  анализ  и  его виды………………………………………… 8

3.Экспериментальные  схемы регистрации взаимодействий……............ 13

4.Типы взаимодействий…………………………………………………... 18

5.Конфликты  в общении………………………………………………….. 22

Заключение………………………………………………………………… 25

Список литературы………………………………………………………... 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 Интерактивная  сторона общения характеризует особенности взаимодействия людей и непосредственную организацию их совместной деятельности. Иными словами, речь идет о чисто внешних приемах организации этого процесса.

Еще в  начале века было доказано, что общий  эффект деятельности группы в одном  случае может быть значительно лучше любого индивидуального решения членов группы, но в другом случае значительно хуже (эффект “групповой деформацией” или “ групповой глупостью”). Чтобы не создавать такую групповую глупость, необходимо учиться организовывать групповое общение.

Содержание  интерактивной стороны общения  можно проиллюстрировать конкретными  примерами. Говоря что-нибудь приятное человеку, мы подходи к нему поближе, наклоняемся, пытаемся заглянуть в  глаза. И, напротив, в случае передачи неприятной информации или конфликта, мы стараемся отойти подальше, у нас появляется различные защитные жесты, взгляд становится пристальным и немигающим и т.д.

Общение - это  многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый  потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения  взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

Таким образом, в едином процессе общения обычно выделяют три стороны: коммуникативную (передача информации); интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). Рассматриваемое в единстве этих трех сторон, общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.

Итак, многоплановый, многоуровневой процесс общения  имеет три стороны, одной из которой является интерактивная сторона. Именно на общении как взаимодействии, я заострю свое внимание в рамках данного реферата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Совместная деятельность и общение.

Интерактивная сторона общения - условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных со взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Важное значение имеют факторы организации процесса общения(дистанция между взаимодействующими людьми; взаимная ориентация; наличие внешних барьеров).

Охарактеризуем  каждый из перечисленных факторов. Дистанция между взаимодействующими людьми зависит от специфики взаимодействия.

Ориентация - это расположение  общающихся по отношению друг к другу, которое  может варьироваться от положения  “лицом к лицу” до “спиной к спине”. Очень интересна в этом аспекте книга Аллана Пиза “Язык телодвижений”, который рассказывает о значении поз, жестов, мимики человека, которые несут о нем около 80% информации. Особенностью языка телодвижений, по мнению автора, является то, что его проявления обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному речевому каналу общения.

Очень важен зрительный контакт. Исследования психологов показывают, что человек смотрит в глаза собеседнику, если хочет выразить свою любовь и преданность или тогда, когда демонстрирует свою силу и готовность к агрессии. Люди смотрят друг на друга от 30 до 60 % времени общения. Наличие внешних барьеров между общающимися людьми. Стараясь завоевать расположение  партнеров  мы не просто подходим к нему поближе, но пытаемся убрать видимые внешние препятствия.

В.М.Лещинский, С.В.Кульневич снимали в лицее  видеофильм о молодых учителях и  потом, просматривая пленку, обратили внимание, даже те учителя, которые выглядели уверенно, часто прятались за спинкой стула, вцеплялись в неё, как в спасительный круг. Или вдруг укрывались за своим портфелем. Тем самым создавали барьеры в общении, что естественно сказывалось на взаимоотношениях с учащимися.

Таким образом, корректной организации процесса общения способствует умение гибко  варьировать тремя параметрами: дистанция между общающимися  людьми, взаимной ориентацией партнеров  и целенаправленным использование  разделяющих собеседников внешних барьеров.

 Цели общения  отражают потребности совместной  деятельности людей. Общение всегда  должно предполагать некоторый  результат: изменение поведения  и деятельности других людей.  Здесь общение и выступает  как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга: поступок индивида А, изменяющий поведение индивида В, вызывает со стороны последнего ответные реакции, которые, в свою очередь, воздействуют на поведение А. Совместная деятельность и общение  протекают в условиях социального контроля на основе социальных норм, принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей, и образующих специфическую систему. Их нарушение включает механизмы социального контроля, обеспечивающего коррекцию поведения, отклоняющегося от нормы. О существовании и принятии норм поведения свидетельствует однозначное реагирование окружающих на поступок кого-либо, отличающийся от поведения всех остальных. Диапазон социальных норм чрезвычайно широк: от образцов поведения, отвечающего требованиям трудовой дисциплины, воинского долга, патриотизма, до правил вежливости.

Обращение людей  к социальным нормам делает их ответственными за их поведение, позволяет регулировать действия и поступки; оценивая их как  соответствующие или несоответствующие  эталонами, отбирает нужные и таким  образом регулирует свои отношения с другими людьми. Социальный контроль в процессах взаимодействия осуществляется в соответствии с репертуаром ролей, "исполняемых" общающимися людьми. В психологии под ролью понимается нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по должности, возрастным или половым характеристикам и т.п.). Каждая роль, в которую вступает субъект, должна отвечать совершенно определенным требованиям и определенным ожиданиям окружающих. Один и тот же человек выполняет различные роли. Множественность ролевых позиций нередко порождает их столкновение  ролевые конфликты. Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Хочет или не хочет человек, но окружающие ожидают от него поведения, соответствующего определенному образцу. "Исполнение" роли подвержено социальному контролю и обязательно получает общественную оценку, а сколько-нибудь значительное отклонение от образца осуждается.

Итак, исходным условием успешности общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга. Нельзя представлять себе общение всегда и при всех обстоятельствах гладко протекающим и лишенным внутренних противоречий. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается взаимной враждебностью, возникает межличностный конфликт. Социальная значимость конфликта различна и зависит от ценностей, лежащих в основе межличностных отношений. [1;187с]

 

 

 

 

 

 

2.Действие-содержание  общения. Транзактный анализ и  его виды.

Действие - главное  содержание общения. Описывая его, мы чаще всего используем термин действий. Например, «он на меня давил, но я  не поддался», «он подстроился под меня», «он нанес мне удар» и т.д. Здесь  общение передается подобными фразами, и в них главный смысл.

В своем собственном  общении мы также постоянно реагируем  на действия партнера. В данном случае нам кажется, что партнер нас  обижает, и мы отстаиваем себя, в другом , что он нам льстит , в третьем, что он нас куда-то «толкает». Очевидно, что такое восприятие партнера нельзя вывести ни из каких-то его внешних признаков, ни из его слов. Что позволяет нам понять смысл действий партнера?

Смысл и содержание взаимодействия невозможно понять вне определенной ситуации, также очень важно уметь соотносить действия и ситуацию. Очевидно, что одна и та же ситуация может быть по-разному «прочтена» партнерами и соответственно их действия в одной и той же ситуации могут быть различными. [3.-39с]

Для того чтобы  проанализировать свои действия в общении, оценить их адекватность ситуации, необходимо ответить на следующие вопросы: Как соотнести ситуацию и действие? Как выбирать правильные действия? Одним из возможных способов понимания ситуации общения является восприятие положения партнеров, а также их позиций относительно друг друга. Каждый из нас замечал, что в любом разговоре, беседе, публичном выступлении огромное значение имеет то, кто ведущий в данном общении, а кто ведомый.

Подход к  анализу ситуации в зависимости  от позиций, занимаемых партнерами, развивается  в русле транзактного анализа - направления, которое в последние десятилетия  завоевало огромную популярность во всем мире. Пожалуй, основой  такой  огромной популярности этого направления послужила его логичность, кажущаяся очевидность и открытость для неспециалистов, не говоря уже о том, что обучение общению с помощью транзактного анализа действительно способствует умению людей взаимодействовать.

Главным посылом  транзактного анализа стало предположение о том, что основными действиями в общении являются действия, осознанно или неосознанно направленные на изменение или регулирования своей или чужой позиции в общении.

Существует  несколько вариантов для определения  этой позиции. Так, например, английский психотерапевт  Перлз  выделяет две основные позиции в разговоре: хозяин положения и подчиненная сторона. Это именно ситуативные позиции, которые, тем не менее, имеют определенные устойчивые черты. Так, человек, в позиции хозяина положения ведет себя более авторитарно, он, все знает лучше всех. Он требователен, что прибегает к угрозам. Основной глагол - «должен». Позиция подчиненной стороны предполагает определенные стереотипы в поведении. В этой позиции человек требует защиты, он зависим, подчинен, лишен инициативы, власти. Типичные реплики: «Я хотел как лучше»; «Что я могу сделать». Это позиция, несмотря на свою видимую зависимость и беспомощность,  допускает гораздо больше маневров, чем позиция хозяина положения, и, в общем, более выгодна.

Интересная  история конфликтного общения разработана  американским психотерапевтом Э. Берне. С его точки зрения, в каждом человеке существует три "Я": Дитя (зависимое, подчиняемое и безответственное существо); Родитель (напротив,  независимый,  неподчиняемый и берущий ответственность на себя) и Взрослый (умеющий считаться с ситуацией, понимать интересы других и распределять ответственность между собой и ими). "Я" в виде Дитя у человека возникает и разрабатывается в детстве; в том же возрасте за счет подражания старшим и желания быть на их месте формируется родительское "я"; что касается "я" в форме взрослого, то оно, складывается долго, порой десятилетиями, за счет жизненного опыта субъекта и накопления того, что называют житейской мудростью. И вот, выступая в позиции Дитя, человек выглядит подчиняемым и неуверенным в себе, в позиции Родителя самоуверенно-агрессивным; в позиции взрослого корректным и сдержанным. Во взаимодействии людей эти позиции согласованы лишь тогда, когда один из партнеров готов принять позицию, определенную для него другим партнером. Представим себе, что педагог обращается к школьнику, предпринимая обычную в таких случаях форму взаимодействия, Родитель - Дитя или Взрослый - Дитя. Школьнику и в голову не придет протестовать против предлагаемой ему детской позиции, и он обычно на нее согласен. Но тот же педагог, обращаясь в подобном тоне на улице к незнакомому юноше, рискует встретить отпор, хотя бы потому, что с подросткового возраста и далее любому человеку кажется крайне важным, чтобы его больше не считали ребенком.

 Суть теории  Э. Берне сводится к тому, что,  когда ролевые позиции партнеров  по общению согласованы, их  акт взаимодействия доставляет  обоим чувство удовлетворения. Если  положительная эмоция заранее  присутствует в общении на радость партнеров, то такой тип взаимодействия Э. Берне называет "поглаживанием". При согласовании позиций, о чем бы не говорили собеседники, у них идет обмен поглаживаниями. Лишение ответного поглаживания уже задевает человека, если же, вопреки его ожиданиям, к нему еще и обращаются с несогласованной позиции (как Родитель и Дитя или Взрослый и Дитя), это вызывает гнев и может стать причиной конфликта. Как видно из всего сказанного, с психологической точки зрения содержание контакта может быть очень многообразным по ролевым позициям партнеров, и для всего диалога может иметь решающее значение то, насколько правильно выбрана позиция, насколько она согласована между партнерами по общению. То, какую позицию мы займем в контакте, сразу же определяет и круг психологических ролей, которые нам предстоит исполнить.

Под транзакцией  подразумеваются не слова, не реакции, а в первую очередь намерения  к действию, которые, конечно, отражают понимание человеком ситуации общения. Традиционно выделяются три вида транзакции: дополнительные, пересекающиеся и скрытые. В действительности их может существовать гораздо больше, но эти три рассматриваются как типовые.

Информация о работе Интерактивная сторона общения