Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 12:35, реферат
Еще в начале века было доказано, что общий эффект деятельности группы в одном случае может быть значительно лучше любого индивидуального решения членов группы, но в другом случае значительно хуже (эффект “групповой деформацией” или “ групповой глупостью”). Чтобы не создавать такую групповую глупость, необходимо учиться организовывать групповое общение
Введение…………………………………………………………………… 3
1.Совместная деятельность и общение………………………………….. 5
2.Действие – главное содержание общения.
Транзактный анализ и его виды………………………………………… 8
3.Экспериментальные схемы регистрации взаимодействий……............ 13
4.Типы взаимодействий…………………………………………………... 18
5.Конфликты в общении………………………………………………….. 22
Заключение………………………………………………………………… 25
Список литературы…………
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1.Совместная деятельность и общение………………………………….. 5
2.Действие – главное содержание общения.
Транзактный анализ и его виды………………………………………… 8
3.Экспериментальные
схемы регистрации
4.Типы взаимодействий………………………
5.Конфликты
в общении…………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Интерактивная сторона общения характеризует особенности взаимодействия людей и непосредственную организацию их совместной деятельности. Иными словами, речь идет о чисто внешних приемах организации этого процесса.
Еще в начале века было доказано, что общий эффект деятельности группы в одном случае может быть значительно лучше любого индивидуального решения членов группы, но в другом случае значительно хуже (эффект “групповой деформацией” или “ групповой глупостью”). Чтобы не создавать такую групповую глупость, необходимо учиться организовывать групповое общение.
Содержание
интерактивной стороны общения
можно проиллюстрировать
Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.
Таким образом, в едином процессе общения обычно выделяют три стороны: коммуникативную (передача информации); интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). Рассматриваемое в единстве этих трех сторон, общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.
Итак, многоплановый, многоуровневой процесс общения имеет три стороны, одной из которой является интерактивная сторона. Именно на общении как взаимодействии, я заострю свое внимание в рамках данного реферата.
1.Совместная деятельность и общение.
Интерактивная сторона общения - условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных со взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Важное значение имеют факторы организации процесса общения(дистанция между взаимодействующими людьми; взаимная ориентация; наличие внешних барьеров).
Охарактеризуем каждый из перечисленных факторов. Дистанция между взаимодействующими людьми зависит от специфики взаимодействия.
Ориентация - это расположение общающихся по отношению друг к другу, которое может варьироваться от положения “лицом к лицу” до “спиной к спине”. Очень интересна в этом аспекте книга Аллана Пиза “Язык телодвижений”, который рассказывает о значении поз, жестов, мимики человека, которые несут о нем около 80% информации. Особенностью языка телодвижений, по мнению автора, является то, что его проявления обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному речевому каналу общения.
Очень важен зрительный контакт. Исследования психологов показывают, что человек смотрит в глаза собеседнику, если хочет выразить свою любовь и преданность или тогда, когда демонстрирует свою силу и готовность к агрессии. Люди смотрят друг на друга от 30 до 60 % времени общения. Наличие внешних барьеров между общающимися людьми. Стараясь завоевать расположение партнеров мы не просто подходим к нему поближе, но пытаемся убрать видимые внешние препятствия.
В.М.Лещинский, С.В.Кульневич снимали в лицее видеофильм о молодых учителях и потом, просматривая пленку, обратили внимание, даже те учителя, которые выглядели уверенно, часто прятались за спинкой стула, вцеплялись в неё, как в спасительный круг. Или вдруг укрывались за своим портфелем. Тем самым создавали барьеры в общении, что естественно сказывалось на взаимоотношениях с учащимися.
Таким образом, корректной организации процесса общения способствует умение гибко варьировать тремя параметрами: дистанция между общающимися людьми, взаимной ориентацией партнеров и целенаправленным использование разделяющих собеседников внешних барьеров.
Цели общения
отражают потребности
Обращение людей
к социальным нормам делает их ответственными
за их поведение, позволяет регулировать
действия и поступки; оценивая их как
соответствующие или
Итак, исходным условием успешности общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга. Нельзя представлять себе общение всегда и при всех обстоятельствах гладко протекающим и лишенным внутренних противоречий. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается взаимной враждебностью, возникает межличностный конфликт. Социальная значимость конфликта различна и зависит от ценностей, лежащих в основе межличностных отношений. [1;187с]
2.Действие-содержание общения. Транзактный анализ и его виды.
Действие - главное содержание общения. Описывая его, мы чаще всего используем термин действий. Например, «он на меня давил, но я не поддался», «он подстроился под меня», «он нанес мне удар» и т.д. Здесь общение передается подобными фразами, и в них главный смысл.
В своем собственном общении мы также постоянно реагируем на действия партнера. В данном случае нам кажется, что партнер нас обижает, и мы отстаиваем себя, в другом , что он нам льстит , в третьем, что он нас куда-то «толкает». Очевидно, что такое восприятие партнера нельзя вывести ни из каких-то его внешних признаков, ни из его слов. Что позволяет нам понять смысл действий партнера?
Смысл и содержание взаимодействия невозможно понять вне определенной ситуации, также очень важно уметь соотносить действия и ситуацию. Очевидно, что одна и та же ситуация может быть по-разному «прочтена» партнерами и соответственно их действия в одной и той же ситуации могут быть различными. [3.-39с]
Для того чтобы проанализировать свои действия в общении, оценить их адекватность ситуации, необходимо ответить на следующие вопросы: Как соотнести ситуацию и действие? Как выбирать правильные действия? Одним из возможных способов понимания ситуации общения является восприятие положения партнеров, а также их позиций относительно друг друга. Каждый из нас замечал, что в любом разговоре, беседе, публичном выступлении огромное значение имеет то, кто ведущий в данном общении, а кто ведомый.
Подход к
анализу ситуации в зависимости
от позиций, занимаемых партнерами, развивается
в русле транзактного анализа - направления,
которое в последние
Главным посылом транзактного анализа стало предположение о том, что основными действиями в общении являются действия, осознанно или неосознанно направленные на изменение или регулирования своей или чужой позиции в общении.
Существует
несколько вариантов для
Интересная история конфликтного общения разработана американским психотерапевтом Э. Берне. С его точки зрения, в каждом человеке существует три "Я": Дитя (зависимое, подчиняемое и безответственное существо); Родитель (напротив, независимый, неподчиняемый и берущий ответственность на себя) и Взрослый (умеющий считаться с ситуацией, понимать интересы других и распределять ответственность между собой и ими). "Я" в виде Дитя у человека возникает и разрабатывается в детстве; в том же возрасте за счет подражания старшим и желания быть на их месте формируется родительское "я"; что касается "я" в форме взрослого, то оно, складывается долго, порой десятилетиями, за счет жизненного опыта субъекта и накопления того, что называют житейской мудростью. И вот, выступая в позиции Дитя, человек выглядит подчиняемым и неуверенным в себе, в позиции Родителя самоуверенно-агрессивным; в позиции взрослого корректным и сдержанным. Во взаимодействии людей эти позиции согласованы лишь тогда, когда один из партнеров готов принять позицию, определенную для него другим партнером. Представим себе, что педагог обращается к школьнику, предпринимая обычную в таких случаях форму взаимодействия, Родитель - Дитя или Взрослый - Дитя. Школьнику и в голову не придет протестовать против предлагаемой ему детской позиции, и он обычно на нее согласен. Но тот же педагог, обращаясь в подобном тоне на улице к незнакомому юноше, рискует встретить отпор, хотя бы потому, что с подросткового возраста и далее любому человеку кажется крайне важным, чтобы его больше не считали ребенком.
Суть теории
Э. Берне сводится к тому, что,
когда ролевые позиции
Под транзакцией подразумеваются не слова, не реакции, а в первую очередь намерения к действию, которые, конечно, отражают понимание человеком ситуации общения. Традиционно выделяются три вида транзакции: дополнительные, пересекающиеся и скрытые. В действительности их может существовать гораздо больше, но эти три рассматриваются как типовые.