Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 20:11, контрольная работа
Эпоха от начала XIX до начала XX века весьма неоднородна, как сама по себе, так и в том ее преломлении, которое переживали ведущие страны Европы: Англия, Франция и Германия. Если смотреть на указанный период с общеевропейских позиций, вехи его развития делятся как минимум на три этапа.
Первый (1800 - конец 1840-х годов) многострадальный период наполеоновских войн, переоценки огромного числа социальных ценностей, первых сигналов наступления эры политической демократии, связанных с европейскими революциями конца 40-х годов. Пока континентальная Европа в муках и потрясениях вырабатывала контуры приемлемого государственного устройства, стабильная и богатая Великобритания наращивала производительные силы, развивала научно-техническую революцию, формировала подступы к потребительскому обществу, в котором не покупатель находится в напряженном поиске необходимого товара, а, напротив, товар стремится обрести покупателя, ищет пути ему навстречу.
Эпоха перелома в рекламной коммуникации.
Эпоха от начала XIX до начала XX века весьма неоднородна, как сама по себе, так и в том ее преломлении, которое переживали ведущие страны Европы: Англия, Франция и Германия. Если смотреть на указанный период с общеевропейских позиций, вехи его развития делятся как минимум на три этапа.
Первый (1800 - конец 1840-х годов)
многострадальный период наполеоновских
войн, переоценки огромного числа
социальных ценностей, первых сигналов
наступления эры политической демократии,
связанных с европейскими революциями
конца 40-х годов. Пока континентальная
Европа в муках и потрясениях
вырабатывала контуры приемлемого
государственного устройства, стабильная
и богатая Великобритания наращивала
производительные силы, развивала научно-техническую
революцию, формировала подступы к
потребительскому обществу, в котором
не покупатель находится в напряженном
поиске необходимого товара, а, напротив,
товар стремится обрести
Второй переломный этап приходится
на 50-80-е годы XIX века. Именно тогда
экономические условия, постепенно
складывающиеся в Англии, вслед за
ней в континентальной Европе,
а затем после Гражданской
войны к 70-м годам XIX века в США
создают качественно новую
Третий же период (конец XIX столетия) завершался относительно мирно, но грозовая атмосфера в экономике и политике европейских государств сгущалась: уже маячили схватки за передел мира, часть производства переводилась на военные рельсы. Но пока эти скорые потрясения Первой мировой войны были за горизонтом, а производство шло на подъем, обретая все новые плоды индустриальной революции. Потребительское общество в этих условиях утверждало свою состоятельность. Рубеж XIX-XX веков "золотое время" развития европейской рекламы, выход этой деятельности на новые творческие рубежи.
Рекламные новации в английской культуре.
Здесь утверждаются наиболее
либеральные законы в отношении
средств массовой информации, на фоне
других европейских государств. Одновременно
вызванный подъемом производства рост
конкуренции проникает во все
сферы жизни, в том числе и
в журналистику. Конкуренция стимулирует
поиск своей "ниши" для производства
товаров, но также и своего сегмента
читательской аудитории. Историки прессы
отмечают углубленную и усиливающуюся
на протяжении столетия тематическую
дифференциацию периодических изданий,
их нередко детальную
Специализация рекламы в английской прессе.
Наряду с подобными
одинокими волонтерами на ниве рекламного
дела к началу XIX века в Англии формируется
круг богатых и удачливых
Но, пожалуй, наиболее новаторскую линию и в журналистике, и в рекламе открыли издания, непосредственно связанные с индустриализацией страны. Одним из первых среди них явился "The Mechanic's Magazine"- ("Журнал механики"), вышедший в свет в мае 1823 года и успешно создававший общественное мнение в поддержку технических новаций, индустриальных изобретений и тех корпораций, которые внедряли изобретения в производственный процесс, наращивая потребительский рынок. В то же время английские рекламисты трудились над популяризацией особо изысканной продукции. Нашло деятельное продолжение начинание Дж. Белла в обращениях к женской аудитории. Таковой стала "Ladies Newspaper" ("Газета для дам") (1847) и "The Queen" ("Королева") (1861). Первая стремилась избегать рекламных текстов, вторая же их активно печатала, сообщая, главным образом, о появившихся на прилавках новинках домашней утвари, модной бижутерии, галантерейных товарах, драгоценностях.
Начало иллюстрированной рекламы в прессе.
Английская периодическая
печать в XIX веке активно использует
иллюстрации, применяя их также и
ради привлекательности рекламных
текстов. Первая рекламная иллюстрация
в газете появилась еще в 1680 году.
Это был небольшой
Подвижные рекламные приспособления.
На страницах "Illustrated London News" примечательна гравюра, запечатлевающая людей - "сэндвичей", которые появлялись на улицах английской столицы в самом начале XIX века. "Сэндвичи" зарабатывали от одного шиллинга до шиллинга шести пенсов за трудовой день. А труд их заключался в том, чтобы исполнять роль передвижной рекламной установки. Протест лондонцев вызвали конные рекламные процессии, подчас загораживавшие всю проезжую часть. На лошадях и повозках укреплялись огромные щиты, воспроизводившие облик рекламируемых товаров, например, высоченные цилиндры или гулливеровы сапоги, и они медленно двигались по трактам, создавая пробки для других экипажей и омнибусов. Опыт показал, неудобства, причиняемые на дорогах этими громоздкими сооружениями, превышает их общественную пользу. И в 1853 году английский парламент принял закон, запрещающий использовать конные упряжки, кабриолеты и иные передвижные устройства с исключительно рекламными целями. Неугомонные рекламисты ответили на это ограничение изобретением нового трюка: разукрашиванием тротуаров рекламными текстами и рисунками. Их быстро затаптывали прохожие, смывали столь частые для Великобритании дожди, но их восстанавливали вновь и вновь. Сменяя сюжеты, этот вид "тротуарного" мастерства существовал в середине XIX века довольно продолжительное время. Однако с переходом на вторую половину века все большую популярность получают настенные щиты, плакаты, афиши. Эти изменения связаны с изобретением баварцем Алоизом Зенефельдером многокрасочной печати литографии. Это произошло за три года до начала XIX века и осваивалось в течение первой его половины. На базе этих технических возможностей и возник новый жанр многокрасочный изобразительный нередко высокохудожественный плакат. Тем не менее, в середине века засилье афиш и плакатов, наклеенных вдоль и поперек заборов, стен и ворот даже фешенебельных домов, породило присказку о том, что крупные города Королевства заболели "кожной болезнью" и ради выздоровления необходимо прописывать сильнодействующие лекарства. Особенно неутомимо и дерзко работали анонимные ночные расклейщики. За ними охотилась полиция, но ловкость была неравной: на одного схваченного и оштрафованного парня приходились десятки, обновившие за ночь пеструю "чешую" домов. Рекламные изображения вновь проявили страсть к огромным размерам при продвижении к покупателю таких привычных товаров, как мыло, медицинские таблетки, колбаса и плитки шоколада. Однако, спустя всего год после выхода закона, появились плакаты, рекламирующие цирковое зрелище, на которых изображались циркачки в трико телесного цвета, что вызвало взрыв возмущения у пуритански настроенной публики. Акцию расценили как "настенный кошмар". Ассоциация плакатистов реагировала на возникший конфуз созданием в своих недрах цензорского комитета в 1890 году. Но это было сочтено недостаточным, и в 1893 году создано "Национальное сообщество по контролю за рекламными злоупотреблениями". Завершая обозрение основных тенденций развития рекламных процессов в Англии XIX века, обратимся к витринному жанру рекламы. Образование данного способа демонстрирования товаров повлекло за собой очередной рывок в развитии предметно-изобразительных, в первую очередь эстетических, аспектов рекламного дела. Довольно быстро оформление витрин (window dressing) становится особым ответвлением рекламного мастерства, одним из истоков будущего дизайна. От искусства выкладки товаров в магазинных витринах, поисков их наиболее выигрышного оформления невелик творческий интервал и до организации специальных выставок.
Попытки обобщения рекламной практики.
Параллельно интенсивному развитию рекламного процесса в Английском королевстве продолжаются попытки теоретического осмысления этого ответвления массовой информации. Мы помним скептический отзыв Сэмюэла Джонсона, что суть рекламы "большие обещания". Подобные скептически-негативные характеристики постоянно появлялись на страницах британской прессы и в XIX веке. Им противостояли позитивные оценки рекламного дела, признающие его острую необходимость для успешного развития производственных, коммерческих, конфессиональных и иных общественных и межличностных отношений. В помощь рекламодателям самодеятельный агент Чарльз Митчелл в 1846 году опубликовал "Newspaper Press Directory" ("Справочник газет"), где дал представление о ведущих английских периодических изданиях, времени их выхода, тираже, политическом направлении. Подобные справочники переиздавались в 1855, 1871 и 1890 годах. Они предварялись обстоятельными вступительными статьями, где разъяснялась социальная необходимость рекламной коммуникации. Подводя некоторые итоги английскому опыту развития рекламы в XIX веке, отметим ее лидерство среди других европейских стран по ряду направлений. Это, во-первых, интенсификация организационного обеспечения непрерывной рекламной продукции на страницах британской прессы и ее углубляющаяся дифференциация по обслуживанию различных сегментов аудитории. Во-вторых, это продуктивные поиски в плане жанрового обогащения рекламных материалов, их иллюстративного оформления и технического обеспечения (передвижные установки, "тротуарная" живопись, витрины, выставки и пр.). И наконец, это значительная продвинутость в правовом регулировании рекламного процесса "извне" и начало поисков внутренней саморегуляции этого профессионального сообщества.
2