Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:22, доклад
Взятые вместе маркетинг и коммуникации представляют собранные вместе элементы комплекса маркетинга, т.е. - маркетинговые коммуникации. Мировая наука и практика в области маркетинга рекомендуют выделять некоторые этапы развития маркетинговых коммуникаций в хронологическом порядке. Потреб-ность в маркетинговых коммуникациях возникла в 1930-1950 гг. - в период «сбытовой ориентации». Уже в то время максимальное количество продаж обес-печивалось с помощью рекламы и других средств воздействия на покупателя.
Этапы развития маркетинговых коммуникаций
Взятые вместе маркетинг и коммуникации представляют собранные вместе элементы комплекса маркетинга, т.е. - маркетинговые коммуникации. Мировая наука и практика в области маркетинга рекомендуют выделять некоторые этапы развития маркетинговых коммуникаций в хронологическом порядке. Потреб-ность в маркетинговых коммуникациях возникла в 1930-1950 гг. - в период «сбытовой ориентации». Уже в то время максимальное количество продаж обес-печивалось с помощью рекламы и других средств воздействия на покупателя.
Но согласно, ведущим теоретикам маркетинга этапы развития коммуника-ции берут свое начало с 50-х годов прошлого века.
1 Этап (1950-1960 гг. XX века)
Так называемый «этап несистемных коммуникаций». Он характеризуется тем, что коммуникациям не отдается должного внимания, они применяются раз-розненно, непостоянно, несогласованно. Коммуникативная политика не играет большой роли, главным является концентрация на объеме предложения товара, что обеспечивает его постоянный спрос. В этот период на фирмах США и Запад-ной Европы появляются отделы маркетинга, планируются реальные коммуника-тивные программы. Коммуникативная политика не играет большой роли, глав-ным является концентрация на объем предложения товара, что обеспечивает его постоянный спрос.
2 Этап (1960-1970 гг. XX века)
«Этап товарных коммуникаций». Коммуникации используются для стиму-лирования продаж определенных товаров, с целью продаж имеющихся товаров Предприятия при организации продаж используют коммуникативные инстру-менты. На первый план выходят реклама, СМИ и стимулирование продаж. Ком-муникации в Европе и Америке прочно заняли свое место в программах рыноч-ных преобразований. Предприятия при организации продаж используют комму-никативные инструменты (реклама, стимулирование сбыта).
3 Этап (1970-1980 гг. XX века)
«Этап коммуникаций направленных на определенные сегменты населения и целевые группы». Коммуникации используются для построения обратной свя-зи с целевыми группами, проводится работа с конкретной целевой аудиторией фирмами для общения с клиентами при взаимодействии с целевыми группами, что способствует получению прибыли.
4 Этап (1980-1990 гг. XX века)
«Этап конкурентных коммуникаций». Данный период характеризуется по-вышенным вниманием к коммуникациям, они применяются как действенные ин-струменты в конкурентной борьбе, нацелены на привлечение внимания к своим конкурентным преимуществам. Изменение коммуникативных условий и рост коммуникативной конкурентной борьбы потребовали от предприятий поиска оп-тимальных форм и средств коммуникаций.
5 Этап (1990-2010 гг.)
«Этап интегрированных коммуникаций».
Коммуникациям отводится зна-
Основные элементы маркетинговых коммуникаций могут быть представ-лены в различных видах, в зависимости от определителя данных элементов, сфе-ры их дальнейшего применения и других обстоятельств.
В России развитию маркетинговых коммуникаций уделялось довольно мало внимания, и имеющаяся немногочисленная литература в основном состоит из работ, опубликованных до 1990 г. В них коммуникация трактуется как оружие в идеологической борьбе (революционном преобразовании старого общества и построении нового, коммунистического общества). Об этом говорят и названия монографий и сборников 60-80-х годов - «Агрессия лжи», «Анатомия лжи», «Идолы века», «СМИ и капитализм» и др. Лишь немногие отечественные авторы в те годы рассматривали этот вопрос на научном уровне.
Идеологизированная литература 60-70-х годов по проблеме массовых коммуникаций СССР и США как бы «зеркально» отражает ситуацию. «...На западном (в тексте, естественно, «буржуазном») телевидении не менее трети составляют развлекательные программы, а на советском - объем вещания культурно-просветительских программ превосходит развлекательные втрое (причем не менее 12-14% объема вещания составляет классическая музыка)»
Его идеологический оппонент - американский социолог В.Степенсон как бы заранее «заочно» отвечает ему, что «советское радио и телевидение внушают народу базовые Коммунистические Ценности (заглавные буквы в оригинале), поэтому до 50% объемов радио- и телевещания, особенно в дневные часы, составляет серьезная музыка. Подобно этому, в странах Центральной Азии часами передают мистическую мусульманскую музыку, прерывая ее трансляцию лишь короткими пропагандистскими программами и новостями»
Американский социолог Уильбур Шрамм приходит к выводу, что именно «...прогресс в системе коммуникации является основным движущим фактором развития человеческой цивилизации»
Похожую теорию общественного прогресса развивал М.Маклюэн, для которого средства массовой коммуникации являются развитием соответствующих органов человеческих чувств: радио - слуха, телевидение - слуха и зрения, пресса - зрения. Он пишет: «Реклама - это пещерное искусство ХХ века. Когда в 20-е годы говорили о доисторическом человеке и люди были потрясены рисунками в пещерах Альтамира, они не замечали тайного окружения магических форм, которые мы называем рекламой. Подобно рисункам в пещерах, реклама предназначена не для того, чтобы на нее смотрели, а скорее для того, чтобы оказывать влияние на расстоянии, как при телепатии. Подобно рисункам в пещерах, реклама является средством не частного, а корпоративного выражения. Она представляет собой водовороты коллективной силы, необычайные виды энергии, изобретенные человеком нового времени»
О роли рекламы в развитии западной цивилизации написаны сотни томов. Десятки принадлежат ее восторженным почитателям, один из которых - президент США Кальвин Кулидж писал в 1929 году: «Массовый спрос создан почти целиком благодаря развитию рекламного бизнеса. Реклама - самый мощный фактор, влияющий на то, что мы едим, во что одеваемся, на труд и поведение всей нации. Временами кажется, что наше поколение не в состоянии без рекламы понять, что считать жизненными ценностями. Реклама содействует пониманию духовной стороны торговли. Это огромная сила - часть великой работы по возрождению и перевоспитанию человечества»
Однако еще больше - сотни
работ - принадлежат гневным
Прежде всего, рекламу
обвиняют в манипулировании человеческим
сознанием и поведением, и этот
тезис развивается и
С особой ненавистью относится к рекламе крупнейший философ-неофрейдист Эрих Фромм: «Реклама апеллирует не к разуму, а к чувству; как любое гипнотическое внушение, она старается воздействовать на свои объекты интеллектуально. В такой рекламе есть элемент мечты, воздушного замка, и за счет этого она приносит человеку определенное удовлетворение, но в то же время усиливает его чувство незначительности и бессилия» . Э.Фромм отрицает за рекламой какую-либо положительную социальную роль, не принимает в расчет ее информационную функцию как таковую, предлагая первоочередные меры по созданию совершенного человеческого общества, доходит до требования полного запрета рекламы .
Фромму вторит основатель Франкфуртской школы философии Герберт Маркузе, по мнению которого реклама формирует ложные потребности и, в конечном счете, формирует «одномерного человека»: «Люди узнают себя в окружающих их предметах потребления, находят свою душу в своем автомобиле, стереосистеме, квартире с разными уровнями, кухонном оборудовании. Сам механизм, привязывающий индивида к обществу, изменился, и общественный контроль теперь коренится в новых потребностях, производимых обществом .
В целом философам и социологам Запада, как правило, свойственен резко отрицательный взгляд на роль маркетинговых коммуникаций в современном западном обществе.
Классический тезис историков об отставании России от Западной Европы в историческом развитии, пожалуй, наиболее ярко проявляется именно в сфере коммуникаций.
Первая еженедельная газета
России - «Санкт-Петербургские
Однако Россия, как у
Г.Плеханова, оказалась «способным
учеником, которых часто переводят
в школе через класс», что она
полностью подтвердила и в
сфере маркетинговых
Функция рекламы конца ХХ века - это построение разрушенных в результате слома централизованной командно-административной экономики систем прохождения товаров от производителя или оптового поставщика в мелкий опт, а затем в розничную торговлю. До 1985-1986 гг. все товары и продукты в СССР (помимо фруктов и овощей, продаваемых через колхозные рынки) поставлялись и распределялись в розничную торговлю централизованно. Появление кооперативов взломало госмонополию внутренней оптовой, розничной и внешней торговли. Ничего удивительного - ведь именно торговля всегда и везде давала наиболее скорый оборот капитала и наибольшую норму прибыли.
Выйдя на разрушенный оптовый и мелкооптовый рынок, новые русские предприниматели просто вынуждены были «искать» друг друга. И сделали это с помощью рекламы, вернее не рекламы, а объявлений. Сначала классическое «организация продает со склада оптовые партии...» появилось в общественно-политических газетах. Затем проникло и на телевидение. Журналы, наружная реклама, прямая почтовая реклама, радио остались невостребованными этим невероятным валом рекламных объявлений оптовиков. Специализированные рекламные издания как категория возникнут и получат в России невиданный нигде в мире рост позже - года через два, когда первые издатели, пришедшие на этот невероятный рынок, сообразят, что печатать бесплатную рекламную газету, распространяемую в каждый почтовый ящик города, все равно, что печатать ассигнации.
Именно слово «первые», потому что этот рынок (при всей своей огромности) практически не конкурентен. Именно поэтому оказались вне конкуренции «Комсомольская правда» и «АиФ», «раскрутившие» бесплатные рекламные газеты, вкладыши и рекламные приложения в десятках крупных городов России и СНГ. Именно поэтому вне конкуренции оказался и итальянский капитал, первым пришедший в издание первой русской газеты бесплатных объявлений «Из рук в руки».
Невероятные объемы и тиражи
рекламных справочников «Оптовика»
и «Товаров и цен» (тираж «Товаров
и цен» - 100 тыс. экз.!) свидетельствуют
о неизбежности дальнейшего развития
этого рынка - перехода рекламы оптовиков
из бумажной в безбумажную форму,
переключения с рекламы на другой
канал маркетинговых
Итак, реклама, выполняющая
функцию формирования оптового и
мелкооптового рынка (функция, свойственная
ей в развитых странах в конце
прошлого века), оказалась, причем в
огромных объемах, в достаточно развитых
СМИ конца ХХ века. Бесспорно, эта
реклама не могла не раздражать -
ведь она была рассчитана на 5 - максимум
10% читателей, радиослушателей и
телезрителей - активных игроков этого
рынка. Эта реклама не формировала
спроса на товар, не информировала о
его качествах, ее вообще не интересовал
розничный покупатель, она добивалась
лишь одного - сформировать сбытовую цепочку,
свести оптовика с мелким оптовиком
и розничным торговцем. Причем именно
за счет прямой рекламы в СМИ, при
абсолютной неразвитости остальных
каналов маркетинговой
Информация о работе Этапы развития маркетинговых коммуникаций