Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 05:11, реферат
Основной объем прав на производство информации, относимой к коммерческой тайне, содержится в статьях 29 и 44 Конституции РФ, согласно которым каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, передаче, распространении и потреблении информации, составляющей коммерческую тайну 3
2. Правовой режим коммерческой тайны 6
3. Охрана коммерческой тайны в трудовых отношениях 11
4. Права и обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении коммерческой тайны 13
5. Защита прав на коммерческую тайну 14
Задача 16
Список использованной литературы 19
В целях охраны конфиденциальности информации работодатель обязан:
1) ознакомить под расписку
2) ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;
3) создать работнику необходимые
условия для соблюдения им
установленного работодателем
Доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется с его согласия, если это не предусмотрено его трудовыми обязанностями.
В целях охраны конфиденциальности информации работник обязан:
1) выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны;
2) не разглашать информацию,
составляющую коммерческую
5) передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора имеющиеся в пользовании работника материальные носители информации, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну.
Трудовым договором с руководителем организации должны предусматриваться его обязательства по обеспечению охраны конфиденциальности информации, обладателем которой являются организация и ее контрагенты, и ответственность за обеспечение охраны ее конфиденциальности.
Работник имеет право обжаловать в судебном порядке незаконное установление режима коммерческой тайны в отношении информации, к которой он получил доступ в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
После прекращения трудовых отношений работодателя и работника, которому коммерческая тайна стала известна в силу этих отношений, обязательства работника о неразглашении коммерческой тайны сохраняют силу в течение двух лет после увольнения работника, если иной срок не установлен трудовым договором (контрактом). В течение указанного срока такое лицо не вправе без согласия бывшего работодателя разглашать и (или) использовать известную ему информацию, составляющую коммерческую тайну работодателя, и (или) содействовать в ее получении другим лицам, которым данная информация неизвестна.
После прекращения трудовых отношений бывший работник обязан вернуть по требованию бывшего работодателя все имеющиеся в распоряжении работника носители коммерческой тайны.
4. Права и
обязанности органов
Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления имеют право на доступ к коммерческой тайне в пределах установленной для них компетенции законодательством РФ.
Лица, обладающие коммерческой тайной, обязаны предоставить ее органам государственной власти, иным государственным органам и органам местного самоуправления по их требованиям в пределах компетенции указанных органов в случаях, установленных законодательством РФ.
Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
Должностные лица органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственные или муниципальные служащие указанных органов без согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, не вправе разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также не вправе использовать эту информацию в корыстных или иных личных целях.
В случае нарушения конфиденциальности информации должностными лицами органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственными и муниципальными служащими указанных органов эти лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Защита прав на коммерческую тайну
Ответственность за нарушение прав на коммерческую тайну. Нарушение прав на коммерческую тайну влечет за собой дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Лицо, которому в силу трудовых отношений с обладателем коммерческой тайны - работодателем стала известна коммерческая тайна, в случае умышленного или неосторожного разглашения коммерческой тайны при отсутствии в действиях такого лица состава преступления несет дисциплинарную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления несут перед обладателем коммерческой тайны гражданско-правовую ответственность за разглашение или неправомерное использование коммерческой тайны должностными лицами таких органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими служебных обязанностей.
Лицо, использовавшее коммерческую
тайну и не имевшее достаточных
оснований считать
Лицо, которое предоставило другому лицу коммерческую тайну и ввело его в заблуждение в отношении правомерности своих действий, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Невыполнение законных требований должностных лиц органон государственной власти, иных государственных органов или органон местного самоуправления по доступу к коммерческой тайне, а равно воспрепятствование осуществлению этими должностными лицами возложенных на них служебных обязанностей влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Защита прав на коммерческую тайну. Споры о нарушении прав ни коммерческую тайну рассматриваются судом, арбитражным судом или третейским судом.
Обладатель коммерческой тайны самостоятельно определяет способы защиты своих прав на коммерческую тайну и вправе требовать:
- признания прав обладателя на коммерческую тайну;
- пресечения действий, нарушающих режим коммерческой тайны или создающих угрозу его нарушения;
- возмещения убытков, причиненных разглашением или неправо мерным использованием коммерческой тайны;
- выплаты компенсации в размере от 50 до 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом, по усмотрению суда в случае невозможности определения размера убытков вследствие нарушения прав на коммерческую тайну;
- заключения лицензионного договора или договора о передаче ноу-хау при наличии условий, определенных законодательством, и при фактическом использовании ноу-хау третьим лицом в своих интересах;
- принятия иных предусмотренных законодательством и обеспечивающих защиту его прав на коммерческую тайну мер,
Если иное не установлено договором между обладателем и конфидентом коммерческой тайны, конфидент самостоятельно определяет способы защиты прав на коммерческую тайну, переданных ему обладателем коммерческой тайны по такому договору.
Задача
В Конституционный Суд РФ обратились адвокаты Иванов и Головин на нарушение их конституционных прав статьями 1 и 21 Закона РФ «О государственной тайне». В судебном заседании адвокаты пояснили, что – Военный суд Московского военного округа рассматривал уголовное дело по обвинению Курина в совершении преступления, предусмотренного ст. 276 УК РФ «Шпионаж» - отказался допускать к участию в деле в качестве защитника обвиняемого адвоката Головина. Основываясь на том, что у адвоката нет специального разрешения для допуска к государственной тайне, наличие которого предусмотрено ст. 21 Закона РФ «О государственной тайне», также в обоснование своей позиции суд сослался на ст. 1 приведенного выше закона. Адвокаты же не согласились с этим решением и привели в свою пользу тот аргумент, что они являются участниками уголовного процесса и именно УПК РФ определяет их процессуальное положение, а не Федеральный закон.
Какая из сторон
права и почему? Нарушен ли в
данном примере принцип
Решение
В данном споре правы адвокаты, поскольку из статьи 48 (часть 2) Конституции Российской Федерации и статьи 49 УПК РФ следует, что адвокат, осуществляющий защиту по уголовным делам, является участником процесса. Порядок производства по уголовным делам, как это установлено статьей 1 УПК РФ, является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства. Следовательно, порядок участия адвоката в уголовном судопроизводстве, в том числе по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, также определяется именно названным Кодексом.
УПК РФ не содержит требований о какой-либо предварительной проверке адвоката и особом разрешении на участие в такого рода делах, что согласуется с положениями Конституции Российской Федерации.
Сохранность государственной
тайны в таких случаях
Кроме того, в случае если разбирательство
уголовного дела в суде может привести
к разглашению государственной или иной
охраняемой федеральным законом тайны,
ст. 241 УПК РФ предусмотрена возможность
закрытого судебного разбирательства.
Из статьи 48 Конституции
Российской Федерации следуют право каждого на получение квалифицированной
юридической помощи и право пользоваться
помощью адвоката (защитника) на всех стадиях
уголовного судопроизводства. В соответствии
со статьей 14 Международного пакта о гражданских
и политических правах, являющегося составной
частью правовой системы Российской Федерации,
каждый при рассмотрении предъявленного
ему обвинения вправе сноситься с выбранным
им самим защитником и защищать себя через
его посредство.
Поэтому отказ обвиняемому (подозреваемому)
в приглашении выбранного им адвоката
по мотивам отсутствия у последнего допуска
к государственной тайне, а также предложение
обвиняемому (подозреваемому) выбрать
защитника из определенного круга адвокатов,
имеющих такой допуск, обусловленные распространением
положений статьи 21 Закона Российской
Федерации "О государственной тайне"
на сферу уголовного судопроизводства,
неправомерно ограничивают конституционное
право гражданина на получение квалифицированной
юридической помощи и право на самостоятельный
выбор защитника (статья 48 Конституции
Российской Федерации, статья 14 Международного
пакта о гражданских и политических правах).
Указанные конституционные права в силу
статьи 56 (часть 3) Конституции Российской
Федерации не могут быть ограничены ни
при каких обстоятельствах.
Зависимость выбора обвиняемым
адвоката от наличия у последнего
допуска к государственной
Таким образом, Конституционный Суд РФ должен вынести решение, в котором признает, что распространение положений статьи 21 Закона о государственной тайне на адвокатов, участвующих в качестве защитников в уголовном судопроизводстве, и отстранение их от участия в деле в связи с отсутствием допуска к государственной тайне не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 48 и 123 (часть 3).
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты