Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:23, лекция
Коммуникационный процесс – обмен информацией между двумя и более людьми.
Структура коммуникационного процесса:
Отправитель – лицо, генерирующие идеи, собирающее информацию и передающее её.
Сообщение – информация, закодированная с помощью символов
Канал – средство передачи информации.
Получатель – лицо, которому предназначена информация, и которое интерпретирует ее.
Коммуникационный процесс. Сущность. Элементы. Этапы.
Коммуникационный процесс – обмен информацией между двумя и более людьми.
Структура коммуникационного процесса:
Этапы коммуникационного процесса:
Основная цель коммуникационного процесса – обеспечить понимание информации (предмет обмена).
Обратная связь. При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит через все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителю. Обратная связь может способствовать значительному повышению обмена информацией.
Двусторонний обмен информацией протекает медленнее, но он более точен и повышает уверенность в правильной интерпретации сообщения. Обратная связь повышает шансы на эффективный обмен информацией, позволяет обеим сторонам устранять помехи.
Источники помех:
Выписать определения:
- коммуникация - в широком смысле - обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Коммуникация может осуществляться вербальными и невербальными средствами. Различают механистический и деятельностной подход к коммуникации.
Коммуникация - в механистическом подходе - однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения.
Коммуникация - в деятельностном подходе - совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними.
- коммуникабельность - умение налаживать контакты, способность к конструктивному и взаимообогащающему общению с другими людьми.
- межличностные коммуникации - это процесс обмена сообщениями и их интерпретация двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом.
- массовые коммуникации - процесс передачи информации с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории.
- социальные коммуникации - это передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов; - это процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом; - это механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека)
- коммуникативное пространство - территория, среда, в пределах которой происходит взаимодействие.
- коммуникативные технологии - совокупность знаний, сведений о последовательности операций, которые выполняются для установления психологически-информационного контакта между индивидами.
- коммуникативная компетенция – наличие знаний и опыта, которые необходимы для коммуникаций.
- коммуникативная личность - одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее коммуникативных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией - умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации.
- коммуникативные ситуации - конкретные ситуации вербального общения, отличающиеся друг от друга характером ролевых взаимоотношений между коммуникантами, тематикой, внешними обстоятельствами общения и пр.
- общение - во-первых, сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, возникает на основе потребностей и совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого, во-вторых, это взаимодействие субъектов через знаковые средства, вызванное потребностями совместной деятельности и направлена на значимые изменения состояния, поведения партнера.
- интеракция - взаимодействие, которое происходит между людьми в условиях их социальных отношений.
- речевая деятельность - использование человеком языка в качестве средства общения и орудия мышления.
- дискурс - социально обусловленная организация системы речи, а также определённые принципы, в соответствии с которыми реальность классифицируется и репрезентируется (представляется) в те или иные периоды времени.
- коммуникативная система - совокупность кодов и субкодов, используемых в данном языковом сообществе и находящихся друг с другом в отношениях функциональной дополнительности.
- коммуникативистика - наука, изучающая системы средств и гуманитарных функций массовых информационных связей, осуществляющихся на разных этапах цивилизации.
Коммуникативный
поток может двигаться в
Типы коммуникации:
- внутриличностная (индивид говорит сам с собой)
- межличностная (коммуникация с другим человеком)
- внутри малой группы (небольшое количество людей (до 30 человек) собирается вместе с какой-то целью)
- общественная (посылающий подает послание аудитории больше 30 человек)
Классификация коммуникации по виду:
- внешняя и внутренняя
- одноканальная и многоканальная
- устойчивая и неустойчивая
- формальная и неформальная
- ситуационная и постоянная
- мнимая и реальная
-
организационная и социально-
- экономические
Тот или другой вид коммуникации в системе управления используется в зависимости от цели деятельности и потребности в том или другом виде коммуникационных сетей. По характеру восприятия информации, коммуникации делятся на прямые или целевые (цель сообщения заложена в его тексте), косвенные (информации заложена скорее между строк) и смешанные.
В
процессе организационной деятельности
персонал имеет отношение с
Наиболее распространенные формы:
- устная
- письменная
- электронная
Коммуникационный стиль – способ построения коммуникации, поведения, отношения с другими людьми.
Коммуникационная структура – совокупность каналов, с помощью которых взаимодействуют субъекты управления (глобальная или локальная).
Коммуникационные потребности – потребность в информации, в общественности, в эффективной обратной связи.
Организация коммуникаций – главная сфера успешной деятельности предприятия, эффективно работаю те руководители, которые умеют создавать коммуникационное пространство и оптимальные коммуникативные сети.
Коммуникативная сеть – определенное соединение участников коммуникации с помощью информационных потоков.
Структуры коммуникативных сетей:
Функции коммуникации:
- информативная (передача истинных или ложных сведений, играющих определенную роль в принятии решений)
- мотивационная (побуждение работников к исполнению и улучшению работы путем управления их поведением, убеждения, внушения, просьб, приказов и т.д.)
- контрольная (отслеживание поведения работников различными способами на основе иерархии и формальной соподчиненности)
- экспрессивная (способствование эмоциональному выражению чувств, переживаний, отношения к происходящему и удовлетворение социальных потребностей)
Таким
образом, коммуникация отражает не только
процесс передачи и получения
информации, а также ее понимание, представление.
Эффективная коммуникация является условием
успешного функционирования организации.
Предмет
теории коммуникации: общие закономерности
осуществления коммуникации.
Рихте.
Субъект объект
Я другой
Семиотика.
Джеймс
Пирс.
Письменная коммуникация.
Информация о работе Коммуникационный процесс. Сущность. Элементы. Этапы