Коммуникативные характеристики интернета
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 21:04, доклад
Описание работы
Интернет представляет собой совершенно новую среду для связи и общения, отличную от привычных всем средств
массовой информации. Как следствие, традиционные приемы маркетинга и методы ведения бизнеса в целом ряде случаев
неприменимы к миру Интернета в их существующей форме. Широкие возможности Интернета ставят перед современными
компаниями достаточно сложную задачу их эффективного использования в коммерческой деятельности и требуют адаптации старых или разработки новых методов ведения бизнеса.
Файлы: 1 файл
Коммуникативные характеристики Интернета
Интернет представляет собой совершенно новую среду для связи и общения, отличную от привычных всем средств
массовой информации. Как следствие, традиционные приемы маркетинга и методы ведения бизнеса в целом ряде случаев
неприменимы к миру Интернета в их существующей форме. Широкие возможности Интернета ставят перед современными
компаниями достаточно сложную задачу их эффективного использования в коммерческой деятельности и требуют адаптации
старых или разработки новых методов ведения бизнеса.
Для того чтобы показать разницу между Интернетом и традиционными средствами массовой информации (СМИ ) в данном
разделе рассмотрены их основные черты, представлено сравнение характеристик традиционных и новых средств
информации.
Под понятием «традиционные средства информации» подразумеваются телевидение, радио, газеты, журналы, прямая
почтовая реклама. Под новыми средствами понимается, прежде всего, Интернет.
При самом первом знакомстве с Интернетом хорошо видно, что в отличие от традиционных СМИ, он предоставляет
значительно большую степень контроля и свободы выбора со стороны потребителя. Интернет, благодаря рассматриваемым
далее свойствам интерактивности, эффекту присутствия и информационной насыщенности (текст, изображение и даже
звук), а также за счет использования сетевой навигации превосходит другие средства информации по возможностям
общения с существующими и потенциальными клиентами.
С другой стороны, Интернет, как и любая коммуникативная среда, всегда трансформирует и как бы «размывает» личность
автора, что приводит к относительной анонимности пользователей, общающихся через эту среду.
Модели коммуникации Интернета
Для наглядного анализа степени влияния средств массовой информации на свою аудиторию, их деятельность обычно
представляют в виде некоторой модели.
-Модель, отражающая коммуникационные процессы традиционных СМИ
В основе коммуникационной модели традиционных СМИ лежит процесс «один ко многим», при котором фирма передает
информацию группе потребителей, используя средство коммуникации. В зависимости от выбора этого средства информация
может быть представлена в статическом (текст, графика) и/или динамическом (аудио, видеоизображение, анимация)
виде. Главной особенностью, лежащей в основе взаимодействия традиционных средств массовой информации с
потребителями, является отсутствие интерактивного взаимодействия.
В отличие от этой модели, в основе Интернета лежат два совершенно других принципа. Во-первых, при общении через
Интернет взаимодействие происходит через специфическую среду, которая вносит в него значительный вклад.
- Модель коммуникации с использованием информационной среды в качестве посредника
Эта модель подчеркивает, что первоначальное общение происходит не между отправителем и получателем информации, а
скорее между пользователем и некой средой, коммуникационным пространством, причем оба участника диалога являются
как отправителями, так и получателями информации. В данной модели сделан шаг от простого обмена данными между
«передатчиком» и «приемником» к созданию информационной среды, которая воспринимается и, возможно, модифицируется
участниками диалога.
Во-вторых, Интернет представляет собой многонаправленную коммуникативную модель «многие ко многим», в которой
каждый абонент сети имеет возможность обращаться к другим отдельным абонентам или группам либо от своего имени,
либо от имени группы (рис. 3.3). С точки зрения бизнесмена, такая демократизация общения, освобождающая его от
всяческого контроля со стороны, предполагает новые правила игры и дает возможность вступить в нее новым
участникам.
-Модель, отражающая коммуникативные процессы, протекающие в Интернете
В модели данного типа средством коммуникации является распределенная компьютерная сеть, а информация, может быть
представлена как обычным способом, так и в виде средств гипермедиа. В рамках данной модели интерактивное
взаимодействие возможно как с другими пользователями Интернета (межличностное взаимодействие), так и с самой
средой непосредственно (взаимодействие со средой), причем последний вид является превалирующим. Благодаря этому
передатчик информации одновременно является и ее потребителем. Информация не просто передается от отправителя к
потребителю, но и сама среда создается и видоизменяется под ее воздействием и уже в новом преобразованном виде
воспринимается всеми ее участниками. Интернет при этом становится не просто местом моделирования реальной среды, а
ее альтернативой и основой для построения новой виртуальной сферы ведения коммерции.
Представленная модель охватывает широкий диапазон возможных видов коммуникационного взаимодействия. Основные из
них следующие:
· пользователи, при помощи навигационного программного обеспечения, могут взаимодействовать со средой Интернета и
исследовать информационное содержание WWW;
· пользователи могут представлять информацию о себе, своих потребностях, участвовать в обсуждении различных
вопросов, высказывать свое мнение и т. д.;
· фирмы могут взаимодействовать со средой Интернета, что дает возможность осуществить контакт как между ними, так
и с информацией, представленной в Сети;
· фирмы могут представлять информацию о себе в среде Интернета при помощи собственного web-сайта или за счет
размещения информации на других web-серверах;
· пользователи и фирмы могут напрямую взаимодействовать друг с другом, например, посредством электронной почты,
телеконференций или непосредственно в IRС.
Из перечисленного становится ясно, что коммуникационная модель «многие ко многим» органически включает в себя
модели «один ко многим» и «один к одному», что значительно расширяет возможности общения как для фирм, так и для
потребителей, участвующих в процессе коммуникации.
Отметим две возможности реализации коммуникационной модели взаимодействия «один к одному» в Интернете:
· В первом случае пользователь исследует web-сервер для достижения именно своих целей. Так как цели у всех
различны, то и пути навигации по web-серверу являются уникальными, как и получаемая ими информация.
· Более высокий уровень реализации модели возможен при представлении web-сервера в уникальном виде для каждого
пользователя, то есть за счет персонификации представления web-сайта, что достижимо при использовании файлов
cookie, полученной ранее анкетной информации или образа предыдущих посещений web-сервера.
Наряду с отмеченными отличиями укажем еще на одно. Коммуникационная модель традиционных средств массовой
информации не содержит контура обратной связи, в то время как модель среды Интернета включает в себя ярко
выраженные обратные связи. Примерами реализации их с потребителями могут быть электронная почта, данные о
регистрации пользователей, файлы cookie, подписка или регистрация на web-серверах. Наличие обратных связей
значительно повышает эффективность использования коммуникативного средства взаимодействия и возможности фирмы
адекватно реагировать на события, происходящие во внутренней и внешней среде, тем самым, повышая ее
конкурентоспособность.
Pull- и Push-модели
Посредством представленных коммуникационных моделей были описаны основные направления циркуляции информации, тем
самым показано главное преимущество Интернета, заключающееся в возможности интерактивного взаимодействия в его
среде. С другой стороны при сравнении традиционных СМИ с Интернетом встает вопрос, кто является инициатором
информационного взаимодействия.
В отличие от пассивной, как бы «нисходящей» к потребителю модели маркетинга, в Интернете становится возможным
осуществить такое сотрудничество поставщиков и клиентов, при котором именно последние занимают активную позицию.
При этом они сами могут становиться поставщиками, в частности, поставщиками информации о своих потребностях.
С этой точки зрения традиционные средства массовой информации (СМИ: телевидение, радио и т. д.) реализуют push-
модель доставки информации потребителям, в которой те играют пассивную роль и обладают только достаточно
ограниченной возможностью выбора каналов информации. Представляемая информация обычно спонсируется фирмами,
поэтому доступ к информации либо бесплатный (обычное телевидение, радио), либо предоставляется за незначительную
плату (кабельное телевидение, журналы, газеты и т. д.). Такая модель создает взаимовыгодную ситуацию для всех ее
участников: СМИ получают доход за представление информации (от фирм-рекламодателей и потребителей), фирмы получают
доступ к потребителям, использующим СМИ, потребители получают доступ к информации и развлечениям (новости, спорт,
отдых и т. д.). Схематическое изображение push-модели аналогично модели, изображенной на рис. 3.1.
В противоположность традиционным СМИ, реализующим push-модель доставки информации, в основе Интернета лежит pull-
модель (рис. 3.4), в которой информация предоставляется по запросу. Эта особенность среды Интернета связана с
активной ролью потребителей, обусловленной контролем над поиском информации за счет различных поисковых и
навигационных механизмов. Это ставит перед фирмами, использующими Интернет как среду коммерции, сложную задачу,
заключающуюся в необходимости приложения максимума усилий для привлечения пользователей, и требует от них более
пристального внимания к потребностям покупателей, новым подходам и современным технологиям.
-Pull-модель доставки информации потребителям
В Интернете также существует возможность реализация push-модели, применяемой традиционными СМИ. Например, она
лежит в основе услуг, предоставляемых службой списков рассылки. Пользователь один раз подписывается на получение
информации по интересующей его тематике, а затем с определенной периодичностью получает ее по электронной почте.
Наблюдая за развитием технологий среды Интернета, можно констатировать, что оно происходит путем синтеза push- и
pull-моделей. Благодаря высокой функциональности Интернета всегда будет существовать возможность навигации
пользователей в целях поиска необходимой информации или каких-либо ресурсов. С другой стороны, они всегда будут
иметь возможность выбора интересующих их источников информации и возможности дальнейшего автоматического получения
от них интересующих сведений — новостей, обзоров и т. д.
Интерактивность
При анализе моделей коммуникации, о которых было рассказано ранее, отмечалось такое отличительное качество среды
Интернета как интерактивность. Интерактивность
— это характеристика протекания процесса коммуникации,
определяемая отношением друг к другу коммуникационных сообщений, или, если говорить более точно, определяемая
отношением текущего коммуникационного сообщения к предшествующим. Характерной чертой интерактивного взаимодействия
является необходимость немедленной ответной реакции на приход сообщения или информации, которая должна находиться
в контексте предыдущих сообщений.
Исходя из вышесказанного, для среды Интернета интерактивность можно определить как способность «отвечать»
пользователю, подобно некоторому лицу, участвующему в диалоге. Тем самым, интерактивность расширяет и дополняет
представление функции компьютера как участника диалога, способного оценить действия пользователя и отвечать в
соответствии с этими оценками. В процессе маркетинга с использованием компьютерной гиперсреды обращение к клиенту
может быть модифицировано самой гиперсредой на самой ранней стадии установления отношений в зависимости от того,
как клиент отреагировал на предшествующие действия.
Возвращаясь к модели коммуникации, лежащей в основе Интернета, можно сказать, что интерактивность в Интернете
воплощается уже не на уровне персонального общения через коммуникационную среду, а на уровне непосредственного
взаимодействия с самой средой Интернета.
Интерактивный характер позволяет существенно повысить эффективность взаимодействия участников коммуникации. На
практике, например, это может сократить время, требуемое для получения информации, необходимой для заключения
сделки или совершения покупки. В то же время, интерактивный характер среды предлагает беспрецедентные возможности
приспособления связи точно к особенностям индивидуального клиента, а для фирм — получение максимума информации от
потребителей для более эффективного их обслуживания в будущем.
Гипертекст
Не менее важной особенностью среды Интернета является ее гипертекстовая природа. Первую в мире систему, основанную
на гипертексте, предложил более пятидесяти лет назад один из создателей первой ЭВМ — Ванневар Буш (Vannevar Bush).
Система называлась Memex и состояла из «устройства, в котором пользователь хранит отдельные книги, записи и
коммуникации, и которое механизировано таким образом, что обращение к нему осуществляется гибко и быстро». Нельсон
(Nelson) в 1967 г. описывал гипертекст как сеть указателей и ассоциаций, организованных по возможности так же, как
это делает человек, организуя и связывая в своем сознании отдельные фрагменты информации.
Бомман (Bomman) в 1993 г. дал следующее определение гипертекста: «Гипертекст предполагает концепцию
непоследовательной записи информации, согласно которой пользователь связывает информационные фрагменты между собой
с помощью указателей и связей».
Гипертекст характеризуется нелинейной сетевой формой организации материала, разделенного на фрагменты, для каждого
из которых указан переход к другим фрагментам по определенным типам связей. Особенностью гипертекстовой технологии
является ее ориентация на обработку информации не вместо, а вместе с человеком, которая, как следствие, становится
авторской. Удобство ее состоит в том, что пользователь сам определяет подход к освоению или созданию материала с
учетом своих способностей, знаний и квалификации.
Гипертекст содержит не только информацию, но и аппарат ее эффективного поиска. Таким образом, гипертекстовое
представление информации обладает преимуществами перед обычным способом, позволяя производить ее более эффективное
представление и усвоение.
Мультимедиа
Мультимедиа — воссоздание в едином программно-техническом комплексе различных физических сред, с помощью которых
человек общается с окружающим миром: звук, текст, статическая и динамическая графика, мультипликация (анимация) и
видео. Благодаря появлению средств мультимедиа , стала возможной компьютерная интеграция статического (текст,
графики, рисунки) и динамического (аудио, видео, анимация) содержимого. Комбинация узлов и связей в системе
гипертекста со средствами мультимедиа позволило создать новую среду, принципиально отличную от простого сочетания
этих двух компонентов — гипермедиа.
Гипермедиа — это новая философия представления информации и доступа к ней. Ее концепция базируется на модели
информационного пространства, представленного в виде графа, узлы которого содержат информацию, а семантические
связи представлены дугами графа. Информация, хранящаяся в истинной системе гипермедиа, должна быть представлена
всеми возможными формами, которые может воспроизвести современный компьютер. Таким образом, посредством
гипертекстовых связей, лежащих в основе компьютерной гиперсреды, гипермедиа совмещает в себе радио (аудио),
телевидение (динамическое изображение), прессу (текст, рисунки, фотографии) и компьютер (видеотерминал).
Эффект присутствия
Важной чертой коммуникационной модели Интернета является понятие эффекта присутствия , характеризующего процесс
общения клиента с окружающей средой, состоящей из обстановки, помещения, рабочего места с компьютером и т. п., и
среды, создаваемой компьютерными гиперсредствами.
Соотношение степеней воздействия на клиента этих двух составляющих определяет степень эффекта присутствия.
Следует отметить, что эффект присутствия по своей природе в большей степени связан с интерактивным общением и с
самой компьютерной гиперсредой, нежели с общением через нее. Важным свойством среды при этом является ее
«прозрачность» для клиента, которая при персональном общении позволяет протекать диалогу наиболее естественно, а
при общении с гиперсредой позволяет последней реализовать в полной мере присущие ей свойства «виртуальной
реальности».
Сетевая навигация
Сетевая навигация может быть определена как процесс самоопределяемого движения в компьютерной гиперсреде. Метод
нелинейного поиска и запроса информации, лежащий в ее основе, предоставляет пользователю как свободу выбора, так и
возможность контроля, осуществляемого на более высоком уровне по сравнению с весьма ограниченными средствами
навигации, доступными в обычных средствах массовой информации (телевидение, печать).
Сравнение коммуникативных характеристик Интернета с традиционными СМИ
Из характеристик Интернета, о которых было рассказано ранее, становится ясно, что Сеть значительно отличается от
других средств информации. Сравнение Интернета с традиционными СМИ показывает, что он обладает рядом значительных
особенностей и преимуществ:
· интерактивный характер коммуникации;
· многофункциональная модель коммуникации «многие ко многим», органически включающая модели «один ко многим» и
«один к одному», лежащая в основе Интернета, позволяет реализовать широкий диапазон видов коммуникационного
взаимодействия, исходя из потребностей клиентов и используемых ими средств;
· наличие контроля над поиском и получением информации позволяет потребителям занимать активную позицию в
коммуникационном процессе;
· широкий диапазон видов представления информации;
· высокая гибкость и масштабируемость;
· возможность нелинейного поиска информации, обусловленная гипермедийным способом ее представления;
· возможность интерактивного заключения сделок и проведения платежей.
Информация о работе Коммуникативные характеристики интернета